Решение по делу № 2-312/2011 от 26 августа 2011 года



Дело № 2-312/2011                   

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 августа 2011 года                                                                                 а. Хабез

Хабезский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего судьи Туаршева А.Р.,

при секретаре судебного заседания Добаговой Д.М..,

с участием представителя заявителя - помощника Хабезского межрайонного прокурора Карачаево-Черкесской Республики Кравченко Д.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Хабезского районного суда Карачаево-Черкесской Республики гражданское дело по заявлению Хабезского межрайонного прокурора Карачаево-Черкесской Республики о признании бездействия администрации Инжич-Чукунского сельского поселения Абазинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики выражающееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки бытовых, строительных и биологических отходов расположенной на территории Инжич-Чукунского сельского поселения Абазинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики незаконным (в порядке ст. 45 ГПК РФ),

У С Т А Н О В И Л:

Хабезский межрайонный прокурор Карачаево-Черкесской Республики обратился в Хабезский районный суд с заявлением о признании бездействия администрации Инжич-Чукунского сельского поселения Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики незаконным (в порядке ст. 45 ГПК РФ, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц), в обоснования своих требований указав, что Хабезской межрайонной прокуратурой Карачаево-Черкесской Республики во исполнение задания Прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики, 08 августа 2011 года совместно со специалистом Управления Россельхознадзора по Карачаево-Черкесской Республике проведена проверка исполнения органами местного самоуправления земельного и экологического законодательства, в части реализации полномочий по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Проведенной проверкой установлено, что на территории Инжич-Чукунского сельского поселения, на землях сельскохозяйственного назначения, в восточной части а. Инжич-Чукун, на участке земли, общей площадью 4570 кв.м, выявлено складирование бытовых, строительных и биологических отходов, в виде пластиковых, стеклянных бутылок, картонных коробок, полиэтиленовых и целлофановых пакетов, металлических банок из-под горючих и лакокрасочных изделий, кирпича, шифера, фрагментов деревянных оконных рам и дверей. В ходе проверки, по данному факту установлено, что на месте сброса отходов отсутствуют знаки о запрещении складирования мусора, каких-либо мер по запрещению складирования мусора и ликвидации стихийной свалки администрацией Инжич-Чукунского сельского поселения не принимается. Указанная свалка не относится к категории специализированных полигонов и не соответствует требованиям санитарных правил СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» утвержденной Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 мая 2001 года № 16. Наличие на территории Инжич-Чукунского сельского поселения, восточной части а. Инжич-Чукун свалки ТБО свидетельствует о ненадлежащей организации администрацией Инжич-Чукунского сельского поселения работы по сбору и вывозу твердых бытовых отходов от населения и юридических лиц, а также о несвоевременной очистке от отходов производства и потребления территории сельского поселения. Просит суд признать бездействия администрации Инжич-Чукунского сельского поселения Абазинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики выражающееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки бытовых, строительных и биологических отходов расположенной на землях сельскохозяйственного назначения, в восточной части а. Инжич-Чукун, на участке земли, общей площадью 4570 кв.м., незаконным. Обязать администрацию Инжич-Чукунского сельского поселения Абазинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики ликвидировать указанную свалку путем очистки территории с рекультивацией земельного участка.

В судебном заседании представитель заявителя - помощника Хабезского межрайонного прокурора Кравченко Д.Н. поддержал заявленные требования в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель органа, чьи действия обжалуются - администрация Инжич-Чукунского сельского поселения Абазинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в судебное заседание не явился, хотя был извещен о времени, дате и месте рассмотрения дела надлежащим образом, о чем имеется почтовое уведомление в деле.

С учетом мнения представителя заявителя, полагавшего возможным рассмотрение данного гражданского дела в отсутствии не явившегося представителя органа чьи бездействия оспариваются - администрации Инжич-Чукунского сельского поселения суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя органа чьи бездействия оспариваются - администрации Инжич-Чукунского сельского поселения.

Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

В порядке ст. 254 ГПК РФ, подаются заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего.

В соответствии со ст. 42, 78 Земельного кодекса Российской Федерации, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Таким образом, использование земель сельскохозяйственного назначения для организации свалки незаконно.

Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» одним из местного значения поселения является организация сбора и вызова бытовых отходов и мусора. Пунктом первым ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 13 ФЗ от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.1, 2 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. 17-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сбор отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра на почву.

В силу ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под охраной окружающей среды, понимается деятельность органов местного самоуправления, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Таким образом, администрацией Инжич-Чукунского сельского поселения - не соблюдаются экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, складировании, использовании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении, и ином обращении с отходами потребления.

Неисполнение администрацией Инжич-Чукунского сельского поселения требований закона, нарушает право граждан на благоприятную окружающую сред, закрепленное ст. 42 Конституции Российской Федерации, а также право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью закрепленное ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно ст. 12 ГК РФ пресечение деятельности, создающей угрозу нарушения чужого права является одним из способов защиты гражданских прав.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, а именно из акта № 02-643-12 от 08 августа 2011 года проведено совместное мероприятие Управления Россельхознадзора по Карачаево-Черкесской Республике в лице - государственного инспектора земельного контроля Управления Россельхознадзора по Карачаево-Черкесской Республике - Даурова Б.Х., Хабезской межрайонной прокуратуры в лице помощника Хабезского межрайонного прокурора Кравченко Д.Н. и администрации Инжич-Чукунского сельского поселения в лице главы администрации Инжич-Чукунского сельского поселения - Урчукова А., при проведении мероприятия провели обследования земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков сельскохозяйственного использования на территории Инжич-Чукунского сельского поселения. Выявлен несанкционированный участок захламления, свалок, скопления отходов производства и потребления (бытовых, строительных и биологических отходов). Участок площадью 4570 кв.м. расположенный на территории принадлежащей Инжич-Чукунскому сельскому поселению на землях сельскохозяйственного назначения в восточной части аула. В результате чего на этом участке происходит уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с отходами производства и потребления (л.д. 7-11).

В нарушение вышеуказанных норм федерального законодательства администрацией Инжич-Чукунского сельского поселения не организована работа по ликвидации и очистки территории от бытовых, строительных и биологических отходов на землях сельскохозяйственного назначения расположенные на территории Инжич-Чукунского сельского поселения.

Таким образом заявленные требования Хабезского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, п.7 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ в доход государства с органа местного самоуправления подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 (двести) рублей, от которой был освобожден прокурор при подаче заявления.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

1. Заявление Хабезского межрайонного прокурора Карачаево-Черкесской Республики - удовлетворить.

2. Признать бездействие администрации Инжич-Чукунского сельского поселения Абазинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, выражающееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки бытовых, строительных и биологических отходов, расположенной на территории Инжич-Чукунского сельского поселения, на землях сельскохозяйственного назначения, в восточной части а. Инжич-Чукун, на участке земли, общей площадью 4570 кв.м., незаконным.

3. Обязать администрацию Инжич-Чукунского сельского поселения Абазинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики ликвидировать свалку бытовых, строительных и биологических отходов расположенной на территории Инжич-Чукунского сельского поселения, на землях сельскохозяйственного назначения, в восточной части а. Инжич-Чукун, на участке земли, общей площадью 4570 кв.м. путем очистки территории с рекультивацией земельного участка.

4. Взыскать с администрации Инжич-Чукунского сельского поселения Абазинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в доход государства государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики в течение десяти дней через Хабезский районный суд Карачаево-Черкесской Республики.

Судья                                                                                                                   А.Р. Туаршев