Дело № 2-259/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 22 июля 2011 года а. Хабез Хабезский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего судьи Туаршева А.Р., при секретаре судебного заседания Хутовой Д.Ф., с участием представителя заявителя - старшего помощника Хабезского межрайонного прокурора Карачаево-Черкесской Республики Адзинова Р.М., представителя органа, чьи действия оспариваются - администрации Инжич-Чукунчкого сельского поселения Абазинского района Карачаево-Черкесской Республики - специалиста администрации Инжич-Чукунского сельского поселения Уша ФИО5, действующего на основании доверенности от 26 мая 2011 года, рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Хабезского районного суда Карачаево-Черкесской Республики гражданское дело по заявлению Хабезского межрайонного прокурора Карачаево-Черкесской Республики об оспаривании бездействия администрации Инжич-Чукунского сельского поселения Абазинского муниципального района (в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц), У С Т А Н О В И Л: Хабезский межрайонный прокурор Карачаево-Черкесской Республики обратился в Хабезский районный суд с заявлением об оспаривании бездействия администрации Инжич-Чукунского сельского поселения Абазинского муниципального района (в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц), указав в обоснование своих требований, что во исполнение задания Генеральной прокуратуры РФ межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законов в сфере обеспечения безопасности функционирования гидротехнических сооружений на территории Абазинского муниципального района. Проверкой установлено, что на территориях сельских поселений расположенных на территории Абазинского муниципального района имеются защитные гидротехнические сооружения. Указанные защитные гидротехнические сооружения выполняют функции защиты населения от наводнения и паводковых вод. Гидротехнические сооружения, согласно решений принятых органами местного самоуправления, находятся на балансе сельских поселений, однако, до настоящего времени юридически не определены в собственность. Действующим законодательством гидротехнические сооружения отнесены к объектам недвижимости, в связи с чем, права на них, их ограничения (обременения), сделки с ними подлежат государственной регистрации по месту нахождения данных объектов. Просит признать бездействие администрации Инжич-Чукунского сельского поселения - незаконным. Обязать администрацию Инжич-Чукунского сельского поселения обратиться в Управление Федеральной регистрационной службы с заявлением о постановке на учет берегоукрепительного сооружения протяженностью 1,5 км расположенного на 49 км. от устья реки р.Малый-Зеленчук, и берегоукрепительного сооружения протяженностью 1,6 км. расположенного на 47 км. р. Малый-Зеленчук, как бесхозяйную вещь В судебном заседании представитель заявителя - старший помощник Хабезского межрайонного прокурора Адзинов Р.М. поддержал заявленные требования в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении. Представитель органа, чьи действия оспариваются - администрации Инжич-Чукунского сельского поселения Абазинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики Уша З.М. в судебном заседании заявленные требования в части признании бездействия администрации Инжич-Чукунского сельского поселения - незаконным не признал, при этом пояснив, что берегоукрепительное сооружение протяженностью 1,5 км расположенное на 49 км. от устья реки р.Малый-Зеленчук, и берегоукрепительное сооружение протяженностью 1,6 км. расположенное на 47 км. р. Малый-Зеленчук, как бесхозяйная вещь стоит у них на балансе, все документы готовы к подаче и к оформлении в Регистрационной палате. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации. В порядке ст. 254 ГПК РФ, подаются заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего. Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, а именно: согласно п.1 Распоряжения главы Инжич-Чукунского сельского муниципального образования «О бесхозной берегозащитной дамбе, расположенной на территории Инжич-Чукунского сельского муниципального образования» №4-р от 26 марта 2003 года постановлено поставить на баланс сельского поселения бесхозную берегозащитную дамбу, расположенную на территории Инжич-Чукунского муниципального образования, пунктами 2,3 вышеуказанного Распоряжения предусмотрено, что администрация сельского поселения должна произвести бухгалтерский учет взятой на баланс бесхозяйной берегозащитной дамбы в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете и произвести ее учет в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ней на территории Карачаево-Черкесской Республики в соответствии с действующим законодательством. Из перечня защитных гидротехнических сооружений находящихся на территории Абазинского муниципального района по состоянию на 14июня 2011 года берегоукрепительное сооружение, расположенное в юго-западной части а. Инжич-Чукун на 49 км. от устья реки р. Малый-Зеленчук осуществляет функции защиты от наводнения и паводковых вод 74 жилых домов с населением 280 человек, берегоукрепительное сооружение расположенное на 47 км. р. Малый-Зеленчук осуществляет функции защиты от наводнения и паводковых вод 42 жилых дама с населением 150 человек. На момент проверки берегоукрепительное сооружение протяженностью 1,5 км расположенного на 49 км. от устья реки р.Малый-Зеленчук разрушено на 80%, требуются ремонтно-восстановительные работы. Берегоукрепительного сооружения протяженностью 1,6 км. расположенного на 47 км. р. Малый-Зеленчук находится в неудовлетворительном состоянии, так же требуются ремонтно-восстановительные работы. Администрацией Инжич-Чукунского сельского поселения с момента постановки на баланс берегоукрепительного сооружения, текущий ремонт не производился. Бездействие должностных лиц администрации Инжич-Чукунского сельского поселения по обеспечению безопасности указанного объекта может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью физических лиц, их имущества, в случае наступления чрезвычайной ситуации. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна рек являются гидротехническими сооружениями. Статья 9 вышеуказанного закона закрепляет за собственником и эксплуатирующей организацией обязанности обеспечения соблюдения норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их ремонте, финансирования мероприятий по эксплуатации гидротехнического сооружения, поддержания в постоянной готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях. Кроме того, согласно указанной норме собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения. В соответствии с п.п.8 п.1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «ОБ общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Согласно п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся; по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещ. Таким образом, все бесхозяйные гидротехнические сооружения, находящиеся на территории Инжич-Чукунчкого сельского поселения, должны быть поставлены на учет в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике. Кроме того, орган местного самоуправления не реализуя возложенные на него задачи по принятию на учет бесхозяйных гидротехнических сооружений нарушает требования Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» в части исполнения мероприятий направленных на профилактику терроризма и обеспечение антитеррористической защищенности наиболее важных объектов повышенной опасности и жизнеобеспечения района. Так в соответствии с требованиями ст. 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет, в том числе, и ответственность за безопасность гидротехнического сооружения. Вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу, собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны финансировать мероприятия по эксплуатации и обеспечению безопасности этого сооружения. В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, п.7 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ в доход государства с заинтересованного лица подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 (двести) рублей, от которой был освобожден прокурор при подаче заявления. Руководствуясь статьями 194-198, 254 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление Хабезского межрайонного прокурора Карачаево-Черкесской Республики - удовлетворить. Признать бездействие администрации Инжич-Чукунского сельского поселения Абазинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики не законным. Обязать администрацию Инжич-Чукунского сельского поселения Абазинского муниципального района обратиться в Управление Федеральной регистрационной службы с заявлением о постановке на учет берегоукрепительного сооружения протяженностью 1,5 км расположенного на 49 км. от устья реки р.Малый-Зеленчук, и берегоукрепительного сооружения протяженностью 1,6 км. расположенного на 47 км. р. Малый-Зеленчук, как бесхозяйную вещь Взыскать с администрации Инжич-Чукунского сельского поселения Абазинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в доход государства государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики в течение десяти дней через Хабезский районный суд Карачаево-Черкесской Республики. Судья А.Р. Туаршев