о признании права собственности на 1/4 часть жилого дома



Дело № 2-374/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Вытегра 20 сентября 2010 года

Судья Вытегорского районного суда Вологодской области Жирохова Е.В.,

с участием истца Давыдовой Е.В.,

третьего лица Давыдовой Л.Я.,

при секретаре Зубовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Давыдовой Е.В. о признании права собственности на 1/4 часть жилого дома,

УСТАНОВИЛ:

Давыдова Е.В. обратилась в суд с иском о признании права собственности на 1/4 часть жилого дома, указав в обоснование своих требований, что 16 июня 1999 года по договору купли-продажи приобрела у Г.Л.Г. 1/4 часть жилого дома по <адрес>. При этом в договоре купли-продажи вместо 1/4 ошибочно указана 1/2. Часть дома Г.Л.Г. принадлежала на праве личной собственности. После подписания договора купли-продажи Г.Л.Г. передала ей ключи от дома, квитанции на оплату коммунальных услуг. Сделка купли-продажи сразу была не зарегистрирована в связи с тем, что она постоянно проживает в <адрес>, кроме того, у неё были семейные обстоятельства, затрудняющие приезд в <адрес>. В настоящее время провести государственную регистрацию перехода права собственности на указанную часть жилого дом на ее имя не представляется возможным, так как Г.Л.Г. умерла. Просит признать за ней право собственности на 1/4 часть жилого дома, расположенного по <адрес>.

В судебном заседании истица Давыдова Е.В. исковые требования поддержала в полном объеме, подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении. Суду пояснила, что дом <адрес> является 4-х квартирным. Ее отец Д.В.И. в 1987 году купил 1/4 часть указанного жилого дома, а именно квартиру, которая находится на втором этаже данного дома. После его смерти в 1995 году ее мать Давыдова Л.Я. и сестра Коровина А.В. унаследовали квартиру отца. Она же тогда от своей доли наследства отказалась в их пользу. В 1999 году позвонила Г.Л.Г.., и сообщила, что собирается продавать имеющуюся у нее на праве собственности 1/4 часть жилого дома, то есть квартиру в этом же доме на втором этаже. В июне 1999 года она приехала в <адрес> и выкупила у Г.Л.Г. принадлежащую ей 1/4 часть жилого дома, оформив сделку купли-продажи соответствующим договором. Договор тогда надлежащим образом не зарегистрировали, так как не знали, что после его подписания надо еще куда-то обращаться. После этого она длительное время по семейным обстоятельствам и по состоянию здоровья не могла зарегистрировать надлежащим образом указанную сделку. Кроме того, отдаленность проживания не давала возможности часто приезжать. В 2006 году обратилась в регистрационную службу для регистрации сделки. В регистрационной службе ей пояснили, что ей необходимо сделать технический паспорт жилого дома и прийти вместе с продавцом Г.Л.Г.., так как для регистрации сделки необходимо присутствие обеих сторон. Сделав технический паспорт, она стала заниматься поисками Г.Л.Г., но как выяснилось, последняя умерла в январе 2004 года. Несмотря на то, что сделка купли-продажи была не зарегистрирована, считает приобретенную у Г.Л.Г. 1/4 часть жилого дома своей собственностью, так как передала Г.Л.Г. за покупку квартиры 4000 рублей, а та в свою очередь отдала ей ключи от квартиры. С момента изготовления технического паспорта она оплачивает налог на имущество физических лиц. В отпуске она каждый год проживает в этой квартире. На первом этаже дома проживают Харин и Поликарпов. Просит признать за ней право собственности на 1/4 часть указанного жилого дома, а именно квартиры №. При этом пояснила, что в договоре купли-продажи, при его составлении была допущена техническая описка, так как вместо 1/4 части жилого дома указали – 1/2 часть. На самом деле она купила у Г.Л.Г. 1/4 часть. На момент заключения сделки по адресному хозяйству сельского поселения номера квартир в данном доме не были присвоены, поэтому покупалась доля в доме. Позднее был присвоен номер квартиры №.

Третье лицо Давыдова Л.Я. суду пояснила, что истица Давыдова Е.В. ее дочь. Ее муж Д.В.И. в 1987 году купил 1/4 часть жилого дома по <адрес>. После смерти мужа она и ее дочь Коровина А.В. вступили в права наследства по закону на указанную часть жилого дома. При этом ее доля от 1/4 части составила 2/12 части, а доля дочери 1/12. Истица тогда от своей доли наследства отказалась в их пользу. В 1999 году Г.Л.Г., проживающая в этом же доме, решила продавать свою 1/4 часть жилого дома, то есть свою квартиру. Так как квартира Г.Л.Г. находилась на втором этаже по соседству с их квартирой, ее дочь Давыдова Е.В. решила ее выкупить. Указанная 1/4 часть была приобретена истицей за 4000 рублей. О том, что в договоре купли-продажи вместо 1/4 части указана 1/2 часть, они сразу не заметили. Не возражает, чтобы за Давыдовой Е.В. было признано право собственности на 1/4 часть жилого дома по <адрес>.

Третье лицо Коровина А.В., надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представила в суд заявление, из которого следует, что она не возражает о признании за Давыдовой Е.В. права собственности на 1/4 часть жилого дома по <адрес>. Просит рассмотреть дело в ее отсутствие.

Третье лицо Поликарпов О.П., надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представив в суд письменный отзыв на исковое заявление, из которого следует, что при оформлении договора купли-продажи квартиры он не присутствовал. С Г.Л.Г. он не знаком и никогда ее не видел. Подтверждает, что Давыдова Л.Я. и Давыдова Е.В. пользуются вторым этажом жилого дома по <адрес>. В точности, какой частью жилого дома ему не известно. Видится он с ними только в летний период во время своего отпуска. Просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица "ФИО 1" надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представив в суд заявление, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя согласно представленных истцом документов.

Третье лицо Харин Ю.В., надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщил, об отложении судебного разбирательства или о рассмотрении дела в его отсутствие не ходатайствовал, поэтому суд с учетом мнения истицы и третьего лица, согласных на рассмотрение дела, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица Харина Ю.В.

Свидетель К.Г.А. суду показала, что в 1999 году она работала в сельского поселения в должности <данные изъяты>. Подтверждает, что в июне 1999 года Г.Л.Г. продала Давыдовой Е.В. принадлежащую ей на праве собственности 1/4 часть жилого дома по <адрес>. По их просьбе она составила договор купли-продажи. Тогда названия улиц и номеров домов не имелось. Но может пояснить, что указанный дом 4-х квартирный. Две квартиры внизу, две наверху. При составлении договора она по невнимательности допустила техническую описку, а именно вместо положенной 1/4 части жилого дома указала 1/2.

Заслушав объяснение истца, третьего лица, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные Давыдовой Е.В. исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В судебном заседании установлено, что 16 июня 1999 года между Г.Л.Г. (продавец) и Давыдовой Е.В. (покупатель) заключен договор купли-продажи 1/4 части жилого дома по <адрес>.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации договор продажи недвижимости должен содержать ряд существенных условий, наличие которых влечет за собой последствия действительности договора.

В соответствии со ст. 555 ГК РФ предусматривает, что договор должен предусматривать цену недвижимого имущества.

Суду представлен договор купли-продажи жилого дома в письменной форме. В договоре имеются подписи «продавца» - Г.Л.Г. и «покупателя» - Давыдовой Е.В., указан предмет договора «1/2 часть жилого дома» и населенный пункт в котором этот жилой дом находится <адрес>», продажная цена 4000 рублей.

Из пояснений истицы Давыдовой следует, что в договоре купли-продажи от 16 июня 1999 года при его составлении допущена техническая описка, а именно вместо 1/4 части – указана 1/2. На самом деле она купила у Г.Л.Г. 1/4 часть жилого дома. У суда нет оснований не доверять пояснениям Давыдовой Е.В., так как они нашли свое подтверждение в показаниях свидетеля К.Г.А.., допрошенной в судебном заседании, которая пояснила, что в 1999 году она работала <данные изъяты> сельского поселения и непосредственно составляла указанный договор купли-продажи. При составлении договора она по невнимательности допустила техническую описку, а именно вместо положенной 1/4 части жилого дома указала 1/2.

При таких обстоятельствах, суд, учитывая пояснения истицы Давыдовой Е.В., показания свидетеля К.Г.А.., считает необходимым признать указанную в договоре купли-продажи от 16 июня 1999 года запись в виде «1/2 части жилого дома» технической опиской, и полагает, что в данном случае допустима запись в виде «1/4 части жилого дома».

В судебном заседании также установлено, что на основании Постановления сельского поселения № от 10 декабря 2008 года «О присвоении адресов сельского поселения <данные изъяты>» данному жилому дому присвоен <адрес>, а оспариваемой 1/4 части жилого дома – квартира №, что подтверждается копией справки № от 11 августа 2010 года выданной сельского поселения.

Таким образом, суд считает, что договор купли-продажи 1/4 части жилого дома от 16 июня 1999 года, заключенный между Г.Л.Г. и Давыдовой Е.В., составлен в соответствии с требованиями гражданского законодательства, на основании чего суд признает данный договор действительным.

Согласно ст. 551 ГК РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.

Истец Давыдова Е.В. не может осуществить государственную регистрацию перехода права собственности в связи со смертью продавца Г.Л.Г., которая согласно актовой записи о смерти № "ФИО 2" умерла ДД.ММ.ГГГГ.

Из объяснений истицы Давыдовой Е.В. в судебном заседании следует, что в 1999 году договор купли-продажи 1/4 части жилого дома надлежащим образом сразу зарегистрирован не был. Однако после его подписания она передала Г.Л.Г. в счет покупки квартиры 4000 рублей, а последняя в свою очередь отдала ей ключи от квартиры. С момента изготовления технического паспорта она оплачивает налог на имущество физических лиц. Кроме того, в отпуске она каждый год проживает в этой квартире. Считает квартиру своей собственностью.

Таким образом, согласно исследованным доказательствам, у суда имеются все основания для признания за Давыдовой Е.В. права собственности на 1/4 часть жилого дома по <адрес>, приобретенную 16 июня 1999 года по договору купли-продажи у Г.Л.Г.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.218, 551, 554-555 ГК РФ, ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Давыдовой Е.В. удовлетворить.

Признать за Давыдовой Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на 1/4 часть жилого дома по <адрес> (с 10.12.2008 года квартира №).

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вытегорский федеральный районный суд в течение 10 дней.

Судья Е.В. Жирохова

Решение не обжаловано, вступило в законную силу