дело № 2-117/2009
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 апреля 2009 года г.Вьггегра
Судья Вытегорского федерального районного суда Вологодской области Ершова Н.В.,
при секретаре Кондрат В.В.,
с участием: истицы Стакановой М.В., представителя ответчика Арбитман С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стакановой М.В.
УСТАНОВИЛ:
Стаканова М.В. обратилась в суд с исковым заявлением к ООО «З.» о взыскании заработной платы, оплате времени простоя, возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда, указан в обоснование иска, что с Дата обезличена года она работала кухонным работником в кафе «Н.», принадлежащем ответчику. С ней был заключен трудовой договор от Дата обезличена года. 01 февраля 2009 года здание кафе закрыли и по настоящее время доступ в помещение невозможен. 05 февраля 2009 года она написала заявление об увольнении по собственному желанию. Ответчик в лице директора Арбитман С.В. пояснила, что ей нужно отработать две недели, хотя работы не предоставила. По прошествии двух недель, она обратилась к ответчику с просьбой выдать расчет, трудовую книжку и справку о заработной плате для предоставления в Центр ..., на что получила отказ. Ей не выплачена заработная плата с 01 января по 31 января 2009 года. Не имея средств к существованию по вине ответчика, она была поставлена в трудные жизненные условия. По вине ответчика она и ... остались без средств к существованию. Просит суд взыскать с ответчика невыплаченную заработную плату за январь 2009 года в размере 4330 рублей, оплату за время вынужденного простоя в размере 2008 рублей, возмещение материального ущерба в сумме 1128 рублей, в счет компенсации морального вреда 10000 рублей. Также обязать Арбитман С.В. уволить её по собственному желанию с 19 февраля 2009 года и выдать трудовую книжку.
В судебном заседании истица Стаканова М.В. поддержала заявленные требования, уточнив, что окончательный расчет всех перечисленных в иске сумм оставляет на усмотрение суда, так как не владеет знаниями бухгалтерского учета, поэтому сделала расчеты неправильно. Дополнительно суду пояснила, что деятельность кафе прекращена 27 января 2009 года. В этот день ей позвонила С, и сказала, что на работу выходить не надо, здание опечатано, а они со С. поехали вывозить документы. Она ждала неделю. Надеялась, что Арбитман С.В. им что-либо сообщит. 5 февраля 2009 года они написали заявления об увольнении по собственному желанию у С. на квартире. 8 февраля 2009 года она сидела с ..., а их коллектив пошел к Арбитман С.В. домой с заявлениями на увольнение, в том числе, и с её заявлением. От Арбитман С.В. ей позвонили и спросили, будет ли она, Стаканова, увольняться. Она подтвердила свое желание уволиться. Когда работники вышли от Арбитман С.В. ей снова позвонили и сказали, что Арбитман С.В. заявления не подписала. 15-16 февраля ей позвонила повар Р., сказала, что надо идти грузить оборудование, вещи из кафе в машину, что кафе переезжает в другое здание, но она не пошла, потому что она не грузчик. Она сама не звонила Арбитмая С.В., потому что у неё нет денег на телефоне, но присутствовала, когда С, звонила Арбитман С.В. Она не ходила к Арбитман в новый бар, не требовала у неё выдачи трудовой книжки. Её заработная плата, согласно трудовому договору, составляла ... рублей. Отпуск она отгуляла полностью. Заработную плату за январь 2009 года она не получала. Работу с момента закрытия кафе «Н.» Арбитман С.В. ей так и не предоставила, не уволила и трудовую книжку не выдала, в связи с чем, она была лишена возможности устроиться на другую работу, встать на учет в Центр. Она просит обязать Арбитмая С.В. уволить её именно с 19 февраля 2009 года по собственному желанию, а за задержи трудовой книжки взыскать с неё денежную сумму в размере заработной платы по день рассмотрения дела в суде. Кроме того, ей причинен моральный вред, который она оценивает в 10000 рублей.
Представитель ответчика Арбитман С.В. исковые требования Стакановой М.В. не признала. Считает, что заработная плата за январь Стакановой М.В. выплачена. Имеется листок, на котором рукой бухгалтера написано «17.01. - Стаканова — ... руб.» Считает, что это выданная Стакановой заработная плата за январь. Работники кафе утверждают, что заработная плата Стакановой была выплачена. Ведомости на выдачу заработной платы за январь 2009 года, другие документы, затребованные судом, она предоставить не может, потому что их нет. Дозвониться до Стакановой было невозможно, она не открывала двери ни ей, Арбитман, ни приятельницам. 2 марта она, Арбитман, с другими работниками приехала в бар в старом здании, чтобы собрать вещи и снять ревизионные остатки. Бухгалтер С. отказалась выйти в кафе. Повар Р. звонила Стакановой и О., просила их подойти помочь, но они не пришли. 8 февраля 2009 года к пришли девушки, Стакановой с ними не было. Она, Арбитман, попросила С, продиктовать номера телефонов работников, чтобы на следующий день всем отзвониться. На следующий день она созвонилась со С., сказала, что ремонт заканчивается. Она велела С. составить приказ на отпуск без сохранения содержания для в работников, но С. проигнорировала это распоряжение. Трудовая книжка Стакановой М.В. попала к ней в руки только 26 марта 2009 года, в ней есть запись об увольнении, не подписанная ею, Арбитман. С компенсацией морального вреда она не согласна. Она не хотела закрывать кафе, но так сложились обстоятельства. Кафе в новом помещении стало работать с 8 Марта, и все работники, которые согласились ждать, трудоустроены.
Свидетель С, суду показала, что бар прекратил свою работу 27 января 2009 года. Работники ждали неделю, думали, что Арбитман С.В. им что-нибудь сообщит, а она им не звонила, с ними не встречалась. 5 февраля 2009 года у бухгалтера С. дома они написали заявления об увольнении с работы по собственному желанию. 8 февраля пошли с работниками к Арбитман С.В., которая предложила им посидеть за свой счет. Она, С,, отказалась. Отказалась и Стаканова, которой позвонили по телефону. Арбитман С.В. заявления не подписала, сказала, что разберется, обещала 9 февраля позвонить, записала номера телефонов работников, но не позвонила. Через две недели она, С,, стала ходить за справками, нашла Арбитман С.В. в новом помещении кафе, но Арбитман справки не подписала, сослалась на то, что грязно и нет ручки, обещала сделать позже, но не сделала. Числа 25 февраля она позвонила Арбитман С.В.. Та обещала перезвонить, но снова не позвонила. Зарплату за январь им не выдавали.
Свидетель С. суду показала, что она работала в кафе «Н.» бухгалтером с Дата обезличена года по Дата обезличена года. 27 января 2009 года было опечатано здание, где располагалось кафе. Они расписались в уведомлении. Работники
остались без работы. От руководителя не поступали никакие приказы и распоряжения. Все документы она вывезла к себе домой, собиралась делать бухгалтерскую отчетность. Где-то 2 4 февраля 2009 года она на улице встретила Арбитман С.В., та сказала, чтобы работники сидели за свой счет. Ни о каком приказе речи не было. 5 февраля 2009 года к ней, С., пришли сотрудники кафе и написали заявления об увольнении по собственному желанию. Она тоже написала заявление и позвонила Арбитман С.В., сказала, что у неё заявления работников об увольнении и необходимо встретиться. Арбитман сказала, что ей некогда. Договорились на 8 февраля 2009 года. Они с работниками - всего 5 человек - ходили к Арбитман С.В. домой со всеми заявлениями. Арбитман С.В. заявления видела, но себе их не оставила. Она просила подождать, сказала, что открывается новое кафе, но С,, Стаканова и она, С., отказались забрать заявления. Дело приказов в обществе имелось, но из-за отсутствия принтера приказы издавались в электронном виде и хранились в компьютере. Ей, С., не вменена кадровая работа, трудовые книжки хранились в сейфе, где и бухгалтерские документы. По бухгалтерским документам она собиралась делать налоговую отчетность, но успела сделать только отчет в Фонд. Зарплата работников указана в трудовых договорах, изменений уровня заработной платы не было. Заработную плату за январь работники не получали.
Свидетель М. суду показала, что она работает в кафе «Н.»
барменом с Дата обезличена года. В старом помещении работала до 24 января 2009 года,
потом сидела дома до 1 марта 2009 года. Арбитман С.В. сказала, что они в отпуске без сохранения содержания. За неделю до 1 марта 2009 года она выходила делать ремонт. Работа была оплачена. Зарплату за январь 2009 года она лично получила в марте 2009 года. При ней заработную плату за январь работникам кафе не выдавалась, но она слышала, как Стаканова говорила, что ей все выплачено, и она сама должна Арбитман деньги. В январе получали аванс за январь, но в ведомостях не расписывались, бухгалтер говорила, что это аванс. Ночью кафе закрывалось около З часов. Бухгалтер забирала деньги утром. Один раз С, сказала, что передаст деньги С., и забрала всю сумму с фискальным чеком.
Свидетель Р. суду показала, что работает в кафе «Н.» поваром. С 27 января по 01 марта 2009 года она сидела дома с устного распоряжения Арбитман С.В.. Потом Арбитман С.В. вызвала их на работу. Она ходила с другими работниками 8 февраля 2009 года к Арбитман С.В.. девочки говорили про увольнение. Она, Р., согласилась остаться и ждать работу, про других она ничего не знает. Она не помнит, когда получила зарплату за январь 2009 года, но до закрытия кафе и по ведомости.
Заслушав стороны, допросив свидетелей, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Стаканова М.В. работала в кафе-баре «Н.» ООО «З.», расположенном по адресу: ... ..., ..., ... в качестве кухонного работника с Дата обезличена года, что подтверждается трудовым договором от Дата обезличена года и записью в трудовой книжке за Номер обезличен.
27 января 2009 года здание, в котором располагалось кафе «Н.», было закрыто и опечатано собственником данного помещения Д., о чем свидетельствует уведомление, имеющееся в материалах дела л.д. 12).
Как пояснила истица, работодатель другой работы ей не предоставила, на контакт с работниками не шла. В связи со сложившейся ситуацией Стаканова М.В. 05 февраля 2009 года написала заявление об увольнении по собственному желанию, принять и подписать которое Арбитман С.В. отказалась.
В соответствии со ст. 80 ТК РФ работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее, чем за две недели. По истечении срока предупреждения об увольнении работник имеет право прекратить работу. В последний день работы работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку, другие документы, связанные с работой, по письменному заявлению работника и произвести с ним окончательный расчет. Заявление Стакановой М.В. было зарегистрировано бухгалтером С. — представителем владельца, у которого хранились трудовые книжки и приказы, 05 февраля 2009 года. Последним рабочим днем Стакановой М.В. являлся день 19 февраля 2009 года.
В соответствии со ст.140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Дата обезличена года Стакановой МВ. надлежало выдать трудовую книжку и произвести с ней полный расчет. При этом следовало выплатить заработную плату за январь и до Дата обезличена года.
Поскольку работодатель не выполнил возложенные на него трудовым законодательством обязанности, суд считает необходимым возложить на ООО «З.» обязанность уволить истицу с работы по собственному желанию с 19 февраля 2009 года, внести в трудовую книжку запись об увольнении по собственному желанию, и выдать трудовую книжку истице. Кроме того, следует взыскать с ответчика в пользу Стакановой М.В. заработную плату за январь и по 19 февраля 2009 года. В судебном заседании достоверно установлено, что Стаканова М.В. не получила заработную плату за январь 2009 года. Это подтверждается показаниями свидетелей, в частности бухгалтера С. Ответчик со своей стороны не представил суду доказательств выплаты заработной платы работникам кафе «Н.», в том числе и Стакановой М.В. за январь 2009 года. За отработанные в январе до 27 января 2009 года включительно дни в пользу Стакановой М.В.следует взыскать 2665 рублей 38 копеек. С 27 января 2009 года Стакановой М.В. не была предоставлена работа, обусловленная трудовым договором, так как кафе «Н.» по адресу: ..., ..., ... было закрыто и опечатано. Работодатель не предпринял мер для обеспечения Стакановой М.В. другой работой. Суд признает период с 27 января 2009 года по 19 февраля 2009 года простоем по вине работодателя, который согласно ст. 157 ТК РФ подлежит оплате из расчета двух третей средней заработной платы работника, составляет 1953 рубля 51 копейку.
В соответствии со ст. 234 ТК РФ работодатель обязан возместить работнику
неполученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности
трудиться, в том числе задержки работодателем выдачи трудовой книжки. Поскольку ответчик в нарушение требований закона не произвел своевременно увольнение Стакановой М.В., не выдал трудовую книжку, суд считает необходимым взыскать в пользу Стакановой М.В. материальный ущерб, причиненный в результате незаконного лишения её возможности трудиться в размере заработной платы за рабочие дни с 20 февраля, за март и за 1 апреля 2009 года в сумме 4287 рублей 80 копеек.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику
неправомерными действиями или бездействиями работодателя, возмещается работнику в
денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями, нарушающими личные неимущественные права гражданина, либо посягающими на другие нематериальные блага гражданина, а так в других случаях, предусмотренных законом.
Трудовой кодекс РФ предусматривает компенсацию морального вреда работнику его увольнении без законного основания или с нарушением установленного поря)
увольнения либо незаконного перевода на другую работу.
Ст. 1101 ГК РФ гласит, что при определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Поскольку ответчик нарушил установленный законом порядок увольнения Стакановой М.В., лишив её возможности трудиться и причинив ей этим моральный вред, суд с учетом разумности и справедливости считает необходимым взыскать с ответчика в компенсацию причиненного морального вреда 500 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.80,81, 140, 236, 237, 395 ТК РФ, ст.194- 197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Стакановой М.В. к ООО «З.» удовлетворить.
Обязать ООО «З.» уволить Стаканову М.В. с работы по собственному желанию с 19 февраля 2009 года, внести в трудовую книжку Стакановой М.В. запись об увольнении с работы по собственному желанию с 19 февраля 2009 года и выдать Стакановой М.В. трудовую книжку.
Взыскать с ООО «З.» в пользу Стакановой М.В.:
заработную плату за январь 2009 года в сумме 2665 (две тысячи шестьсот шестьдесят пять) рублей 38 копеек, оплату вынужденного простоя с 27 января по 19 февраля 2009 года включительно в сумме 1953 (одна тысяча девятьсот пятьдесят три) рубля 51 копейку, материальный ущерб, причиненный задержкой выдачи трудовой книжки, в сумме 4287 (четыре тысячи двести восемьдесят семь) рублей 80 копеек с правом удержания подоходного налога.
Взыскать с ООО «З.» в пользу Стакановой М.В. компенсацию морального вреда в сумме 500 (Пятьсот) рублей.
Взыскать с ООО «З.» государственную пошлину в доход государства в суммах 100(сто) и 200(двести) рублей.
Решение в части внесения записи в трудовую книжку, выдачи трудовой книжки, выплаты заработной платы за январь, оплаты вынужденного простоя, подлежит исполнению немедленно.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вытегорский
федеральный районный суд в течение 10 дней.
Федеральный судья: Н.В. Ершова
Решение не обжаловано, вступило в законную силу 18 апреля 2009 года.