Дело № 2-304/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Вытегра 05 августа 2010 года
Судья Вытегорского районного суда Вологодской области Ершова Н.В.,
с участием истца – помощника прокурора Вытегорского района Мосенкова С.В.,
представителя третьего лица на стороне истца – Отдела по ... П.А.Выродова,
представителя ответчика С.В.Арбитман,
при секретаре Зубовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Вытегорского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО «З.» о понуждении к устранению нарушений законодательства о противопожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Вытегорского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «З.» о понуждении к устранению нарушений законодательства о противопожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства. В обоснование своих требований истец указал, что ответчиком допускаются нарушения требований противопожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства в помещениях кафе-бара «Н.», расположенного по адресу: ... что противоречит ст. 34 и ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст. 8 и ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
04 марта 2010 года межведомственной рабочей группой в ходе проверки соблюдения требований противопожарного законодательства, санитарно-эпидемиологических требований и законодательства в сфере потребительского рынка в указанном помещении кафе были выявлены нарушения. При повторной проверке, проведенной 31 мая 2010 года представителями прокуратуры Вытегорского района, отдела ... и Территориального Отдела Управления ... ... в ..., было установлено, что выявленные ранее нарушения не устранены.
В ходе повторной проверки от 31 мая 2010 года установлены следующие нарушения противопожарного законодательства:
- первичные средства пожаротушения (огнетушители) размещены с нарушениями п.108 ППБ 01-03 (прил. № 3) – не развешены на видных местах вблизи от выходов, не пронумерованы;
- дверь на пути эвакуации из кухонного помещения заблокирована снятой второй дверью (п.52 ППБ 01-03);
- дверь в кухонное помещение открывается несвободно (требует ремонта) (п.52 ППБ 01-03);
- пути эвакуации из кухонного помещения загромождены пакетами с мусором (п.53 ППБ 01-03);
- в помещении отсутствует план эвакуации людей при пожаре (п.16 ППБ 01-03);
- в помещении кухни кафе отсутствуют таблички с номерами вызова пожарной службы (п.13 ППБ 01-03);
- на кухне используются электроплиты марки «...» с заводскими номерами ... и ..., не соответствующими требованиям инструкции организации-изготовителя (руководству по эксплуатации стр. 2 – запрещено использование в кафе, ресторанах) (п. 60 ППБ 01-03);
- электроплиты на кухне размещены в 1 см. от стены, что привело к обгоранию покрытия (краски) на стене кухни слева от плиты, все помещения кухни покрашены масляной краской, в т.ч. пути эвакуации (п. 53 ППБ 01-03);
- на путях эвакуации произведена перепланировка из горючих материалов, не предусмотренная техническим паспортом, стены оклеены горючим материалом – обоями (п. 35 ППБ 01-03);
- ООО «З.», как арендатором указанного помещения, не выполняются требования противопожарных норм для данного типа помещений.
Также в ходе проверки от 31 мая 2010 года установлены следующие нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства:
- бармен К. не имеет медицинской книжки (п.п. 13, 15.1 СП 2.3.6.1079-01);
- бармен К. в отсутствие повара исполняет его обязанности, не имеет санитарной одежды, верхняя одежда находится в буфете, работники курят в производственном помещении (в варочном цехе), пепельница с окурками стоит на батарее отопления (п.п. 13.4 СП 2.3.6.1079-01);
- в тамбуре туалета для персонала не предусмотрен отдельный кран со смесителем на уровне 0,5 м. от пола для забора воды, предназначенный для мытья полов, а также сливной трап с уклоном к нему (п.п. 3.13. СП 2.3.6.1079-01);
- не созданы условия для соблюдения личной гигиены работниками – в туалете для персонала отсутствует раковина для мытья рук, полотенце (п.п. 4.1. СП 2.3.6.1079-01);
- моечные ванны и варочные плиты не оборудованы локальными вытяжными системами (п.п. 4.5. СП 2.3.6.1079-01);
- пол в обеденном зале покрыт ковролином, который не позволяет проводить качественно санитарную обработку пола (мытье) и дезинфекцию (п.п. 5.7. СП 2.3.6.1079-01);
- в производственном помещении (варочном цехе) на столе находится зеркало (п.п. 5.7. СП 2.3.6.1079-01);
- во всех помещениях кафе грязь: на полах в производственном помещении жирные разводы, унитазы и раковины грязные, на стенах паутина, на потолке на зеркалах разводы, помещение захламлено мусором, на полу в производственном помещении лежат полотенца, что свидетельствует о том, что текущая уборка не осуществляется (п.п. 5.11, 5.12 СП 2.3.6.1079-01);
- инвентарь для уборки туалетов не имеет сигнальной маркировки, инвентарь для уборки производственных помещений хранится прямо в цехе, у раковины для мытья посуды, инвентарь для уборки обеденного зала отсутствует, для уборки туалета для персонала инвентарь отсутствует, место для хранения инвентаря не выделено, не определено место для мытья, дезинфекции уборочного инвентаря и его просушки (п.п. 5.13 СП 2.3.6.1079-01);
- для уборки туалетов не выделен специальный персонал (п.п. 5.14 СП 2.3.6.1079-01);
- на моющие и дезинфицирующие средства, используемые в кафе, отсутствуют инструкции по применению, нарушены условия их хранения (хранение осуществляется на стеллаже с продуктами, п.п. 5.15 СП 2.3.6.1079-01);
- на части разделочных ножей отсутствует маркировка, нож для нарезки вареных овощей используется для нарезки хлеба, нож загрязнен, чистые разделочные доски лежат на ваннах для мытья посуды (п.п. 6.5., 6.6. СП 2.3.6.1079-01);
- столовые приборы (ложки, вилки, ножи) хранятся в кассетах ручками вниз (п.п. 6.18. СП 2.3.6.1079-01);
- для мытья посуды нет щеток, используется губчатый материал (п.п. 6.19. СП 2.3.6.1079-01);
- в производственном цехе, у моечных ванн, не вывешены инструкции о правилах мытья посуды и инвентаря с указанием концентраций и объемов применяемых моющих и дезинфицирующих средств (п.п. 6.21. СП 2.3.6.1079-01);
- во время проведения проверки не предъявлены документы, подтверждающие происхождение, качество и безопасность продовольственного сырья и пищевых продуктов (п.п. 7.7. СП 2.3.6.1079-01);
- хранение овощей (моркови) осуществляется в шкафу под раковиной для мытья посуды (п. 7.27. СП 2.3.6.1079-01);
- в холодильнике стоит посуда с остатками пищи, без отметки о дате изготовления (п.п. 9.5., 9.6. СП 2.3.6.1079-01);
- в производственном цехе, у моечных ванн, стоит наполненный мусором мешок, рядом ведро без крышки с остатками пищи, пустая бутылка, от мусора стоит стойкий зловонный запах, отсутствуют специальные бачки с крышками и маркировкой для сбора пищевых отходов (п.п. 9.13. СП 2.3.6.1079-01);
- последняя запись в журнале бракеража продукции датирована октябрем 2009 года, отсутствует журнал осмотра персонала на гнойничковые заболевания (п.п. 9.1., 15.1. СП 2.3.6.1079-01);
Кроме того, в ходе повторной проверки, проведенной 31 мая 2010 года установлены следующие нарушения в сфере потребительского рынка:
- на вывеске отсутствует информация о фирменном наименовании организации, месте ее нахождения, режиме работы (п. 11 правил оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 года № 1036 (далее – Правила);
- потребителю не представлена информация о номере, сроке действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, об органе ее выдавшем (в доступном для потребителя месте отсутствует копия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, п. 11 Правил);
- на все реализуемые алкогольные напитки ценники оформлены ненадлежащим образом, имеется только цена за одну единицу продукции (но не указано какую) п.9 Правил, п.19 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденный постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55 (далее – правила № 55);
- книга отзывов и предложений не прошита, не пронумерована, отсутствует подпись ответственного должностного лица (п. 8 Правил);
- Правила не доводятся до сведения потребителей, отсутствуют в месте исполнения услуг (п. 10 Правил);
- в прейскуранте отсутствует информация о входящих в блюда основных ингредиентах, нет информации о пищевой ценности продуктов общественного питания, информация об использовании в процессе приготовления пищевых добавок, биологически-активных добавок (БАДов), обозначение нормативных документов, обязательным требованиям которых должна соответствовать продукция (п. 12 Правил);
- на спиртосодержащие алкогольные напитки, продаваемые в розлив, имеется только информация о стоимости за 1 единицу (бутылку), отсутствует информация о стоимости 50, 100 грамм (п. 141 Правил № 55);
- отсутствует возможность проверить объем предлагаемой потребителю продукции общественного питания (весы находятся на кухне, в недоступном для потребителя месте (п. 21 Правил). Прокурор просит суд обязать ответчика в срок до 01 августа 2010 года устранить в кафе «Н.» вышеперечисленные нарушения законодательства о противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства и требований в сфере потребительского рынка, а также запретить деятельность кафе «Н.» ООО «З.» до устранения выявленных нарушений.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Вытегорского района Мосенков С.В. поддержал исковые требования в части не устраненных на момент рассмотрения дела нарушений законодательства о противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства и требований в сфере потребительского рынка. Просил обязать устранить все нарушения в срок до 01 октября 2010 года, и запретить деятельность кафе-бара «Н.» до устранения имеющихся нарушений.
Представитель ответчика ООО «З.» С.В.Арбитман исковые требования признала частично, суду пояснила, что используемое помещение предоставлено ответчику на основании договора аренды. Считает, что часть нарушений, отмеченных в акте проверки, не соответствуют действительности, большинство остальных нарушений уже устранено. Устранение нарушений, влекущих изменение конструкций помещения, их окраски или удаления отделочных материалов требует согласования с собственником помещения, что в настоящее время затруднительно и препятствует выполнению требований надзорных органов. С.В.Арбитман считает применение запрета деятельности кафе-бара нецелесообразным, так как большинство нарушений уже устранено, фактов причинения вреда посетителям не имелось.
Представитель третьего лица на стороне истца - Территориального Отдела Управления ..., надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, суду предоставил заявление с просьбой рассмотрения дела в отсутствие представителя. Также суду была представлена в письменном виде информация о проведении 04 августа 2010 года представителем Управления ... осмотра кафе-бара «Н.» для определения степени устранения ответчиком выявленных ранее нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, содержащая перечень неустраненных нарушений, которые, по мнению представителя третьего лица, являются значительными и могут повлечь возникновение и распространение среди населения массовых инфекционных заболеваний.
Руководствуясь ч.3 ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Представитель третьего лица на стороне истца – Отдела ... П.А.Выродов в целом поддержал требования истца, пояснив, что пункт о том, что на путях эвакуации произведена перепланировка из горючих материалов, стены оклеены горючими материалами – обоями, включен в акт ошибочно, поскольку стена на путях эвакуации покрашена акриловой краской.
Заслушав представителя истца, представителя ответчика, представителя третьего лица – Отдела ..., исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора Вытегорского района подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Статья 37 указанного закона обязывает руководителей учреждений, организаций соблюдать предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, обучать своих работников мерам пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства пожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Таким образом, ответчик обязан обеспечить безопасное пребывание граждан в кафе-баре «Ностальжи», и принимать все необходимые меры для создания такой системы пожарной безопасности, которая бы полностью исключала причинение какого-либо вреда гражданам.
В соответствии со ст. 8 и ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Также юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
В судебном заседании установлено, что 04 марта 2010 года прокуратурой Вытегорского района и Отдела ... в составе межведомственной рабочей группы была проведена проверка соблюдения требований противопожарного законодательства в помещениях кафе-бара «Н.», расположенного по адресу: ... ..., принадлежащего ООО «З.». В результате проверки были выявлены нарушения требований противопожарного законодательства, что подтверждается актом обследования объекта от Дата обезличена года л.д.14). Дата обезличена года прокурором района в отношении ООО «З.» было возбуждено административное дело по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ по факту осуществления продажи алкогольной продукции в нарушение п. 141 Постановления от 19 января 1998 года № 55, выразившемся в не предоставлении по требованию сотрудников прокуратуры и милиции лицензии на розничную продажу алкогольной продукции. 31 мая 2010 года была проведена повторная проверка с целью контроля устранения установленных ранее нарушений в помещениях кафе-бара «Н.», которая выявила повторно наличие в помещениях тех же нарушений, что подтверждается данными акта обследования объекта от 31 мая 2010 года л.д. 9-13).
По результатам проведенного 04 августа 2010 года осмотра кафе-бара специалистом-экспертом Территориального Отдела Управления ... установлено, что на момент рассмотрения дела ответчиком не устранены следующие нарушения в области санитарно-эпидемиологического законодательства:
- отсутствует медицинская книжка у бармена К., не проведено гигиеническое обучение с работником;
- отсутствует в тамбуре туалета для персонала отдельный кран со смесителем на уровне 0,5 м. от пола для забора воды, предназначенный для мытья полов, а также сливного трапа с уклоном к нему;
- не оборудованы моечные ванны и варочные плиты локальными вытяжными системами;
- пол в обеденном зале покрыт ковролином, что не позволяет проводить качественно санитарную обработку пола (мытье) и дезинфекцию;
- отсутствует сигнальная маркировка инвентаря для уборки туалетов, хранение инвентаря для уборки производственных помещений осуществляется непосредственно в цехе (у раковины для мытья посуды), отсутствует инвентарь для уборки обеденного зала, для уборки туалета для персонала, место для хранения инвентаря не выделено, не определено место для мытья, дезинфекции уборочного инвентаря и его просушки;
- для уборки туалетов не выделен специальный персонал;
- отсутствуют инструкций по применению на моющие и дезинфицирующие средства, используемые в кафе, нарушены условия их хранения (хранение осуществляется на стеллаже с продуктами);
- отсутствует маркировка на части разделочных ножей;
- отсутствуют щетки для мытья посуды;
- в производственном цехе, у моечных ванн, не вывешены инструкции о правилах мытья посуды и инвентаря с указанием концентраций и объемов применяемых моющих и дезинфицирующих средств;
- хранение овощей осуществляется в шкафу под раковиной для мытья посуды;
В части нарушения требований противопожарного законодательства представитель ответчика предъявила суду несколько фотографий, зафиксировавших устранение конкретных нарушений, которые были указаны в акте от 31 мая 2010 года, однако, проверка представителем Отдела в кафе-баре «Н.» по факту устранения нарушений не проводилась, поэтому суд считает необходимым обязать ответчика устранить все нарушения противопожарного законодательства, указанные в акте, за исключением пункта, касающегося перепланировки из горючих материалов на путях эвакуации и оклейки стен горючими материалами – обоями.
В сфере потребительского рынка устранено нарушение, касающееся вывески на кафе-баре «Н.», на которой в настоящий момент имеется информация о фирменном наименовании организации, месте её нахождения и режиме работы. Устранено нарушение в части книги отзывов и предложений. Книга была представлена на обозрение суду: она подшита, листы пронумерованы, имеется подпись ответственного должностного лица. Остальные нарушения не устранены, поэтому суд считает необходимым обязать ответчика их устранить.
В соответствии с п. 1 ст. 1065 Гражданского Кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Суд оценил представленные в материалах дела доказательства и установил, что ответчиком не устранено большинство нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства, требований в сфере потребительского рынка и требований противопожарного законодательства. Выявленные в таком количестве повторно нарушения закона, свидетельствует о том, что ответчик относится легкомысленно к исполнению законов, а не устранение указанных нарушений может повлечь в будущем причинение вреда здоровью любого посетителя и работникам кафе-бара «Н.», повлечь возникновение и распространение среди населения массовых инфекционных заболеваний.
Суд находит, что требования прокурора Вытегорского района, уточненные им в ходе судебного заседания, подлежат удовлетворению. С целью обеспечения безопасности и предупреждения причинения вреда неопределенному кругу лиц, посещающих и работающих в кафе-баре «Н.», следует обязать ООО «З.» устранить нарушения законодательства о противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства и требований в сфере потребительского рынка и запретить деятельность кафе-бара «Н.» до устранения нарушений. Обсуждая вопрос о сроке, в течение которого должны быть устранены нарушения, выявленные в ходе повторной проверки от 31 мая 2010 года, суд принимает во внимание характер нарушений, их количество, а также мнение представителя ответчика, и считает достаточным предоставить срок до 01 сентября 2010 года.
На основании изложенного, руководствуясь 1065 ГК РФ, ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Вытегорского района удовлетворить.
Обязать ООО «З.» в срок до 01 сентября 2010 года устранить в кафе-баре «Н.», находящемся по адресу: ... ..., нарушения законодательства о пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства и требований в сфере потребительского рынка, выявленные при проверке 31 мая 2010 года, и произвести следующие работы:
В сфере законодательства о противопожарной безопасности:
- первичные средства пожаротушения (огнетушители) разместить в соответствии с п.108 ППБ 01-03 (прил. № 3) – развесить на видных местах вблизи от выходов и пронумеровать;
- дверь на пути эвакуации из кухонного помещения разблокировать;
- обеспечить свободное открывание двери в кухонное помещение;
- пути эвакуации из кухонного помещения освободить от пакетов с мусором;
- в помещении разместить план эвакуации людей при пожаре;
- в помещении кухни кафе разместить таблички с номерами вызова пожарной службы;
- на кухне не использовать электроплиты марки «...» с заводскими номерами ... и ..., не соответствующие требованиям инструкции организации-изготовителя (руководству по эксплуатации стр. 2 – запрещено использование в кафе, ресторанах);
- электроплиты на кухне разместить на расстоянии от стены, исключающем обгорание покрытия (краски) на стене кухни слева от плиты, устранить во всех помещениях кухни и на путях эвакуации окраску масляной краской;
В сфере санитарно-эпидемиологического законодательства:
- обеспечить медицинской книжкой бармена К.., провести гигиеническое обучение с работником;
- оборудовать в тамбуре туалета для персонала отдельный кран со смесителем на уровне 0,5 м. от пола для забора воды, предназначенный для мытья полов, а также сливного трапа с уклоном к нему;
- оборудовать моечные ванны и варочные плиты локальными вытяжными системами;
- устранить препятствие для качественной санитарной обработки пола (мытья) и дезинфекции в обеденном зале;
- нанести сигнальную маркировку на инвентарь для уборки туалетов, обеспечить инвентарем для уборки обеденного зала, для уборки туалета для персонала, обеспечить хранение инвентаря для уборки производственных помещений, туалета для персонала в месте, специально отведенном для хранения инвентаря, определить место для мытья, дезинфекции уборочного инвентаря и его просушки;
- для уборки туалетов выделить специальный персонал;
- обеспечить инструкциями по применению на моющие и дезинфицирующие средства, используемые в кафе, устранить нарушения в условиях их хранения;
- нанести маркировку на все разделочные ножи;
- обеспечить щетками для мытья посуды;
- в производственном цехе, у моечных ванн, вывесить инструкции о правилах мытья посуды и инвентаря с указанием концентраций и объемов применяемых моющих и дезинфицирующих средств;
- обеспечить хранение овощей в специально отведенном месте, исключающем попадание сточных вод на продукты.
В сфере потребительского рынка:
- обеспечить предоставление на видном месте потребителю информации о номере, сроке действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, об органе ее выдавшем;
- оформить на все реализуемые алкогольные напитки ценники ненадлежащим образом, с указанием наименования товара и цены за одну единицу продукции, в соответствии с п. 9 Правил, п.19 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55;
- довести Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55, до сведения потребителей;
- в прейскуранте указывать информацию о входящих в блюда основных ингредиентах, информацию о пищевой ценности продуктов общественного питания, информацию об использовании в процессе приготовления пищевых добавок, биологически-активных добавок (БАДов), обозначать нормативные документы, обязательным требованиям которых должна соответствовать продукция;
- на спиртосодержащие алкогольные напитки, продаваемые в розлив, указывать информация о стоимости за 1 единицу (бутылку) и о стоимости 50, 100 граммов;
- обеспечить возможность проверить объем предлагаемой потребителю продукции общественного питания.
Запретить деятельность кафе-бара «Н.» ООО «З.» до устранения выявленных нарушений.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вытегорский районный суд в течение 10 дней.
Судья подпись Н.В.Ершова
Копия верна.
Председатель Вытегорского райсуда: Н.В.Ершова