Решение об удовлетворении заявления военного прокурора Вологодского гарнизона



Дело № 2-61/2011 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос. Ягодное 09 марта 2011 года

Ягоднинский районный суд Магаданской области в составе:

председательствующего судьи Кречетова А.А.,

с участием:

представителя военного прокурора Вологодского гарнизона - старшего помощника прокурора Ягоднинского района Магаданской области Боевой Э.И., действующей на основании доверенности,

представителя ответчика по доверенности "С",

при секретаре Алексеенко Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело, по исковому заявлению военного прокурора Вологодского гарнизона, в защиту интересов Российской Федерации, о взыскании с "И" в пользу Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «**ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ**» Министерства обороны Российской Федерации средств федерального бюджета, затраченных на военную (специальную подготовку) в размере 88 327 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Военный прокурор Вологодского гарнизона, действующий в защиту интересов Российской Федерации обратился в Ягоднинский районный суд Магаданской области с исковым заявлением к "И" о возмещении ущерба затраченного на военную (специальную подготовку) в размере 88 327 рублей.

В обоснование искового заявления указано, что ответчик добровольно поступил в Государственной образовательное учреждение высшего профессионального образования «**ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ**» (далее по тексту - Институт). Приказом начальника Института от **ДАТА** **НОМЕР** "И" был зачислен на 1-й курс Института на должность курсанта. Приказом начальника Института от **ДАТА** **НОМЕР** "И" был отчислен из Института в связи с невыполнением военнослужащим условий предъявляемых к дисциплинированности, от занимаемых должностей освобожден и переведен для дальнейшего прохождения военной службы в 4 роту батальона обеспечения учебного процесса, за штат. В настоящее время ответчик уволен с военной службы по истечению установленного срока прохождения военной службы по призыву и направлен для постановки на воинский учет в Военный комиссариат п. **АДРЕС** Магаданской области. В соответствии с Уставом Института, утвержденного Министром обороны РФ от 02.08.2006 года, Институт является некоммерческой организацией - государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования Министерства обороны РФ. В соответствии со ст. 35 ФЗ « О воинской обязанности и военной службе», граждане, отчисленные из ВУЗов за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться, либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Постановлением Правительства РФ № 402 от 26.06.2007 года. Просил суд взыскать с "И" в пользу Института средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку в размере 88 327 рублей.

В судебном заседании представитель военного прокурора Вологодского гарнизона поддержал исковое заявление по основаниям в нем изложенным и просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика в судебном заседании с требованиями искового заявления не согласился и просил в их удовлетворении отказать, указав, что ответчик не заключал контракта на прохождение военной службы и как указано в наименовании искового заявления, ущерб досрочным расторжением контракта причинить не мог. "И" при поступлении в образовательное учреждение не предполагал о том, что стоимость его обучения может быть потом взыскана с него в случае его отчисления, а истцом не предоставлено никаких доказательств отчисления ответчика за недисциплинированность. В соответствии с Конституцией РФ военная обязанность - это почетная обязанность каждого гражданина. Ответчик служил срочную службу по призыву и после отчисления из института срок его нахождения в институте был включен в срок службы по призыву. При этом компенсации затрат на обучение в военных институтах Конституцией РФ не предусмотрено и ответчик за обучение в военном институте платить не должен. Истец в суд предоставил расчет фиксированных значений в соответствии с которыми с ответчика взыскиваются затраты на обучение, однако данный расчет не содержит в себе расшифровки основных показателей Р1, Р2, Р3 и кроме того, расчет утвержден 14 октября 2008 года, тогда как с ответчика взыскиваются затраты за период 2007-2008 года. Полагает, что расчет фиксированных значений в 2007 году невозможен, так как методика утверждения основных показателей расчета утверждена приказом министра обороны РФ только в августе 2008 года.

Представитель истца - Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «**ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ**» (далее по тексту Институт) и ответчик в судебном заседании отсутствовали. О времени и месте проведения судебного заседания уведомлены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, судом определено приступить к рассмотрению дела по существу в отсутствии представителя истца, ответчика.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная собственность и управление ей.

В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона РФ «Об обороне» от 31 мая 1996 года (с последующими изменениями и дополнениями) № 61 -ФЗ, имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно ст. 11 Закона Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.

Согласно п. 1.11 Устава, институт является некоммерческой организацией государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования Министерства обороны /л.д.20-2у4/.

Согласно п. 1 ст. 26 Закона реализация мероприятий в области обороны в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством Российской Федерации.

Согласно ст. 35 Федерального Закона РФ «О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ» от 28.03.1998 года № 53-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями):

- граждане, зачисленные в военные образовательные учреждения профессионального образования, назначаются на воинские должности курсантов, слушателей или иные воинские должности в порядке, определенном настоящим Федеральным законом, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

- граждане, не проходившие военную службу, при зачислении в военные образовательные учреждения профессионального образования приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и заключают контракт о прохождении военной службы по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания ими первого курса обучения в указанных образовательных учреждениях.

Согласно п. 4 ст. 35 Закона военнослужащие мужского пола, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться, а также отказавшиеся заключить контракт о прохождении военной службы, если к моменту отчисления из указанных образовательных учреждений они достигли возраста 18 лет, не выслужили установленного срока военной службы по призыву и не имеют права на увольнение с военной службы, на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу, направляются для прохождения военной службы по призыву.

Согласно п. 7 ст. 35 Закона граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждане, окончившие указанные образовательные учреждения и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным подпунктами "д", "е", "е.1" и "з" пункта 1, подпунктами "в" и "д" пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Указанные граждане не возмещают средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения ими обязанностей военной службы в период обучения. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства РФ «ОБ ИСЧИСЛЕНИИ РАЗМЕРА ПОДЛЕЖАЩИХ ВОЗМЕЩЕНИЮ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, ЗАТРАЧЕННЫХ НА ВОЕННУЮ ИЛИ СПЕЦИАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» № 402 от 25.06.2007 года военная или специальная подготовка является составной частью основной профессиональной образовательной программы, определяемой в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, квалификационными требованиями, предъявляемыми к военно-профессиональной подготовке выпускников по соответствующим специальностям и специализациям.

В соответствии с п.п. « а» п. 7 Постановления граждане возмещают средства федерального бюджета, затраченные на военную подготовку, по текущему значению суммы подлежащих возмещению средств.

Текущее значение суммы подлежащих возмещению средств устанавливается:

а) для граждан, отчисленных из военно-учебных заведений за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшихся заключить контракт, - в размере, рассчитанном по формуле:

ТЗ = ФЗ x (ПЛО + ПМО / 12),

где:

ТЗ - текущее значение суммы подлежащих возмещению средств в случае отчисления из военно-учебного заведения, тыс. рублей;

ФЗ - фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств, размер которых включается в контракт, тыс. рублей в год;

ПЛО - количество полных лет обучения (1 год - 365 дней) в военно-учебном заведении;

ПМО - количество полных месяцев обучения (1 месяц - 30 дней), прошедших со дня зачисления в военно-учебное заведение (для первого года обучения) либо со дня истечения полного года обучения (для последующих лет обучения).

Согласно выписки из приказа начальника Института **НОМЕР** от **ДАТА** "И" **ДАТА** года рождения, уроженец **АДРЕС** края с **ДАТА** был зачислен на первый курс **ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ**, на воинскую должность - курсант, с присвоением воинского звания - рядовой, /л.д.8/

Согласно выписки из приказа начальника Института **НОМЕР** от **ДАТА** "И", курсант **НОМЕР** учебной группы, был отчислен из института по недисциплинированности, освобожден от занимаемых должностей и перееден для дальнейшего прохождения военной службы в **НОМЕР** роту батальона обеспечения учебного процесса, за штат /л.д.9/

Согласно предоставленного истцом расчету, сумма подлежащих возмещению средств, затраченных на военную и специальную подготовку ответчика за период 2007 и 2008 годов, составляет 88327 рублей 00 копеек, фиксированное значение стоимости обучения в 2007 и 2008 годах составляет 117769 рублей /л.д.10/. Фиксированное значение суммы подлежащих возмещению денежных средств подтверждено предоставленных в адрес суда расчетом фиксированных значений, утвержденных врио. командира войсковой части 18 октября 2008 года /л.д. 11/.

При этом, согласно приведенного выше пункта 7 Постановления Правительства №402, при расчете текущего значения средств, подлежащих возмещению, для граждан, отчисленных из военно-учебных заведений за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшихся заключить контракт, используется фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств, размер которых включается в контракт.

Согласно ст. 35 Закона «О воинской обязанности и военной службе» с ответчиком контракт о прохождении военной службы мог быть заключен по достижении им возраста 18 лет, но не ранее окончания им первого курса обучения в Институте, то есть контракт был бы заключен с ответчиком в 2008 году при условии, если бы не произошло его отчисление из Института. Таким образом, фиксированное значение суммы, используемое при расчете текущего значения средств, подлежащего возмещению, правильно взято за 2008 год - год возможного заключения контракта с ответчиком. Перечни конкретных видов вооружения и военной техники, элементов тренажерной базы и базы для общевоенной подготовки, материальных запасов, включаемых в состав указанных в пункте 3 методики расходов (утвержденной Постановлением Правительства №402), учебных дисциплин, разработанных с учетом квалификационных требований, а также методики расчета стоимости износа основных средств, стоимости расхода материальных запасов и расходы на содержание преподавателей - показатели Р1, Р2 и Р3, используемые при расчете фиксированных значений, согласно сообщения Института в адрес суда №275 от 10.02.2011 года /л.д. 19/ являются секретными. Вместе с тем, расчет фиксированных значений, предоставленный суду произведен в соответствии с требованиями методики расходов, утвержден надлежащим лицом и сомнений в правильности отраженных в нем сведений у суда не вызывает. С учетом изложенного, доводы представителя ответчика относительно того, что представленный расчет фиксированных значений не обоснован, так как не содержит в себе расшифровки основных показателей Р1, Р2, Р3 и кроме того данный расчет значений утвержден 14 октября 2008 года, тогда как с ответчика взыскиваются затраты за период 2007-2008 года - не могут быть приняты во внимание.

Доводы представителя ответчика в судебном заседании о том, что ответчик служил срочную службу и не должен ее оплачивать, а компенсация затрат на обучение в военных институтах Конституцией РФ не предусмотрена и ответчик за обучение в военном институте платить не должен - несостоятелен, так как возмещение средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за недисциплинированность напрямую предусмотрено приведенным выше п. 7 ст. 35 Закона «О воинской обязанности и военной службе». При этом данный же пункт предусматривает, что указанные граждане не возмещают средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения ими обязанностей военной службы в период обучения, в связи с чем довод представителя ответчика, что ответчик, оплачивая обучение, оплачивает таким образом и свое содержание во время срочной службы - так же несостоятелен.

Оценив в совокупности все изложенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований в полном объеме.

Разрешая вопрос о судебных издержках по делу, суд приходит к следующему.

Истец, при подаче иска прокурор был освобожден от уплаты государственной пошлины.

Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

С учетом вышеизложенного, суд полагает, что с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, в соответствии со ст. 333.19 НК РФ в размере 2849 рублей 81 копейка.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление военного прокурора Вологодского гарнизона, в защиту интересов Российской Федерации, о взыскании с "И" в пользу Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «**ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ**» Министерства обороны Российской Федерации средств федерального бюджета, затраченных на военную (специальную подготовку), в размере 88 327 рублей - УДОВЛЕТВОРИТЬ в полном объеме.

Взыскать с "И", в пользу Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «**ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ**» Министерства обороны Российской Федерации средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку в размере 88 327 (восемьдесят восемь тысяч триста двадцать семь) рублей, которые перечислить согласно следующим реквизитам:

Наименование получателя платежа: УФК по **АДРЕС** (ГОУ **ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ**)

Налоговый орган: ИНН **НОМЕР**

Номер счета получателя платежа: **НОМЕР**

Наименование банка: ГРКЦ ГУ Банка России по **АДРЕС**,

БИК: **НОМЕР**

КБК **НОМЕР**

ОКАТО **НОМЕР**

Взыскать с "И" в доход бюджета Муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» государственную пошлину в размере 2 849 (две тысячи восемьсот сорок девять) 81 копейка.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Ягоднинский районный суд в течении 10 дней с момента изготовления мотивированного решения - 14 марта 2011 года.

Председательствующий судья: А.А. Кречетов