Решение из публичных правоотношений



Дело № 2-259/11                                                   

                                      

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос.Ягодное                                                                                                     05 июля 2011 года            Ягоднинский районный суд Магаданской области в составе:председательствующего судьи Кречетова А.А., при секретаре Писаренко Е.И., с участием заявителя - помощника прокурора Ягоднинского района Магаданской областиВоробьева И.А.,представителя муниципального образования «Поселок Синегорье» - председателяСобрания представителей п. Синегорье - Кузьмичева А.В.,рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ягоднинского района Магаданской области о признании подпунктов «г», «д», «ж», «з», «к» части 2 статьи 107 Устава муниципального образования «Поселок Синегорье» противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента их опубликования,-

У С Т А Н О В И Л:

          Исполняющий обязанности прокурора Ягоднинского района Магаданской области обратился в Ягоднинский районный суд Магаданской области с заявлением о признании подпунктов «г», «д», «ж»,«к» части 2 статьи 107 Устава муниципального образования «Поселок Синегорье» противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента их опубликования.

В обоснование требований заявления указал, что решением собрания представителей муниципального образования «Поселок Синегорье» 06 ноября 2007 г. принят Устав муниципального образования «Поселок Синегорье» (далее по тексту - Устав). Согласно данному Уставу лицам, замещающим муниципальные должности, помимо гарантий, предусмотренных федеральным и областным законодательством, предоставлены следующие гарантии:

- страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением полномочий;

- страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период осуществления полномочий или после прекращения их осуществления, но наступающих в связи с исполнением полномочий;

- выплаты единовременного пособия в случаях окончания срока полномочий либо досрочного прекращения полномочий (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1, 3, 5, 6, 9 части 6 ст. 36, пунктами 1, 4, 5 и 8 ч. 10 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а так же случая роспуска представительного органа в порядке и по основаниям, предусмотренным ст. 73 указанного Федерального закона) в размере, установленном муниципальным правовым актом;

- единовременная материальная помощь в случае гибели (смерти) членов семьи (мужа, жены, детей, родителей обоих супругов) в порядке и размере, установленными муниципальными правовыми актами муниципального образования.

По мнению прокурора, упомянутые положения противоречат Трудовому кодексу РФ, в частности ст. 6, которой установлено, что вопросы установления гарантий относятся к полномочиям федеральных органов государственной власти и урегулированы Трудовым кодексом РФ и установление каких либо гарантий муниципальным образованием выходит за пределы полномочий органов местного самоуправления. Помимо этого выплата денежного вознаграждения после освобождения от должности, выходит за рамки трудовых правоотношений и создает преимущества лицам, замещавшим муниципальные должности данного муниципального образования. Вопросы страхования и возмещения вреда, в случае потери кормильца урегулированы нормами Гражданского кодекса РФ (в частности ст.ст. 3, 968, 1084 и 1089) и иными, принятыми в соответствии федеральными законами регулирующими гражданские правоотношения, а действующими на настоящее время указанными законодательными актами не предусмотрено обязательное государственное страхование жизни и здоровья лиц замещающих муниципальные должности. В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а так же конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В судебном заседании прокурор требования искового заявления поддержал в полном объеме по основаниям, в нем изложенным, дополнил требования и просил так же признать противоречащим законодательству и недействующим подпункт «з» части 2 статьи 107 Устава, которым лицам, замещающим муниципальные должности, предоставлена гарантия в виде выплаты в течение одного года назначенного денежного вознаграждения до устройства на новое место работы либо доплата до размера денежного вознаграждения, если заработная плата по новому месту работы ниже вознаграждения, которое получало лицо, замещающее должность Секретаря Собрания представителей, в случае окончания срока полномочий либо досрочного прекращения полномочий (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1, 3, 5, 6, 9 части 6 ст. 36 пунктами 1, 4, 5 и 8 ч. 10 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» а так же случая роспуска Собрания представителей в порядке и по основаниям, предусмотренным ст. 73 указанного Федерального закона), указав, что предоставление данной гарантии противоречит статье 6 ТК РФ и выходит за рамки трудовых правоотношений, создает преимущества лицам, замещавшим муниципальные должности данного муниципального образования. Относительно гарантии, предусмотренной п.п. «к» ч. 2 ст. 107 Устава в виде единовременной материальной помощи в случае гибели (смерти) членов семьи (мужа, жены, детей, родителей обоих супругов) в порядке и размере, установленными муниципальными правовыми актами муниципального образования, пояснил, что закрепление данной гарантии в Уставе противоречит статье 3 ТК РФ, так как предоставляет преимущества выборным должностным лицам перед невыборными.

            Председатель Собрания представителей муниципального образования «Поселок Синегорье» в судебном заседании согласился с требованиями заявления прокурора и так же пояснил, что оспариваемый прокурором подпункт «з» части 2 статьи 107 Устава уже исключен из Устава и данное решение обнародовано и вступило в силу, решение по остальным оспариваемым прокурорам подпунктам части 2 статьи 107 Устава будет принято собранием представителей в ближайшее время.

             Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.ст. 34 и 35 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», представительный орган местного самоуправления входит в структуру органов местного самоуправления и обладает исключительной компетенцией по принятию устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений.

Согласно ст.ст. 8, 23 и 41 Устава муниципального образования «Поселок Синегорье» представительным органом данного муниципального образования является Собрание представителей, которое обладает исключительной компетенцией по принятию Устава муниципального образования «Поселок Синегорье» и внесению в него изменений, а так же правом по принятию нормативных и иных правовых актов в форме Решений.

Согласно Уставу муниципального образования «Поселок Синегорье» и штампу о государственной регистрации, указанный устав принят решением представительного органа муниципального образования № 89 от 06.11.2007 г., зарегистрирован в установленном порядке и обнародован.

В соответствии с частью 2-й статьи 107 Устава, депутатам, членам выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицам местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе (далее лица, замещающие муниципальные должности), помимо гарантий, предусмотренных федеральным и областным законодательством предоставлены следующие гарантии:

п. «г» - страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением своих полномочий;

п. «д» - страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период осуществления полномочий или после прекращения их осуществления, но наступивших в связи с исполнением полномочий;

п. «ж» - выплаты единовременного пособия в случаях окончания срока полномочий либо досрочного прекращения полномочий (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1, 3, 5, 6, 9 части 6 ст. 36, пунктами 1, 4, 5 и 8 ч. 10 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а так же случая роспуска представительного органа в порядке и по основаниям, предусмотренным ст. 73 указанного Федерального закона) в размере, установленном муниципальным правовым актом;

п. «з» - выплата в течение одного года назначенного денежного вознаграждения до устройства на новое место работы либо доплата до размера денежного вознаграждения, если заработная плата по новому месту работы ниже вознаграждения, которое получало лицо, замещающее муниципальную должность, в случае окончания срока полномочий либо досрочного прекращения полномочий ( за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1, 3, 5, 6, 9 части 6 ст. 36 пунктами 1, 4, 5 и 8 ч. 10 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» а так же случая роспуска представительного органа в порядке и по основаниям, предусмотренным ст. 73 указанного Федерального закона);

п. «к» - единовременная материальная помощь в случае гибели (смерти) членов семьи (мужа, жены, детей, родителей обоих супругов в порядке и размере, установленными муниципальными правовыми актами муниципального образования.

В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а так же конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно п. «о» статьи 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.

Вопросы страхования относятся к сфере гражданско-правового регулирования Главы 48 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно статьям 927 и 935 данного кодекса, законом могут быть предусмотрены случаи обязательного страхования жизни, здоровья и имущества граждан за счет средств, предоставленных из соответствующего бюджета (обязательное государственное страхование).

Согласно положениям ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство состоит из названного Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, именуемых в тексте Гражданского кодекса - законы.

Таким образом, приведенные выше положения статей 3, 927 и 935 Гражданского кодекса Российской Федерации свидетельствуют о том, что обязательное государственное страхование должно устанавливаться только федеральным законодательством.

Действующим в настоящее время федеральным законодательством, обязательного государственного страхования жизни, здоровья и имущества лиц, замещающих муниципальные должности органов местного самоуправления, не предусмотрено, а право издавать акты, содержащие нормы гражданского права, субъектам Российской Федерации не предоставлено.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что возможность предоставления гарантий связанных со страхованием здоровья и имущества депутатам, членам выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицам местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе (п. «г» и «д» ч. 2 ст. 107 Устава) установлена Уставом данного муниципального образования вопреки указанным выше положениям, т.е. с превышением компетенции органов местного самоуправления, а следовательно в нарушении действующего федерального законодательства и требования в части признания недействующими пунктов «г» и «д» ч. 2 ст. 107 Устава МО «Поселок Синегорье» подлежат удовлетворению.

Рассматривая требования заявления прокурора в части признания противоречащим федеральному законодательству и недействующим п. «ж» ч. 2 ст. 107 Устава суд приходит к следующему.

          В соответствии с требованиями п. «н» и «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления, трудовое законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

         По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (пункт 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

        Согласно ст. 5 Трудового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

         В силу ст. 6 Трудового кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

         Поскольку предоставление гарантий выборному должностному лицу местного самоуправления федеральным законодательством не урегулировано, то на основании п. 5.1 ст. 40 Закона № 131-ФЗ такие гарантии устанавливаются уставом муниципального образования на основании закона субъекта Российской Федерации.

       Указанная выше социально-трудовая гарантия введена за пределами полномочий органа местного самоуправления в сфере трудовых и иных сходных с ним отношений.

       Замещение гражданами выборных должностей в муниципальном образовании является реализацией их трудовых прав и охватывается сферой трудового законодательства (ст. 16 ТК РФ).

        Федеральным законом вопросы социальных и трудовых гарантий лицам, замещающим выборные должности в органах местного самоуправления, не урегулированы. Соответственно, предоставление таких гарантий названным лицам должно осуществляться с соблюдением требований Трудового кодекса Российской Федерации.

         Так, в силу ст. 172 Трудового кодекса Российской Федерации гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в органах местного самоуправления, устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц на период выполнения ими своих полномочий, а не по окончании срока полномочий.

        Как следует из пункта «ж» Устава, данная гарантия выборным должностным лицам муниципального образования установлена не на период выполнения ими своих полномочий, а по окончании срока этих полномочий, в связи с чем оспариваемый Устав в указанной части, исходя из требований ст. 7 ч. 4 ФЗ № 131-ФЗ, а также из требований ст. 5 ТК РФ, суд находит противоречащим федеральному законодательству и подлежащей в соответствии со ст. 253 ч. 2 ГПК РФ признанию недействующей, а заявление прокурора в этой части - подлежащим удовлетворению.

        Кроме этого, согласно ст. 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают, в том числе, в результате избрания на должность.

        В соответствии со ст. 164 Трудового кодекса Российской Федерации гарантиями являются средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.

        Статьей 165 того же Кодекса установлено, что, помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Порядок предоставления гарантий выборным лицам местного самоуправления определяется ст. 172 ТК РФ.

          Перечисленные нормы Трудового кодекса Российской Федерации предусматривают предоставление работникам гарантий и компенсаций непосредственно в период исполнения ими трудовых полномочий, в то время как выплата единовременного пособия по истечении срока полномочий по замещаемой выборной должности выходит за рамки трудового периода и фактически касается условий расторжения трудовых отношений, что противоречит требованиям ст. 172 ТК РФ.

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что оспариваемый прокурором пункт «з» части второй статьи 107 Устава был признан решением Собрания представителей №37 от 27 мая 2011 года утратившим силу, данные изменения в устав прошли государственную регистрацию и, согласно акту от 21 июня 2011 года, надлежащим образом обнародованы.

В связи с изложенным, оспариваемый прокурором пункт «з» ч. 2 ст. 107и Устава в настоящее время не действует и в удовлетворении требования прокурора о признании его противоречащим законодательству и недействующим надлежит отказать.

Согласно сообщению Главы администрации муниципального образования «Поселок Синегорье» и решения Собрания представителей п. Синегорье №238 от 28 октября 2010 года, по указанным гарантиям в связи с окончанием полномочий, Зайцеву Н.А. в 2010-2011 - м годах выплачивалось однократное денежное вознаграждение, а так же проводились ежемесячные выплаты до устройства на новое место работы.

Принимая во внимание, что оспариваемые гарантии были уже реализованы, то требования прокурора о признании п. «г», «е», «ж» и «з» ч. 2 ст. 107 Устава муниципального образования «Поселок Синегорье» с момента их опубликования не могут быть удовлетворены в этой части.

            Суд так же полагает, что требование прокурора о признании пункта «к» части 2 статьи 107 Устава противоречащим федеральному закону удовлетворению не подлежит по следующим основаниям:

    Абзац 4 части 1 статьи 6 Трудового кодекса Российской Федерации относит к полномочиям федеральных органов государственной власти установление обеспечиваемого государством минимального уровня трудовых прав, свобод и гарантий работникам, предоставляемый государством.

В соответствии с ч.2 ст.6 ТК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Таким образом, субъекты РФ вправе повышать уровень трудовых гарантий и устанавливать дополнительные гарантии работникам, при этом установление указанных гарантий не должно противоречить федеральному законодательству.

Согласно ст. 165 ТК РФ к случаям, при наступлении которых предоставляются гарантии и компенсации, отнесено исполнение государственных или общественных обязанностей.

Порядок предоставления гарантий выборным лицам местного самоуправления установлен ст. 172 ТК РФ, согласно которой гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц.

В соответствии с ч.2 п.«к» ст.3 Закона Магаданской области от 24.11.2008г. № 1061-ОЗ (в ред. Закона Магаданской области от 11.03.2011г. № 1373-ОЗ) «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления» предусмотрена возможность включения в Устав муниципального образования, такой гарантии, как единовременная материальная помощь в случае гибели (смерти) членов семьи (мужа, жены, детей, родителей обоих супругов) в порядке и размере, установленными муниципальными правовыми актами.

Суд полагает, что частью 2 статьи 6 и статьей 172 Трудового кодекса Российской Федерации, регулирующими порядок предоставления гарантий выборным должностным лицам, предусмотрена возможность установления более высокого уровня трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанная социально-трудовая гарантия, кроме того, установлена законодательным органом субъекта Российской Федерации, и не противоречит Трудовому кодексу РФ, в связи с чем оспариваемый подпункт «к» ч. 2 ст. 107 Устава не противоречит федеральному законодательству, законодательству субъекта РФ, и в удовлетворении требований прокурора в части признания пункта «к» ч. 2 ст. 107 Устава противоречащим федеральному законодательству и недействующим надлежит отказать.

Доводы заявления прокурора о том, что указанная гарантия, предусмотренная п. «к» части 2 статьи 107 Устава, противоречит федеральному законодательству, в связи с тем, что регулирование вопросов возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, также отнесено к гражданским правоотношениям и является предметом ведения Российской Федерации, судом приняты быть не могут, поскольку в оспариваемом пункте Устава регулируется не вопрос причинения вреда жизни и здоровью выборного должностного лица МО, а регулируется вопрос предоставления компенсации, в связи со смертью члена семьи выборного должностного лица, который не отнесен к гражданским правоотношениям, а является социально-трудовой гарантией указанных лиц.

Суд так же не может согласиться с доводами прокурора о том, что предоставление данной гарантии противоречит статье 3 ТК РФ, так как она предоставляет преимущества выборному должностному лицу по сравнению с остальными лицами. По мнению суда данная гарантия является разовой материальной помощью и не предоставляет никаких преимуществ выборному должностному лицу по сравнению с другими работниками.

В связи с тем, что в МО «Поселок Синегорье» отсутствует периодическое издание, осуществляющее официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, суд полагает необходимым настоящее решение, после вступления его в законную силу, довести до сведения населения МО «Поселок Синегорье» путем обнародования.

            Прокурор при подаче заявления государственную пошлину не оплачивал. С представительного органа местного самоуправления государственная пошлина взысканию не подлежит в силу требований подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ (в ред. ФЗ от 27.12.2009г. № 374-ФЗ).

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198, 253 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Ягоднинского района Магаданской области о признании подпунктов «г», «д», «ж», «з», «к» части 2 статьи 107 Устава муниципального образования «Поселок Синегорье» противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента их опубликования - удовлетворить частично.

Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления в законную силу настоящего решения суда, подпункты «г», «д», «ж» части 2 статьи 107 Устава муниципального образования «Поселок Синегорье».

           В удовлетворении требований заявления прокурора Ягоднинского района Магаданской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующими подпунктов «з», «к» части 2 статьи 107 Устава муниципального образования «Поселок Синегорье», а так же о признании подпунктов «г», «д», «ж» части 2 статьи 107 Устава муниципального образования «Поселок Синегорье» противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента их опубликования - отказать.

Сообщение о решении суда после его вступлении в законную силу подлежит обнародованию в п. Синегорье.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Ягоднинский районный суд в 10-дневный срок со дня изготовления мотивированного решения - 10 июля 2011 года.

Председательствующий судья                                                        А.А. Кречетов