Дело № 2-274/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 05 августа 2011 года а. Хабез Хабезский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего судьи Туаршева А.Р., при секретаре судебного заседания Хутовой Д.Ф., с участием представителя заявителя - заместителя Хабезского межрайонного прокурора Карачаево-Черкесской Республики Трофименко Л.Ю., представителя органа, чьи действия оспариваются - администрации Кош-Хабльского сельского поселения Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики - специалиста администрации Кош-Хабльского сельского поселения Боранукова Р.Н., действующего на основании доверенности от 05 августа 2011 года, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, на стороне заявителя - Управления Карачаево-Черкесской Республики по сохранению, использованию, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия - Эбзеева Х.И., действующего на основании доверенности № 2 от 05 августа 2011 года, рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Хабезского районного суда Карачаево-Черкесской Республики гражданское дело по заявлению Хабезского межрайонного прокурора Карачаево-Черкесской Республики об оспаривании бездействия администрации Кош-Хабльского сельского поселения Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики (в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц), У С Т А Н О В И Л: Хабезский межрайонный прокурор Карачаево-Черкесской Республики обратился в Хабезский районный суд с заявлением об оспаривании бездействия администрации Кош-Хабльского сельского поселения Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики (в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц), указав в обоснование своих требований, Хабезской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения сохранности культурных ценностей на поднадзорной территории. В ходе проверки установлено, что на территории Кош-Хабльского сельского поселения расположены следующие объекты культурного наследия: бюст ФИО3; бюст ФИО4. Опрошенный в ходе проверки главный бухгалтер администрации Кош-Хабльского сельского поселения ФИО5 пояснил, что вышеуказанные объекты на балансе сельского поселения не состоят, однако их обслуживание осуществляется за счет средств администрации и спонсорской помощи. В соответствии с частью 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан, заботится о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ « Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлены на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботится о сохранении исторического и культурного наследия. Органом местного самоуправления не принято никаких мер, регламентированных законом и направленных на регистрацию права собственности на перечисленные объекты недвижимости. Просит признать бездействие администрации Кош-Хабльского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по постановке бесхозяйного имущества - объект культурного наследия - бюст ФИО3; бюст ФИО4 на учет, неприятии мер по включению в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также неприятии мер по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июня 2002г. № 73 - ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», незаконным. Признать бездействие администрации Кош-Хабльского сельского поселения, выразившееся в неприятии мер по регистрации права собственности на следующие объекты культурного наследия: бюст ФИО3; бюст ФИО4, незаконным. Обязать администрацию Кош-Хабльского сельского поселения принять меры по постановке объектов культурного наследия на учет в Управление Росреестра по Карачаево-Черкесской Республике и произвести регистрацию права собственности на объекты культурного наследия: бюст ФИО3; бюст ФИО4. Обязать администрацию Кош-Хабльского сельского поселения принять меры по включению следующих объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации: бюст ФИО3; бюст ФИО4. Обязать администрацию Кош-Хабльского сельского поселения организовать разработку проектов зон охраны следующих объектов культурного наследия: бюст ФИО3; бюст ФИО4. В судебном заседании представитель заявителя - заместитель Хабезского межрайонного прокурора Трофименко Л.Ю. поддержала заявленные требования в полном объеме, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении. Представитель органа, чьи действия оспариваются - администрация Кош-Хабльского сельского поселения Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики Борануков Р.Н. в судебном заседании заявленные требования признал в полном объеме. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, на стороне заявителя - Управления Карачаево-Черкесской Республики по сохранению, использованию, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия - Эбзеев Х.И. в судебном заседании поддержал заявленные требования прокурора, просил их удовлетворить. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации. В порядке ст. 254 ГПК РФ, подаются заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего. Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, а именно: бюст ФИО3; бюст ФИО4 включены в перечень памятников и обелисков, расположенных на территории Хабезского муниципального района по состоянию на 01 июля 2011 года (л.д. 7-11). Из объяснений главного бухгалтера администрации Кош-Хабльского сельского поселения ФИО5 следует, что на территории Кош-Хабльского сельского поселения расположены 2 объектов культурного наследия - бюст ФИО3; бюст ФИО4. Объекты на балансе сельского поселения не состоят, однако их обслуживание осуществляется за счет средств администрации и спонсорской помощи. В соответствии с частью 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан, заботится о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Федеральным законом от 25 июня 2002года. № 73 - ФЗ « Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлены на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботится о сохранении исторического и культурного наследия. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. Статьей 3 Федерального закона № 73 - ФЗ предусмотрено, что памятники - это отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддийские храмы, синагоги и другие объекты, построенные для богослужений); мемориальные квартиры, мавзолей, отдельные захоронения; произведения монументального искусства и др. В соответствии со ст. ст. 8, 35 Конституции Российской Федерации, ст. 25 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, ст. ст. 209, 212 ГК, частями 1 и 3 ст. 48 Федерального закона № 73 - ФЗ объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находится в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, а также в муниципальной и частной собственности. Объекты культурного наследия подлежат включению в единый государственный реестр объектов культурного наследия в порядке, установленном главой 4 Федерального закона № 73 - ФЗ. Согласно статьи 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122 - ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. В нарушение вышеперечисленных требований федерального законодательства администрацией Кош-Хабльского сельского поселения право собственности на объект культурного наследия - бюст ФИО3; бюст ФИО4, не зарегистрировано. Органом местного самоуправления не принято никаких мер, регламентированных законом и направленных на регистрацию права собственности на перечисленные объекты недвижимости. Поскольку собственников объектов культурного наследия не имеется, это приводит к отсутствию контроля за их состоянием, разрушению и вследствие этого к нарушению конституционного права граждан на доступ к культурным ценностям. В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органом местного самоуправления. Органы местного самоуправления ответственны за сохранение памятников Великой Отечественной войны, поддержание их в состоянии, соответствующем достойному и уважительному отношению к памяти о Победе советского народа в Великой Отечественной войне. Сохранение и реставрация памятников Великой Отечественной войны обеспечиваются выделением средств из федерального бюджета на памятники федерального значения, бюджетов субъектов Российской Федерации - на памятники регионального значения и местных бюджетов - на памятники местного значения (муниципального) значения, а также пожертвованиями физических и юридических лиц. Согласно статье 9.3 Федерального закона № 73 - ФЗ к полномочиям органом местного самоуправления поселений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: 1) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов; 2) государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения; 3) определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения. Пунктом 13 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения. Объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий (ст. 33 Федерального закона № 73 - ФЗ). До настоящего времени в нарушение требований ст.ст. 9.3, 33 Федерального закона № 73 - ФЗ и п. 13 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» объекты, обладающие признаками объекта культурного наследия, не поставлены на баланс администрации сельского поселения. Содержание объекта культурного наследия осуществляется за счет пожертвований жителей а. Кош-Хабль. Кроме того, в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия (ч.1 ст. 34 закона) В соответствии ст. 34 Федерального закона от 25 октября 2002года № 73 - ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2008 года № 315 утверждено Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской федерации. Согласно п. 4 Положения разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия может осуществляться по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, юридических лиц, общественных и религиозных объединений, уставная деятельность которых направлена на сохранение объектов культурного наследия, или по решению суда. Разработку проектов охраны объектов культурного наследия организуют органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. В нарушение вышеуказанных норм федерального законодательства администрацией Кош-Хабльского сельского поселения не организована работа по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории поселения. Таким образом, бездействие администрации Кош-Хабльского сельского поселения создает препятствия в обеспечении реализации права каждого гражданина на доступ к объектам культурного наследия. В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, п.7 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ в доход государства с органа местного самоуправления подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 (двести) рублей, от которой был освобожден прокурор при подаче заявления. Руководствуясь статьями 194-198, 254 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: 1. Заявление Хабезского межрайонного прокурора Карачаево-Черкесской Республики - удовлетворить. 2. Признать бездействие администрации Кош-Хабльского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по постановке бесхозяйного имущества - объект культурного наследия - бюст ФИО3; бюст ФИО4, на учет, неприятии мер по включению в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также неприятии мер по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июня 2002года № 73 - ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», незаконным. 3. Признать бездействие администрации Кош-Хабльского сельского поселения, выразившееся в неприятии мер по регистрации права собственности на следующие объекты культурного наследия: бюст ФИО3; бюст ФИО4, незаконным. 4. Обязать администрацию Кош-Хабльского сельского поселения принять меры по постановке объектов культурного наследия на учет в Управление Росреестра по Карачаево-Черкесской Республике и произвести регистрацию права собственности на объекты культурного наследия: бюст ФИО3; бюст ФИО4. 5. Обязать администрацию Кош-Хабльского сельского поселения принять меры по включению следующих объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации: бюст ФИО3; бюст ФИО4. 6. Обязать администрацию Кош-Хабльского сельского поселения организовать разработку проектов зон охраны следующих объектов культурного наследия: бюст ФИО3; бюст ФИО4. 7. Взыскать с администрации Кош-Хабльского сельского поселения Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в доход государства государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики в течение десяти дней через Хабезский районный суд Карачаево-Черкесской Республики. Судья Хабезского районного суда Карачаево-Черкесской Республики А.Р. Туаршев