Дело № 2-159/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 09 июня 2012 года а. Хабез Хабезский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего судьи Абдокова Н.М., при секретаре судебного заседания Абитовой М.М., с участием старшего помощника Хабезского межрайонного прокурора Карачаево-Черкесской Республики Адзинова Р.М., представителя органа, чьи действия обжалуются - администрации Жаковского сельского поселения Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики - Шебзухова М.З., действующего на основании удостоверения № 01, рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Хабезского районного суда Карачаево-Черкесской Республики гражданское дело по заявлению И.о. Хабезского межрайонного прокурора Карачаево-Черкесской Республики о признании бездействия администрации Жаковского сельского поселения Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики незаконным и обязании обеспечения доступа к информации о деятельности администрации Жаковского сельского поселения путем создания официального сайта в сети «Интернет», либо размещением информации о своей деятельности на официальном сайте Карачаево-Черкесской Республики или Хабезского муниципального района в течении одного месяца после вступления решения суда в законную силу (в порядке ст. 45 ГПК РФ), У С Т А Н О В И Л: И.о. Хабезского межрайонного прокурора Карачаево-Черкесской Республики обратился в Хабезский районный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением о признании бездействия администрации Жаковского сельского поселения Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики незаконным и обязании обеспечения доступа к информации о деятельности администрации Жаковского сельского поселения путем создания официального сайта в сети «Интернет», либо размещением информации о своей деятельности на официальном сайте Карачаево-Черкесской Республики или Хабезского муниципального района в течении одного месяца после вступления решения суда в законную силу (в порядке ст. 45 ГПК РФ), в обоснование своих требований указав, что Хабезской межрайонной прокуратурой, во исполнение задания Прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики проведена проверка исполнения администрацией Жаковского сельского поселения законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности администрации поселения, в том числе предоставляемых муниципальных услуг. Проверкой установлено, что администрацией Жаковского сельского поселения не создан официальный сайт сельского поселения, не используются возможности сайта администрации муниципального района, до настоящего времени администрацией сельского поселения информации о своей деятельности не размещена на соответствующем официальном сайте. Как установлено ст.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. В силу требований ст.8 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» граждане вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Не может быть ограничен доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну). Органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», к информации о своей деятельности. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения. Просит признать бездействия администрации Жаковского сельского поселения Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики незаконным и обязании доступа к информации о своей деятельности на официальном сайте Карачаево-Черкесской Республики или Хабезского муниципального района в течении одного месяца после вступления решения суда в законную силу. В судебном заседании старший помощник Хабезского межрайонного прокурора Карачаево-Черкесской Республики Адзинов Р.М. поддержал заявленные требования в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении. Представитель органа, чьи действия обжалуются - администрации Жаковского сельского поселения Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики - Шебзухов М.З. в судебном заседании не возражал против удовлетворения требований прокурора. Выслушав прокурора и представителя органа, чьи действия обжалуются, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации. В порядке ст. 254 ГПК РФ, подаются заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего. Согласно ст.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. В силу требований ст.8 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» граждане вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Не может быть ограничен доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну). Органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», к информации о своей деятельности. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения. В соответствии с п.2 ст.6 Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее - Закон) доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться путем размещения органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет. Согласно ч.1 ст. 10 Закона органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района. Под информацией о деятельности органов местного самоуправления понимается информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий органами местного самоуправления или организациями, подведомственными органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности органов местного самоуправления относятся также муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности. Официальный сайт органа местного самоуправления - сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащий информацию о деятельности органа местного самоуправления, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат органу местного самоуправления (ст. 1 Закона). К числу основных принципов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления ст.4 Закона относит открытость и доступность информации о деятельности органов местного самоуправления; достоверность информации о деятельности органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления; свободу поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности органов местного самоуправления любым законным способом. Статьей 13 Закона установлен перечень сведений о деятельности органов местного самоуправления, в том числе об административных регламентах и стандартах муниципальных услуг, обязательный для размещения указанными органами в сети «Интернет». Вместе с тем, проверкой установлено, что администрацией Жаковского сельского поселения в нарушение вышеуказанных требований законодательства официальный сайт в сети «Интернет» не создан, информацию о своей деятельности на иных сайтах в сети «Интернет» данный орган местного самоуправления не размещает. Несоблюдение администрацией Жаковского сельского поселения названных требований законодательства нарушает права граждан на доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления. Круг лиц, права которых нарушаются, определить точно невозможно, в связи с чем, прокурор обращается в защиту прав неопределенного круга лиц. Кроме того, неисполнение требований Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», выразившееся в не размещении информации о деятельности органа местного самоуправления в сети «Интернет» создает предпосылки коррупционных проявлений, в то время как в соответствии с п.3 ч.1 ст. 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления является одним из основных принципов противодействия коррупции. Частью 1 ст. 23 Закона установлено, что решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления, нарушающие право на доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в суд. Согласно ч.3 ст.24 Закона надзор за исполнением органами местного самоуправления, их должностными лицами настоящего Федерального закона осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации. В соответствии со ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст.29 Конституции Российской Федерации). В соответствии со статьей 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Таким образом, заявленные требования И.о. Хабезского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению. В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, п.7 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ в доход государства с органа местного самоуправления подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 (двести) рублей, от которой был освобожден прокурор при подаче заявления. Руководствуясь статьями 194-198, 254 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: 1. Заявление И.о. Хабезского межрайонного прокурора Карачаево-Черкесской Республики - удовлетворить. 2. Признать бездействия администрации Жаковского сельского поселения Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики выразившееся в не обеспечении доступа к информации о деятельности администрации Жаковского сельского поселения на официальном сайте в сети «Интернет», незаконным. 3. Обязать администрацию Жаковского сельского поселения Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики обеспечить доступ к информации о деятельности администрации Жаковского сельского поселения путем создания официального сайта в сети «Интернет», либо размещения информации о своей деятельности на официальном сайте Карачаево-Черкесской Республики или Хабезского муниципального района в течении одного месяца после вступления решения суда в законную силу. 4. Взыскать с администрации Жаковского сельского поселения Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в доход государства государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики через Хабезский районный суд Карачаево-Черкесской Республики путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Хабезского районного суда Карачаево-Черкесской Республики Н.М. Абдоков