Приговор по обвинению в совершении преступлений, предусмотренных ч.4 ст.111 и п. `а` ч.2 ст.116 УК РФ



Дело № 1-11/2011

П Р И Г О В О Р

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 февраля 2011 года г. Вытегра

Судья Вытегорского районного суда Вологодской области Лушин О.В. с участием

государственного обвинителя помощника прокурора Вытегорского района Зюмовой Ю.В.,

потерпевших Ш., К.,

подсудимого Монетова С.А.,
защитников адвокатов Четверухина Е.В.(удостоверение № ..., ордер № ...) и Копылова С.Н. (удостоверение № ..., ордер № ...),

при секретаре Дикаловой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении

Монетова С.А., <данные изъяты>, обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ч. 4 ст.111 и п. «а» ч. 2 ст. 116 УК РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Монетов С.А. совершил умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего Ш.С.Е., и нанесение из хулиганских побуждений побоев К.М.В., причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в ст. 115 УК РФ.

В период с 16 до 17 часов 21 мая 2010 года Монетов С.А., находясь в состоянии алкогольного опьянения у <адрес>, умышленно, на почве возникших личных неприязненных отношений, с целью причинения тяжкого вреда здоровью, нанес множественные удары руками в голову Ш.С.Е., уронив последнего на землю, после чего нанес множественные удары ногами в голову и по другим частям тела лежащему Ш.С.Е. Своими действиями Монетов С.А. причинил Ш.С.Е. закрытую черепно-мозговую травму (тупую травму головы) с ушибом и сдавливанием вещества головного мозга субдуральной гематомой, осложнившуюся развитием отека и дислокации мозга, то есть телесные повреждения, расценивающиеся как тяжкий вред здоровью, опасный для жизни в момент причинения, а так же другие телесные повреждения. Действия Монетова С.А. повлекли по неосторожности смерть Ш.С.Е., наступившую в период с 23 по 25 мая 2010 года

Кроме того, в период с 16 до 17 часов 21 мая 2010 года Монетов С.А., находясь в состоянии алкогольного опьянения, умышленно, из хулиганских побуждений, с целью причинения физической боли, нанес один удар ногой в лицо К.М.В., лежавшему рядом с крыльцом здания по <адрес>. В результате действий Монетова С.А. К.М.В. испытал физическую боль.

В судебном заседании подсудимый Монетов С.А. свою вину не признал, показал, что он находился в состоянии алкогольного опьянения, помнит, что приезжал в <адрес> с Н.Т.В. на машине под управлением Б.О.В., дальнейшие события не помнит. С Ш.С.И. и К.М.В. он отношений не поддерживал, причин для конфликта с ними не было. Допускает, что он мог ударить лежащего К.М.В. и подраться с кем-либо, но нанести тяжкий вред здоровью Ш.С.Е. он не мог, поскольку был сильно пьян. Он не агрессивен, считает, что повреждения, повлекшие смерть Ш.С.В., были причинены при других обстоятельствах.

Потерпевшая Ш.Л.П. суду показала, что ее сын Ш.С.Е. перед смертью ежедневно приходил к ней, помогал садить картофель. Ушел домой 21 мая 2010 года после обеда, больше не появлялся. 25 мая 2010 года О.Р.Б. сообщила ей, что сын не выходит из дома, не отвечает, дверь дома закрыта изнутри. Она взломала дверь в дом и увидела лежащий вниз лицом на полу в прихожей труп сына. Видно было, что сына избили, он был «весь черный», опухший, на волосах кровь.

Потерпевший К.М.В. суду показал, что он дремал в состоянии опьянения лежа на спине на улице, возле здания бывшего сельсовета <адрес>, неподалеку от тропы, проходу не мешал. Очнулся, почувствовав удар в лицо. Открыл глаза и увидел уходившего по тропе Монетова С.А. Рядом никого не было. Он понял, что Монетов С.А. ударил его ногой в лицо. Раньше с Монетовым С.А. он отношений не поддерживал. Причин для нанесения удара не было. От удара он испытал физическую боль, из разбитого носа текла кровь.

Свидетель П.Т.А. суду показала, что около 16 часов 21 мая 2010 года она вышла из дома на улицу и увидела, что похожий на подсудимого мужчина в темной кофте или футболке несколько раз ударил ногами лежащего на земле Ш.С.Е., при этом он таскал Ш.С.Е. за ворот одежды.

Показания П.Т.А. подтверждаются протоколом проверки показаний на месте, в ходе которой она указала место избиения Ш.С.Е. и место ее нахождения (л.д. 116-122 т.1).

Согласно оглашенных показаний свидетеля Л.М.А. 21 мая 2010 года ее дочь П.Т.А. рассказала ей, что видела драку Ш.С.Е. с каким-то «толстым мужиком», подробности не поясняла (л.д. 201-202 т. 1).

Свидетель Ф.Е.В. суду показала, что около 16 часов 21 мая 2010 года она видела, как похожий на подсудимого мужчина в темной футболке или рубахе и полосатых брюках ниже колена несколько раз ударил ногами лежащего на земле Ш.С.Е., неподалеку стояла красная легковая машина, рядом с которой находился мужчина в жилетке.

Показания Ф.Е.В. подтверждаются протоколом проверки показаний на месте, в ходе которой она указала место избиения Ш.С.Е. и место ее нахождения (л.д. 129-133 т.1).,

Согласно оглашенных показания свидетеля Б.О.В., он 21 мая 2010 года привозил на легковой автомашине красного цвета находившихся в состоянии опьянения Монетова С.А. и Н.Т.В. в <адрес> к дому тещи последнего. Неподалеку от дома Монетов С.А. дважды ударил руками в голову какого-то мужчину, тот отбежал, Монетов С.А. догнал мужчину, несколько раз ударил правой рукой в голову, удерживая левой рукой за ворот одежды, сбил с ног и стал наносить удары ногами, удерживая его за ворот одежды. От мужчины Монетова С.А. оттащил Н.Т.В. Они уехали, а мужчина остался сидеть на земле, согнувшись вперед. Монетов был одет в темную футболку и длинные полосатые шорты, Н.Т.В. в черную жилетку и брюки. В машине Монетов С.А. пояснил Н.Т.В., что избил мужчину из-за каких-то отношений последнего с его тестем. Затем Монетов С.А. развязал драку с другим мужчиной возле магазина в <адрес>, Н.Т.В. его успокаивал. Они вместе зашли за угол магазина, вернулись минут через 15-20, на предплечьях Монетова С.А. была кровь (л.д.136-142 т. 1).

Показания Б.О.В. подтверждаются протоколом проверки показаний на месте, в ходе которой он указал места нанесения ударов Ш.С.Е. и место его нахождения (л.д. 143-152 т.1).

Согласно оглашенных показаний свидетеля Н.Т.В., 21 мая 2010 года он приезжал вместе с Монетовым С.А. и Б.О.В. на машине последнего в <адрес> к своей теще. Неподалеку от дома Монетов С.А., будучи сильно пьян и разъярен, нанес множественные удары руками и ногами Ш.С.Е., сбив с ног последнего. После Монетов С.А. объяснил, что избить Ш.С.Е. было «надо». Затем Монетов С.А. развязал драку с каким-то мужчиной возле магазина, вел себя «как бешеный» (л.д. 162-163 т.1).

Свидетель К.Л.Н. суду показала, что 21 мая 2010 года к ней около 16 часов приезжали на красной легковой машине ее зять Н.Т.В. и Монетов С.А., пока Н.Т.В. с ней разговаривал, Монетов С.А. прошел в сторону дома Ш.С.Е., Н.Т.В. ушел за ним, она ушла домой, драку не видела, машина уехала минут через 5.

Согласно оглашенных показаний свидетеля К.А.Н., 21 мая 2010 года около 16 часов 20 минут она подошла к своему дому и увидела, как какой-то мужчина пытался подняться на крыльцо дома Ш.С.Е. но несколько раз падал. Кто это был, не рассмотрела в связи с плохим зрением. На следующий день она видела Ш.С.Е., который проходил мимо, «еле передвигая ноги», повреждения на его лице не заметила (л.д. 177-178 т. 1).

Свидетель Л.А.С. суду показал, что он видел соседа Ш.С.Е. за несколько дней до смерти без каких-либо телесных повреждений, затем в течении нескольких дней подходил к его дому, видел, что входная дверь закрыта изнутри, на стук в дверь никто не отвечал, он присутствовал при вскрытии двери и обнаружении трупа Ш.С.Е.

Свидетель Г.Г.А. суду показала, что она после обнаружения трупа Ш.С.Е. убиралась в его квартире и нашла спортивную куртку со следами крови, в которую Ш.С.Е. был одет 21 мая 2010 года.

Свидетель М.А.Ф. суду показал, что в день задержания он забрал у сына Монетова С.А. футболку и шорты, которые потом выдал следователю. Видел, что ссадин на руках у сына не было.

Свидетели А.С.А., А.В.А. и С.Н.С. суду показали, что около 16 часов 21 мая 2010 года Монетов С.А. беспричинно развязал драку с А.В.А. возле магазина в <адрес>.

Согласно оглашенных показаний свидетеля Ф.Л.И., он 21 мая 2010 года распивал спиртное с К.М.В. у бывшего сельсовета в <адрес>, где уснул. Проснувшись увидел, что лицо К.М.В. было в крови, на следующий день К.М.В. рассказал, что его ногой в лицо ударил Монетов С.А. (л.д. 176 т. 1)

Кроме показаний потерпевших и свидетелей доказательствами, подтверждающими виновность Монетова С.А. в совершении инкриминируемых ему преступлений, являются также:

- протоколы осмотра места происшествия - жилого дома в <адрес>, согласно которых труп Ш.С.Е. обнаружен в прихожей, головой в направлении комнаты, одежда: спортивные брюки и куртка серого цвета со вставками синего и красного цвета (л.д. 5-10 т. 1), на полу крыльца, пороге, стене обнаружены капли и пятна вещества темно-коричневого цвета (л.д. 20-30 т. 1),

- протокол осмотра трупа Ш.С.Е. от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что в области лица имеются массивные гематомы слева и справа, кровоподтеки и осаднения в области нижней челюсти слева и справа, кровоподтек в левой височной области (л.д. 13-18 т. 1),

- заключение эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого причиной смерти Ш.С.Е. явилась закрытая черепно-мозговая травма, ушиб обеих лобных долей и основания головного мозга, острая субдуральная гематома в правой височно-теменно-затылочной области головного мозга, острая внутримозговая гематома в области лобной доли правой гемисферы, осложненные отеком головного мозга с его последующей дислокацией и развитием острой сердечно-легочной недостаточности. Указанные повреждения расцениваются как тяжкий вред здоровью, опасный для жизни в момент причинения, получены от воздействия тупого твердого предмета с ограниченной поверхностью, минимальное количество точек приложения силы к голове - 4. Смерть наступила за 48-72 часа до момента судебно-медицинского исследования трупа ДД.ММ.ГГГГ. Травма головы причинена до 3 суток от момента смерти (л.д.7-9 т. 2).

- показания судебно-медицинского эксперта К.А.А., из которых следует, что в голову Ш.С.Е. было нанесено не менее 4 ударов, причинивших указанные повреждения, что и явилось причиной смерти Ш.С.Е.,

- заключение экспертов от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого при повторной экспертизе установлено, что смерть Ш.С.Е. наступила в результате закрытой черепно-мозговой травмы (тупой травмы головы) с ушибом и сдавливанием вещества головного мозга субдуральной гематомой, осложнившейся развитием его отека и дислокации. Указанные повреждения возникли в результате не менее 4 травматических воздействий твердого тупого предмета, с преимущественными местами приложения травмировавших сил в области волосистой части головы и лица. Давность их образования составляет около 1-3 суток до момента наступления смерти. Указанные повреждения не имеют различия в давности их образования, поэтому расцениваются только в своей совокупности. Травма головы повлекла смерть пострадавшего и по признаку опасности для жизни квалифицируется как тяжкий вред здоровью. Давность наступления смерти составляет около 24-72 часов до начала осмотра трупа ДД.ММ.ГГГГ в 9 часов (л.д. 128-135 т. 3),

- акт судебно-химического исследования, согласно которому этиловый спирт в крови трупа Ш.С.Е. не обнаружен (л.д. 10 т. 2),

- заключение эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого у Монетова С.А. установлено: ушибы мягких тканей правого локтевого сустава, обеих голеней, не повлекшие кратковременного расстройства здоровья (л.д. 24 т. 2),

- протокол выемки куртки Ш.С.Е. у Г.Г.А. (л.д. 223-225 т. 1),

- протокол выемки футболки и шорт у М.А.Ф., которые совпадают с описанием одежды мужчины, избивавшего Ш.С.Е., свидетелями П.Т.А. и Ф.Е.В. (л.д. 217-219 т. 1),

- протокол осмотра и постановление о приобщении к делу в качестве вещественных доказательств ранее изъятых: футболки, шорт и полуботинок Монетова С.А., куртки Ш.С.Е., срезов ногтевых пластин (л.д. 121-122 т. 2),

- заключение эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого кровь на куртке, брюках и срезах ногтевых пластин Ш.С.Е. могла принадлежать как ему, так и Монетову С.А. На левом полуботинке Монетова С.А. обнаружена кровь, видовую принадлежность которой установить не удалось (л.д. 47-50 т. 2).

- заключение эксперта от ДД.ММ.ГГГГо года, согласно которого у К.М.В. установлено: гематома верхнего века слева, не повлекшая кратковременного расстройства здоровья (л.д. 42 т. 2).

Проанализировав представленные доказательства, суд находит вину Монетова С.А. в совершении инкриминируемых преступления установленной.

Суд признает необоснованными доводы подсудимого Монетова С.А. и его защитников в части того, что Монетов С.А., не имел физической возможности нанести удары со значительной силой в голову Ш.С.Е., которые могли бы причинить указанные повреждение, поскольку находился в состоянии сильного алкогольного опьянения, и что повреждения, повлекшие смерть Ш.С.Е., были причинены при неустановленных обстоятельствах. Эти доводы ничем не подтверждены, основаны на предположениях, опровергаются исследованными в судебном заседании показаниями свидетелей, заключениями экспертов и другими материалами дела.

Свидетели П.Т.А., Ф.Е.В., Б.О.В. и Н.Т.В. видели, как Монетов С.А. избивал Ш.С.Е., нанося ему множественные удары. Через некоторое время свидетель К.А.Н. видела, как какой-то мужчина, которого она не смогла рассмотреть из-за слабого зрения, пытался подняться на крыльцо дома Ш.С.Е., шатался и падал. На следующее утро она видела Ш.С.Е. который с трудом шел, «еле передвигал ноги». Свидетель Л.А.С. видел, что в течение нескольких дней после избиения дверь квартиры Ш.С.Е. была закрыта изнутри, на стук никто не отвечал, при вскрытии двери был обнаружен труп Ш.С.Е.

Согласно показаний свидетелей А. и С.Н.С. Монетов С.А. уверенно держался на ногах, передвигался, через непродолжительное время после избиения Ш.С.Е. беспричинно развязал драку с А.В.А., Указанные показания так же опровергают доводы защиты о физической невозможности Монетова С.А. причинить тяжкий вред здоровью потерпевшего путем нанесения ударов.

Отсутствие повреждений на руках Монетова С.А. само по себе не свидетельствует о том, что он не наносил удары Ш.С.Е.

Суд так же критически относится к пояснениям специалиста Ч.А.А.о том, что смерть Ш.С.Е. могла наступить не более чем за 12 часов до исследования трупа, обнаруженные повреждения характерны для падения с высоты собственного роста или дорожно-транспортного происшествия, с указанными повреждениями Ш.С.Е. не мог жить несколько дней.

Указанные пояснения опровергаются допросом эксперта К.А.А., заключениями первоначальной и повторной судебно-медицинских экспертиз, которые не имеют существенных противоречий относительно причины смерти, давности ее наступления, исключают возможность причинения травмы головы при падении с высоты собственного роста и в результате дорожно-транспортного происшествия. Согласно заключения повторной судебно-медицинской экспертизы давность образования травмы головы Ш.С.Е. составляет около 1-3 суток до момента наступления смерти, а давность наступления смерти составляет около 24-72 часов до начала осмотра трупа ДД.ММ.ГГГГ в 9 часов.

Указанные заключения допускают возможность причинения травмы головы, повлекшей смерть Ш.С.Е., 21 мая 2010 года около 16-17 часов.

Поскольку показания допрошенных в судебном заседании потерпевших и свидетелей, оглашенные показания свидетелей, допрошенных в ходе предварительного расследования, последовательны, не имеют существенных противоречий, соответствуют заключениям судебно-медицинских экспертиз и другим исследованным доказательствам, суд принимает их за основу.

Суд считает, что действия Монетова С.А. верно квалифицированы по ч. 4 ст. 111 УК РФ, поскольку он умышленно нанес удары руками и ногами в голову Ш.С.Е., причинил тяжкий вред здоровью, опасный для жизни человека, что повлекло по неосторожности смерть потерпевшего.

Органами предварительного следствия Монетов С.А. обвиняется в совершении указанного преступления из хулиганских побуждений. Однако, факт совершения преступления на почве явного неуважения к обществу и общепринятым нормам морали, когда поведение виновного является открытым вызовом общественному порядку и обусловлено желанием противопоставить себя окружающим, продемонстрировать пренебрежительное к ним отношение, какими-либо доказательствами не подтвержден, носит предположительный характер. Суд считает, что совершение Монетовым С.А. данного преступления из хулиганских побуждений не нашло своего подтверждения в судебном заседании.

Монетов С.А. не помнит причину конфликта с Ш.С.Е. ранее отношений с ним не поддерживал. Свидетель Б.О.В. слышал, что перед тем, как ударить Ш.С.Е., Монетов С.А. с ним о чем-то разговаривал, а после избиения пояснял Н.Т.В., что избил мужчину из-за каких-то отношений последнего с его тестем. Свидетель Н.Т.В. показал, что он видел, как перед избиением Монетов С.А. и Ш.С.Е. что-то кричали и размахивали руками, после Монетов С.А. говорил ему, что Ш.С.Е. «надо было» избить.

Таким образом, Монетов С.А. сразу после совершения преступления пытался мотивировать свои действия, объяснить, что они не были беспричинными. Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии у него хулиганских побуждений.

Суд считает, что действия Монетова С.А. верно квалифицированы по ст. 115 УК РФ.

Назначая наказание подсудимому, суд исходит из характера и степени общественной опасности совершенных им преступлений, одно из которых относится к категории особо тяжких, а также данных о личности Монетова С.А., обстоятельств, смягчающих наказание, влияния назначаемого наказания на исправление осужденного.

Оценивая личность подсудимого Монетова С.А., суд учитывает, что он ранее не судим, <данные изъяты>.

С учетом всех обстоятельств дела и тяжести наступивших последствий суд полагает, что исправление подсудимого невозможно без изоляции от общества и считает необходимым назначить ему наказание в виде лишения свободы.

Обстоятельством, смягчающим наказание подсудимого, суд признает <данные изъяты>. Обстоятельств, отягчающих наказание подсудимого, суд не усматривает.

Гражданский иск по делу не заявлен, процессуальных издержек нет.

Одежда и обувь Монетова С.А. подлежат возвращению ему по принадлежности, остальные вещественные доказательства, как не представляющие ценности и не истребованные сторонами, подлежат уничтожению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.304, 307 - 309 УПК РФ, суд

П Р И Г О В О Р И Л:

Признать Монетова С.А. виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч.4 ст.111 и п. «а» ч. 2 ст.116 УК РФ и назначить ему наказание в виде лишения свободы на срок:

- по ч. 4 ст. 111 УК РФ - 8 лет,

- по п. «а» ч. 2 ст. 116 УК РФ - 6 месяцев.

На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ окончательное наказание Монетову С.А. назначить путем частичного сложения наказаний в виде лишения свободы на срок 8 лет 3 месяца с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Срок отбытия наказания исчислять с 18 февраля 2011 года. Зачесть время предварительного содержания Монетова С.А. под стражей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Меру пресечения Монетову С.А. на кассационный период оставить без изменения - содержание под стражей.

Вещественные доказательства: одежду и обувь Монетова С.А. возвратить ему по принадлежности, остальные вещественные доказательства уничтожить.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Вологодский областной суд через Вытегорский федеральный районный суд в течение 10 суток со дня провозглашения, а осужденным в тот же срок со дня вручения ему копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции с назначением защитника.

Судья О.В. Лушин.

Приговор обжалован. Судебной коллегией по уголовным делам Вологодского областного суда приговор оставлен без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения. Приговор вступил в законную силу 18 апреля 2011 года.