Решение о признании незаконным решения избирательной комиссии



Дело № 2- 520/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.Ягодное                                                                                                     02 декабря 2011 года

Ягоднинский районный суд Магаданской области в составе:

председательствующего судьи Кречетова А.А.,

с участием помощника прокурора Ягоднинского района Магаданской области

Губаева П.Е.,

представителей заявителя Сотниченко В.И. и Сотниченко А.И., действующих на основании доверенности,

представителя заинтересованного лица - избирательной комиссии муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» - Игнаткиной Е.Ю.,

при секретаре Алексеенко Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Андрусяка Ивана Дмитриевича о признании незаконным решения избирательной комиссии муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» №21/40 от 22 ноября 2011 года «Об использовании и распространении в ходе предвыборной кампании агитационного печатного материала кандидатом на должность главы муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» Андрусяком Иваном Дмитриевичем»,-

У С Т А Н О В И Л:

Андрусяк И.Д. обратился в Ягоднинский районный суд с заявлением о признании незаконным решения избирательной комиссии муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» (далее по тексту - Избирательной комиссии) №21/40 от 22 ноября 2011 года «Об использовании и распространении в ходе предвыборной кампании агитационного печатного материала кандидатом на должность главы муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» Андрусяком Иваном Дмитриевичем», мотивируя свои требования тем, что он является зарегистрированным кандидатом на должность главы муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» выборы которого состоятся 04 декабря 2011 года. 28 ноября 2011 года им было получено решение Избирательной комиссии № 21/40 от 22.11.11 г., согласно которому Избирательная комиссия решила: поручить председателю избирательной комиссии муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» Игнаткиной Е.Ю. направить представление в органы Министерства внутренних дел по Ягоднинскому району о привлечении к административной ответственности кандидата на должность главы муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» Андрусяка Ивана Дмитриевича.

В соответствии с пунктом 6 ст. 54 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации изъять агитационный печатный материал - информационный бюллетень «Времена», изготовленный за счет средств избирательного фонда кандидата на должность главы муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» Андрусяка Ивана Дмитриевича.

С данным решением он не согласен, считая, что претензии Избирательной комиссии по поводу изготовления и размещения в информационном бюллетене «Времена» на 2,3 и 5 страницах изображений физических лиц не обоснованы, поскольку нарушений федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» он не совершал. Информационный бюллетень «Времена» соответствовал всем требованиям, предъявляемым к печатным агитационным материалам которые изложены в п.2 ст. 54 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Поскольку информационный бюллетень надлежит относить к категории периодических печатных изданий, то документы, подтверждающие согласие физического лица на использование его изображения одновременно с информационным бюллетенем в избирательную комиссию не предоставлялись и согласно закону должны были быть представлены только по требованию избирательной комиссии. Он, как кандидат, выдвинутый коммунистической партией РФ, мог в своем информационном периодическом бюллетене размещать фото другого кандидата от коммунистической партии на предстоящих выборах - Зюганова Г.А. Фотография Ф.И. Тренкеншу является перепечаткой из раннего номера газеты «Времена» (август-сентябрь 2010 г). Редакция газеты «Времена» дала ему письменное разрешение на перепечатку этого материала с возможными сокращениями и изменениями. На фото запечатлен момент инаугурации избранного кандидата в общественном месте при большом скоплении населения. Изображение общественного человека было помещено в газету «Времена» редакцией, преследующей общественный и публичный интерес к происходящему событию. Претензий Тренкеншу Ф.И. по поводу размещения его изображения в газете «Времена» в редакцию газеты и иные заинтересованные органы не поступало. Фото, изображающее сельскую женщину с пучком моркови содержит «виртуальный образ женщины» изготовленный при помощи компьютерной программы «фотошоп». Физического лица, изображенного на этой фотографии, реально физически не существует.

Избирательная комиссия, вынося решение №21/40 от 22 ноября 2011 года, на свое заседание его не приглашала, обжалуемое решение он получил 28 ноября 2011 года.

Просил признать незаконным решение № 21/40 от 22.11.11 г. «Об использовании и распространении в ходе предвыборной кампании агитационного печатного материала....» избирательной комиссии муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» по выборам главы муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области».

В судебном заседании заявитель отсутствовал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, согласно письменному заявлению просил рассмотреть заявление без своего участия.

Судом, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ определено рассмотреть заявление в отсутствие заявителя Андрусяка И.Д.

Представители заявителя в судебном заседании на требованиях заявления настаивали, также пояснили, что заявитель Андрусяк И.Д. не был оповещен о дате и времени судебного заседания избирательной комиссии по рассмотрению вопроса об использовании им агитационного материала и не имел возможности принять в нем участие, представить свои возражения, чем было нарушено предоставленное ему статьями 30 и 75 Федерального закона №67-ФЗ право.

Представитель избирательной комиссии в судебном заседании с доводами заявления не согласились и просила отказать в его удовлетворении, поскольку полагает, что в соответствии с п. 6. ст. 54 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Закон о гарантиях избирательных прав) запрещается распространение агитационных материалов с нарушением требований, установленных пунктом 3 настоящей статьи, пунктом 9 статьи 48 настоящего Федерального закона. П. 9. ст. 48 Закона о гарантиях избирательных прав установлено, что использование в агитационных материалах кандидата, избирательного объединения изображения физического лица, высказываний физического лица о кандидате, об избирательном объединении возможно только с письменного согласия данного физического лица. Документ, подтверждающий согласие, представляется в избирательную комиссию вместе с экземплярами агитационных материалов, представляемых в соответствии с пунктом 3 статьи 54 настоящего Федерального закона.

В соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год (абз. 4 ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации»); в соответствии со ст. 8 Закона о СМИ редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации, за исключением случаев освобождения от регистрации, предусмотренных настоящим Законом. В соответствии со ст. 12 Закона о СМИ случаем освобождения от регистрации периодического печатного издания является периодическое печатное издание тиражом менее одной тысячи экземпляров. Между тем, представленный кандидатом информационный бюллетень не содержит текущего номера и выпущен тиражом (3000 экземпляров), превышающим допустимые законом нормы для печатных изданий, не подлежащих регистрации, оплачен из средств избирательного фонда кандидата на должность главы муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» Андрусяка И.Д. и заявлен самим кандидатом как агитационный материал.

Таким образом, Информационный бюллетень «Времена» от ноября 2011 года не является периодическим печатным и должен рассматриваться как агитационный материал кандидата, распространение которого регулируется гл. 7 Закона о гарантиях.

Довод кандидата о том, что материал, расположенный на ст. 5,6,7,8 под общим названием «Клятву не сдержал» является перепечаткой из раннего номера газеты «Времена» (август-сентябрь 2010 г.) с письменного разрешения редакции названной газеты не может признаваться достаточным, для возможности использования изображений физических лиц, в агитационном материале кандидата, без их письменного согласия. Ссылка кандидата на Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 5, Пленума ВАС РФ № 29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», где определены случаи, в которых допускается использование изображений без разрешения изображенного лица является несостоятельной, поскольку в нем, со ссылкой на ст. 152.1 ГК РФ установлены общие правила охраны изображения гражданина, без учета требований Закона о гарантиях избирательных прав. К тому же, информация, содержащаяся в тексте Постановления Пленума кандидатом отражена в заявлении не в полном объеме, что по факту искажает правовой смысл статьи ст. 152.1 ГК РФ в соответствии с которой согласие на обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина не требуется, в случае если изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования.

В соответствии с п. п. 7 ст. 56 Федерального закона от 12.06.2002 № 67- ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Закон о гарантиях избирательных прав) комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации, агитации при проведении референдума и принимают меры по устранению допущенных нарушений. Обжалуемое решение ИК МО было принято на основании поступивших обращений граждан, полагающих, что при проведении предвыборной агитации кандидатом на должность главы муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» Андрусяк И.Д. были нарушены требования, установленные п. 9 ст. 48 Закона о гарантиях избирательных прав, в соответствии с которым использование в агитационных материалах кандидата, избирательного объединения изображения физического лица, высказываний физического лица о кандидате, об избирательном объединении возможно только с письменного согласия данного физического лица. Документ, подтверждающий согласие, представляется в избирательную комиссию вместе с экземплярами агитационных материалов, представляемых в соответствии с п. 3 ст. 54 настоящего Федерального закона.

Считает, что при вынесении обжалуемого решения Избирательная комиссии МО «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» действовала в пределах своей компетенции и в соответствии с требованиями действующего законодательства. Просила суд в удовлетворении заявленных требований отказать.

Так же пояснила, что кандидат на должность главы муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» Андрусяк И.Д. о дате и времени рассмотрения комиссией вопроса об использовании и распространении им в ходе предвыборной кампании агитационного печатного материала не оповещался, так как заявлений от самого кандидата о желании участвовать в заседании комиссии не поступало, при этом присутствовать на заседаниях комиссии - право кандидата и на Избирательную комиссию не возложена обязанность по извещению кандидата о времени и месте заседания комиссии.

Выслушав пояснения сторон, заслушав заключение участвующего в рассмотрении дела прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить заявление, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

         Согласно ч. 3 ст.3 Конституции РФ, высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

          В соответствии с ч. 2 ст.32 Конституции РФ, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

     Согласно ч. 2 ст.130 Конституции РФ, местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

В соответствии с пунктами 1,3,4,5 и 11 статьи 20 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) (далее - Закон) в Российской Федерации действуют избирательные комиссии, комиссии референдума, в числе других и избирательные комиссии муниципальных образований.

Комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации.

Согласно п.2.6 Положения об избирательной комиссии МО «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» избирательная комиссия обладает правами юридического лица.

Согласно п. 10.5 указанного Положения на заседании комиссии при рассмотрении жалоб (заявлений) вправе присутствовать представители заинтересованных сторон. Права и обязанности указанных лиц по участию в заседаниях комиссии, а также полномочия комиссии по обеспечению реализации прав указанных лиц определяются избирательным законодательством.

В соответствии с пунктами 4,5 и 11 ст.20 Закона комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, эти кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума или его (ее) уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения.

Комиссии вправе, в том числе в связи с обращениями, указанными в пункте 4 настоящей статьи, обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы, органы исполнительной власти.

Решение комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом.

В соответствии с п.п. «а» п.10 ст.24 Закона избирательная комиссия муниципального образования осуществляет на территории муниципального образования контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Закона, на всех заседаниях комиссии, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума и осуществлении участковой, территориальной комиссиями работы со списками избирателей, участников референдума, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий и работники их аппаратов, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей комиссией, или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией, или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума. Для присутствия на заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума, указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и в помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей, участников референдума, осуществляется работа с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума. На всех заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными документами, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума вправе присутствовать представители средств массовой информации.

В соответствии с п.1 и п.12 ст.75 Закона решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

При рассмотрении комиссией жалоб (заявлений), а также в иных случаях, когда комиссией рассматривается вопрос о нарушении избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме, на заседание комиссии приглашаются заявители, а также лица, действия (бездействие) которых обжалуются или являются предметом рассмотрения.

Решением Избирательной комиссии №12/21 от 26 октября 2011 года Андрусяк И.Д. зарегистрирован в качестве кандидата на должность главы муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район».

Согласно уведомлению от 21 ноября 2011 года, кандидатом на должность главы муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район» Андрусяком И.Д. в Избирательную комиссию предоставлены агитационные материалы (информационный бюллетень «Времена», агитационный плакат, календарь агитационный и баннер агитационный), которые указанный кандидат изготовил и намерен использовать в своей предвыборной агитации.

Согласно исследованным в судебном заседании заявлениям граждан Тренкеншу Ф.И., Олейник Н.Б. и Гужавиной Л.И. в адрес Избирательной комиссии от 21 ноября 2011 года, указанные граждане не согласны с размещением их изображений в информационном бюллетене кандидата на пост главы района Андрусяка И.Д. и просят принять к последнему меры.

Согласно протоколу №21 организационного заседания Избирательной комиссии, комиссией был рассмотрен вопрос об использовании и распространении в ходе предвыборной кампании агитационного печатного материала кандидатом на должность главы муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» Андрусяком Иваном Дмитриевичем. Комиссией установлен факт отсутствия в представленных Андрусяком И.Д. агитационных печатных материалах документов, подтверждающих письменное согласие изображенных в информационном бюллетене «Времена» физических лиц. Согласно данному протоколу кандидат в главы Ягоднинского района Андрусяк И.Д. в данном заседании комиссии не участвовал, вопрос о возможности провести заседание комиссии в отсутствие указанного кандидата комиссией не рассматривался.

Согласно решению Избирательной комиссии №21/40 от 22 ноября 2011 года, комиссия, рассмотрев агитационные печатные материалы кандидата в главы Ягоднинского района Андрусяка И.Д., установила, что в информационном бюллетене «Времена» помещены изображения физических лиц, письменное согласие которых в комиссию не представлено. Руководствуясь пунктами 8,9 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Избирательная комиссия решила: поручить председателю избирательной комиссии муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» Игнаткиной Е.Ю. направить представление в органы Министерства внутренних дел по Ягоднинскому району о привлечении к административной ответственности кандидата на должность главы муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» Андрусяка Ивана Дмитриевича; в соответствии с пунктом 6 ст. 54 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации изъять агитационный печатный материал - информационный бюллетень «Времена», изготовленный за счет средств избирательного фонда кандидата на должность главы муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» Андрусяка Ивана Дмитриевича.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось участниками процесса, кандидат на должность главы муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» Андрусяк И.Д. не был оповещен о дате и времени заседания Избирательной комиссии по решению вопроса об использовании и распространении им в ходе предвыборной кампании агитационного печатного материала и, соответственно не имел возможности присутствовать на данном заседании комиссии.

Вместе с тем, п. 1 ст. 30 и пункт 12 статьи 75 Закона, вопреки доводам представителя заинтересованного лица в судебном заседании, прямо говорят об обязанности Избирательной комиссии обеспечить оповещение и возможность свободного доступа кандидатов на заседания комиссии, а также об обязанности комиссии приглашать на свои заседания лиц, действия которых обжалуются.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что несоблюдение Избирательной комиссией требований п. 1 ст. 30 и п. 12 ст. 75 Закона лишило заявителя предоставленного ему законодателем право на участие в заседаниях Избирательной комиссии, в связи с чем рассматриваемое заявление подлежит удовлетворению.

Помимо допущенного нарушения процедуры уведомления кандидата о дне и времени заседания избирательной комиссии, суд пришел к выводу о незаконности пункта второго принятого избирательной комиссией решения об изъятии агитационного печатного материала.

Как указано в решении Избирательной комиссии №21/40 от 22 ноября 2011 года, решение об изъятии агитационного печатного материала Андрусяка И.Д. принято в соответствии с пунктом 6 статьи 54 Закона. Однако данный пункт гласит о запрете распространения агитационных материалов с нарушением требований, установленных пунктом 3 настоящей статьи, пунктом 9 статьи 48 Закона, но, при этом не предоставляет Избирательной комиссии права изъятия агитационного материала.

Согласно пунктам 8 и 9 статьи 56 Закона, в случае распространения подложных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований пунктов 2 - 6, 8 и 10 статьи 54 настоящего Федерального закона, а также в случае нарушения организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания установленного настоящим Федеральным законом порядка проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума соответствующая комиссия обязана обратиться в правоохранительные органы, суд, орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, об изъятии незаконных агитационных материалов и о привлечении организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания, их должностных лиц, иных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правоохранительные и иные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, предотвращению изготовления подложных и незаконных предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей указанных материалов и источник их оплаты, а также незамедлительно информировать соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума о выявленных фактах и принятых мерах.

Таким образом, Избирательная комиссия не обладает правом изъятия агитационных материалов, распространяемых с нарушением требований пунктов 2 - 6, 8 и 10 статьи 54 Закона и решение комиссии в части изъятия агитационного печатного материала - информационного бюллетеня «Времена», изготовленного за счет средств избирательного фонда кандидата на должность главы муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» Андрусяка Ивана Дмитриевича принято комиссией за пределами ее компетенции и, соответственно, незаконно в этой части.

           На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 261 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Андрусяка Ивана Дмитриевича о признании незаконным решения избирательной комиссии муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» №21/40 от 22 ноября 2011 года «Об использовании и распространении в ходе предвыборной кампании агитационного печатного материала кандидатом на должность главы муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» Андрусяком Иваном Дмитриевичем» - УДОВЛЕТВОРИТЬ.

Признать решение избирательной комиссии муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» №21/40 от 22 ноября 2011 года «Об использовании и распространении в ходе предвыборной кампании агитационного печатного материала кандидатом на должность главы муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» Андрусяком Иваном Дмитриевичем» незаконным и отменить.

            Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Ягоднинский районный суд в течение пяти дней со дня вынесения.

Председательствующий судья:      А.А. Кречетов