Дело № 2-290/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 12 августа 2011 года а. Хабез Хабезский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего судьи Туаршева А.Р., при секретаре судебного заседания Абитовой М.М., с участием представителя заявителя - заместителя Хабезского межрайонного прокурора Карачаево-Черкесской Республики Трофименко Л.Ю., представителя органа, чьи действия обжалуются - администрации Псаучье-Дахского сельского поселения Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики - главы администрации Псаучье-Дахского сельского поселения А.У. Мекерова., действующего на основании удостоверения № 1, рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Хабезского районного суда Карачаево-Черкесской Республики гражданское дело по заявлению Хабезского межрайонного прокурора Карачаево-Черкесской Республики о признании бездействия администрации Псаучье-Дахского сельского поселения Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики незаконным (в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц), У С Т А Н О В И Л: Хабезский межрайонный прокурор Карачаево-Черкесской Республики обратился в Хабезский районный суд с заявлением о признании бездействия администрации Псаучье-Дахского сельского поселения Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики (в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц), указав в обоснование своих требований, Хабезской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере малого и среднего предпринимательства. В ходе проверки установлено, что администрацией Псаучье-Дахского сельского поселения требования законодательства не исполняются. Так, администрацией Псаучье-Дахского сельского поселения Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики не проводятся проверки в сфере малого и среднего предпринимательства. Не разработаны и не приняты административные регламенты органов, правомочных на осуществление муниципального контроля. Просит признать бездействия администрации Псаучье-Дахского сельского поселения Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики по непринятию административных регламентов проведения проверок при осуществлении муниципального контроля - незаконным. Обязать администрацию Псаучье-Дахского сельского поселения Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики разработать и принять административные регламенты проведения проверок при осуществлении муниципального контроля. В судебном заседании представитель заявителя - заместитель Хабезского межрайонного прокурора Трофименко Л.Ю. поддержала заявленные требования в полном объеме, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении. Представитель органа, чьи действия обжалуются - администрация Псаучье-Дахского сельского поселения Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики Мекеров А.У. в судебном заседании заявленные требования признал в полном объеме. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации. В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Статьей 6 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с изменениями и дополнениями) к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, отнесено: 1) организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории; 2) разработка и принятие административных регламентов проведения проверок при осуществлении муниципального контроля; 3) организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации; 4) осуществление иных предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий. Муниципальный контроль это деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами в случае, если указанный порядок не предусмотрен законом субъекта Российской Федерации; При осуществлении муниципального контроля проводятся мероприятия по контролю - действия должностного лица или должностных лиц органа муниципального контроля и привлекаемых в случае необходимости в установленном Федеральном законе порядке к проведению проверок экспертов, экспертных организаций по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, по обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств и перевозимых указанными лицами грузов, по отбору образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды, по проведению их исследований, испытаний, а также по проведению экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, с фактами причинения вреда. В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с изменениями и дополнениями) в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, а пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны: 1) выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения; 2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности. В случае, если при проведении проверки установлено, что деятельность юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя, эксплуатация ими зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые ими товары (выполняемые работы, предоставляемые услуги) представляют непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или такой вред причинен, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля обязаны незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения вплоть до временного запрета деятельности юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, отзыва продукции, представляющей опасность для жизни, здоровья граждан и для окружающей среды, из оборота и довести до сведения граждан, а также других юридических лиц, индивидуальных предпринимателей любым доступным способом информацию о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения. Должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки обязаны: 1) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами; 2) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится; 3) проводить проверку на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о ее проведении в соответствии с ее назначением; 4) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля и в случае, предусмотренном частью 5 статьи 10 ФЗ от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, копии документа о согласовании проведения проверки; 5) не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки; 6) представлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки; 7) знакомить руководителя, иного должностного лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с результатами проверки; 8) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей; 9) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; 10) соблюдать сроки проведения проверки, установленные настоящим Федеральным законом; 11) не требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации; 12) перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя ознакомить их с положениями административного регламента (при его наличии), в соответствии с которым проводится проверка; 13) осуществлять запись о проведении проверки в журнале учета проверок. В целях осуществления муниципального контроля в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с изменениями и дополнениями) необходимо принятие административных регламентов проведения проверок. Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, а именно их ответа на запрос от 25 июля 2011 года, администрацией Псаучье-Дахского сельского поселения муниципальный контроль в сфере малого и среднего предпринимательства не проводился и административные регламенты проведения проверок при осуществлении муниципального контроля не принимались (л.д. 7). В нарушение вышеуказанных норм федерального законодательства администрацией Псаучье-Дахского сельского поселения не организована работа по разработке административных регламентов для проведения проверок при осуществлении муниципального контроля. В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, п.7 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ в доход государства с органа местного самоуправления подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 (двести) рублей, от которой был освобожден прокурор при подаче заявления. Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: 1. Заявление Хабезского межрайонного прокурора Карачаево-Черкесской Республики - удовлетворить. 2. Признать бездействие администрации Псаучье-Дахского сельского поселения Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики по непринятию административных регламентов проведения проверок при осуществлении муниципального контроля - незаконным. 3. Обязать администрацию Псаучье-Дахского сельского поселения Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики разработать и принять административные регламенты проведения проверок при осуществлении муниципального контроля. 4. Взыскать с администрации Псаучье-Дахского сельского поселения Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в доход государства государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики в течение десяти дней через Хабезский районный суд Карачаево-Черкесской Республики. Судья Хабезского районного суда Карачаево-Черкесской Республики А.Р. Туаршев