Дело № 2-120/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 09 июня 2012 года а. Хабез Хабезский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего судьи Абдокова Н.М., при секретаре судебного заседания Абитовой М.М., с участием старшего помощника Хабезского межрайонного прокурора Карачаево-Черкесской Республики Адзинова Р.М., представителя органа, чьи действия обжалуются - Совета Жаковского сельского поселения Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики - Шебзухова М.З., действующего на основании удостоверения № 01, рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Хабезского районного суда Карачаево-Черкесской Республики гражданское дело по заявлению Хабезского межрайонного прокурора Карачаево-Черкесской Республики о признании бездействия Совета Жаковского сельского поселения Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики незаконным и обязании проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в соответствии с разработанным порядком и методикой, определенной Правительством Российской Федерации (в порядке ст. 45 ГПК РФ), У С Т А Н О В И Л: И.о. Хабезский межрайонный прокурор Карачаево-Черкесской Республики обратился в Хабезский районный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением о признании бездействия Совета Жаковского сельского поселения Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики незаконным и обязании проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в соответствии с разработанным порядком и методикой, определенной Правительством Российской Федерации (в порядке ст. 45 ГПК РФ), в обоснование своих требований указав, что Хабезской межрайонной прокуратурой, во исполнение Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 28 декабря 2009 года №400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов» была проведена проверка, по результатам проверки установлено, что Советом Жаковского сельского поселения в нарушение действующего законодательства не проводится антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов. Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции (ч.2 ст. 1 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»). Просит признать бездействия Совета Жаковского сельского поселения Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики незаконным и обязать провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов в соответствии с разработанным порядком и методикой, определенной Правительством Российской Федерации. В судебном заседании старший помощник Хабезского межрайонного прокурора Карачаево-Черкесской Республики Адзинов Р.М. поддержал заявленные требования в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении. Представитель органа, чьи действия обжалуются - Совета Жаковского сельского поселения Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики - Шебзухов М.З. в судебном заседании не возражал против удовлетворения требований прокурора. Выслушав прокурора и представителя органа, чьи действия обжалуются, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации. В порядке ст. 254 ГПК РФ, подаются заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего. Так, согласно Федеральному закону от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ основным принципом организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов. Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводитсяорганами, их должностными лицами в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации. Частью 4 ст. 3 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы, в случае предусмотренном частью 4 статьи 3 настоящего Федерального закона (часть 1 ст. 4 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ). Заключение подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом или должностным лицом (ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ). Кроме того, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ В соответствии со ст.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под противодействием коррупции понимается деятельность, в частности органов местного самоуправления по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией), а также по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определено, что мерами по профилактике коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов. Пунктом 20 ст. 7 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определено, что основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются повышение ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции. Таким образом, вышеизложенное свидетельствует о том, что принятие нормативного правового акта, устанавливающего порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, относится к компетенции органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Частью 3 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (ч.4 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ). Кроме того, согласно ст.2 Закон Карачаево-Черкесской Республики от 2 декабря 2002 года N 48-РЗ «О нормативных правовых актах Карачаево-Черкесской Республики» нормативный правовой акт - это официальный письменный документ, принятый (изданный) в определенной форме в установленном порядке на референдуме либо правотворческим органом в пределах его компетенции, направленный на установление, изменение либо отмену правовых норм, то есть общеобязательных предписаний (правил поведения), рассчитанных на неограниченный круг субъектов и многократное или постоянное применение и обладающий обязательной юридической силой. В связи с тем, что Советом Жаковского сельского поселения в нарушение действующего законодательства не проводится антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов, нарушаются права неопределенного круга лиц, что может привести к принятию нормативных правовых актов, содержащих неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям. В соответствии со статьей 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Таким образом, заявленные требования И.о. Хабезского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению. В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, п.7 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ в доход государства с органа местного самоуправления подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 (двести) рублей, от которой был освобожден прокурор при подаче заявления. Руководствуясь статьями 194-198, 254 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: 1. Заявление И.о. Хабезского межрайонного прокурора Карачаево-Черкесской Республики - удовлетворить. 2. Признать бездействия Совета Жаковского сельского поселения Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики по не проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов незаконным. 3. Обязать Совет Жаковского сельского поселения Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов в соответствии с разработанным порядком и методикой, определенной Правительством Российской Федерации. 4. Взыскать с Совета Жаковского сельского поселения Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в доход государства государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики через Хабезский районный суд Карачаево-Черкесской Республики путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Хабезского районного суда Карачаево-Черкесской Республики Н.М. Абдоков
«О противодействии коррупции» устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.