Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Вытегра 27 декабря 2010 года
Судья Вытегорского районного суда Вологодской области Жирохова Е.В.,
с участием истца заместителя Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора Шарагина А.А.,
представителей ответчика администрации ФИО 1 района Грачевой О.Г., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, Мартяшкова А.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика администрации сельского поселения ФИО 2 - <данные изъяты> Васильевой Н.М.,
представителей третьего лица ФИО 3 Асташенко А.В., действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, Высоканова В.А., действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Кондрат В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации ФИО 1 района и сельскому поселению ФИО 2 о возложении обязанностей по устранению нарушений природоохранного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Череповецкий межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации ФИО 1 района и сельскому поселению ФИО 2 о возложении обязанностей по устранению нарушений природоохранного законодательства. В обоснование своих требований прокурор указал, что ответчики нарушают требования соблюдения природоохранного законодательства при эксплуатации и выводе из эксплуатации склада пестицидов, расположенного на территории <адрес>, что противоречит ст. 11 Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и нарушает права жителей <данные изъяты> района на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды. 17 марта 2009 года ФИО 3 была проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами склада, расположенного в центре <адрес> на расстоянии около 5-10 метров от жилых домов. При проверке были выявлены нарушения требований СанПиН 1.2.1077-01 «Гигиенические требования к хранению, применению и транспортировке пестицидов и аргохимикатов», утвержденные главным государственным санитарным врачом. В склад не ограничен доступ третьих лиц, потолок отсутствует, что свидетельствует о попадании в склад осадков, кроме того стены в полуразвалившемся состоянии, имеется запах ядохимикатов, что свидетельствует о ненадлежащем хранении опасных веществ. В связи с указанными нарушениями истцом в адрес администрации ФИО 2 сельского поселения и администрации ФИО 1 района были внесены представления с требованием устранения нарушений природоохранного законодательства. По результатам проведенной в сентябре 2010 года ФИО 3 проверки установлено, что деревянные конструкции от разборки здания склада вывезены и складированы на расстоянии около 1 км за пределы <адрес>. Документы по утилизации склада хранения ядохимикатов отсутствуют. На месте расположения склада имеется специфический запах ядохимикатов. В ходе проведения проверки на месте расположения склада отобрана проба почвы, по результатам исследования которой выявлено превышение содержания в почве изомеров пестицидов ДДТ, что составляет угрозу здоровью граждан. В соответствии с п. 3, 4 раздела II временной инструкции по списанию, обеззараживанию и уничтожению складов пестицидов, пришедших в негодность в виду износа, утвержденной 17 апреля 1999 года главным государственным инспектором по защите растений в Вологодской области, деревянные склады уничтожаются путем сжигания по схеме, согласованной с пожарной инспекцией. Территорию самого склада и на расстоянии 10 метров вокруг него обрабатывают 10 % - м раствором хлорной извести, после чего перекапывают. В настоящее время нарушения природоохранного законодательства ответчиками не устранены. Прокурор просит обязать администрацию ФИО 1 района и администрацию сельского поселения ФИО 2 осуществить по согласованию с органами государственного пожарного надзора сжигание деревянных частей склада пестицидов, располагавшегося в <адрес> и произвести обработку территории склада.
В судебном заседании истец - заместитель Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора Шарагин А.А., исковые требования поддержал в полном объеме, подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснил, что остатки пестицидов, хранящихся в складе, перемешанные с верхним слоем земли, можно считать отходами. В соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления должны решать вопросы по организации утилизации таких отходов.
Представитель ответчика администрации сельского поселения ФИО 2 Васильева Н.М. исковые требования прокурора признала полностью. Суду пояснила, что в <адрес> находился бывший склад пестицидов, который давно уже никому не принадлежал. При реорганизации СПК "ФИО 4", которому ранее принадлежал склад, все имущество, кроме данного склада, было передано ООО "ФИО 5". Земельный участок, на котором находился бывший склад пестицидов, с 1993 года передан сельскому поселению ФИО 2. По внесенному прокурором представлению об устранении нарушений закона от 30 апреля 2009 года и предписанию администрации ФИО 1 района от 22 мая 2009 года было вынесено склад был разобран, остатки деревянной конструкции склада вывезены за километр от <адрес>. 13 октября 2010 года деревянные части разобранного склада пестицидов сожжены, что подтверждается актом по уничтожению склада ядохимикатов от 13 октября 2010 года, договором на оказание транспортных услуг по подвозу воды от 13 октября 2010 года. Таким образом, часть работ, которые истец просит произвести уже выполнена. По поводу обработки территории бывшего склада пестицидов ими предпринимались меры, но не удалось своевременно заключить договор с организацией, которая может произвести такие работы. Произвести эти работы самостоятельными силами они не рискуют, так как необходимо соблюдать соответствующие требования по технике безопасности. Полагает, что им необходимо обратиться к специализированной организации, занимающейся указанными видами работ, для того, чтобы обработка почвы была выполнена качественно и безопасно для жизни людей. В бюджете сельского поселения имеется соответствующая статья расходов по выполнению мероприятий природоохранного характера, в связи с чем средства на оплату услуг по обработке почвы они найдут, но нуждаются в организационной поддержке со стороны администрации ФИО 1 района. Считает, что устранить оставшиеся нарушения природоохранного законодательства они смогут не ранее 01 июня 2011 года.
Представитель ответчика администрации ФИО 1 района Мартяшков А.В. исковые требования прокурора не признал. Суду пояснил, в связи с тем, что бывший склад пестицидов находился на территории сельского поселения ФИО 2, то и выполнение работ по исполнению заявленных прокурором требований относится к ведению сельского поселения. Считает, что со своей стороны они все обязанности выполнили, в частности рассмотрели ранее внесенное представление прокурора и вынесли предписание ФИО 2 об устранении выявленных нарушений природоохранного законодательства. В их обязанности не входит обработка территории бывшего склада пестицидов. Не отрицал, что они обязаны были проконтролировать выполнение сельским поселением ФИО 2 работ, указанных в предписании. Организационно могут помочь администрации сельского поселения в заключении договора с соответствующей организацией на выполнение работ по обработке территории бывшего склада.
Представитель ответчика администрации ФИО 1 района Грачева О.Г. исковые требования не признала, пояснив, что со стороны администрации района были приняты меры по устранению нарушений, указанных в ранее внесенном представлении прокурора. Поскольку объект находится на территории сельского поселения ФИО 2 администрация данного сельского поселения и обязана провести заявленные в исковом требовании мероприятия.
Представитель третьего лица ФИО 3 Асташенко А.В. суду пояснил, что требования прокурора законны и обоснованны. В 2009 году в ходе проведенной проверки на территории сельского поселения ФИО 2 был выявлен склад хранения пестицидов. Внесено представление. В сентябре 2010 года повторно выезжали на данный объект. Требования предписания не были исполнены. Документы по утилизации склада отсутствовали. Полагает, что ответчики своими силами могут обработать почву земельного участка под разобранным складом хлорной известью. Однако, в зимних условиях обработка почвы хлорной известью невозможна. Считает, что срок устранения нарушений необходимо установить до июня 2011 года.
Представитель третьего лица ФИО 3 Высоканов В.А. суду пояснил, что требования истца являются законными и обоснованными. Россельхознадзор проводил проверку ООО "ФИО 5" и был выявлен склад пестицидов, не числящийся на балансе предприятия. Внесено предписание органам местного самоуправления об устранении нарушений. Документы, подтверждающие выполнение работ, указанных в предписании, в Россельхознадзор не поступали. Обработка земельного участка хлорной известью не является лицензированным видом деятельности, в связи с чем может осуществляться работниками сельхозпредприятий, которые обрабатывают растения и сельскохозяйственные культуры. При этом должны соблюдаться требования техники безопасности.
Выслушав истца, представителей ответчиков и третьего лица, проверив материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат частичному удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что 17 марта 2009 года ФИО 3 была проведена плановая проверка по соблюдению требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства ООО "ФИО 5". В ходе проведения проверки обнаружен склад хранения пестицидов, расположенный в центре <адрес>. При исследовании склада были выявлены нарушения требований СанПиН 1.2.1077-01 «Гигиенические требования к хранению, применению и транспортировке пестицидов и агрохимикатов», утвержденные главным государственным санитарным врачом. В частности в склад не был ограничен доступ третьих лиц, потолок отсутствовал, что свидетельствовало о попадании в склад осадков, кроме того стены в полуразвалившемся состоянии, имелся запах ядохимикатов, что свидетельствовало о ненадлежащем хранении опасных веществ Данные факты подтверждаются копией акта № от 17 марта 2009 года. Склад располагается в центре <адрес> на расстоянии 5-10 метров от жилых домов, в связи с чем имеется угроза причинения вреда жизни и здоровья людей. Ранее склад хранения пестицидов принадлежал бывшему сельхозпредприятию СПК "ФИО 4", при реорганизации которого все имущество, кроме данного склада, было передано ООО "ФИО 5". Склад на балансе ООО "ФИО 5" не числится. Из пояснений представителя ответчика администрации сельского поселения ФИО 2 Васильевой Н.М. следует, что с 1993 года земельный участок, на котором находился склад хранения пестицидов, передан сельскому поселению ФИО 2. В связи с выявленными нарушениями Череповецким межрайонным природоохранным прокурором в адрес администрации сельского поселения ФИО 2 и администрации ФИО 1 района 30 апреля 2009 года были внесены представления с требованием устранения нарушений природоохранного законодательства. 02 сентября 2010 года ФИО 3 по результатам внеплановой проверки установлено, что склад хранения пестицидов разобран, а остатки деревянной конструкции склада вывезены за пределы <адрес> на расстоянии около 1 км и складированы недалеко от дороги. На момент проверки остатков ядохимикатов не выявлено, но по результатам экспертизы пробы почвы, взятой с места расположения разобранного склада ядохимикатов, установлено превышение содержания в почве изомеров пестицидов ДДТ. Данные обстоятельства подтверждаются копией акта проверки № от 02 сентября 20010 года, копией протокола осмотра места хранения (реализации) пестицидов, копией протокола испытания № от 08 сентября 2010 года (л.д.20-22, 23-24, 25).
Согласно «Временной инструкции по списанию, обеззараживанию и уничтожению складов пестицидов, пришедших в негодность в виду износа», утвержденной главным государственным инспектором по защите растений в Вологодской области 17 апреля 1999 года деревянные склады, пришедшие в негодность, после вывоза пестицидов уничтожаются методом сжигания. Территорию самого склада и на расстоянии 10 метров вокруг него необходимо обработать 10%-м раствором хлорной извести, после чего перекапать. Произведенные работы по сжиганию склада должны быть отражены в акте на списание и уничтожение склада.
Из пояснений представителя ответчика администрации сельского поселения ФИО 2 Васильевой Н.М. в судебном заседании следует, что часть работ, которые необходимо было осуществить в связи с предписанием по устранению нарушений природоохранного законодательства и которые заявлены истцом, ими выполнена. Остатки деревянной конструкции склада хранения пестицидов, вывезенные ранее за пределы <адрес>, 13 октября 2010 года, сожжены. Указанные пояснения подтверждаются копией распоряжения главы администрации сельского поселения ФИО 2 от 11 октября 2010 года № «О создании комиссии по уничтожению склада ядохимикатов», копией акта по уничтожению склада ядохимикатов от 13 октября 2010 года, копией договора на оказание транспортных услуг по подвозу воды от 13 октября 2010 года. Поскольку заявленные требования прокурора в части сжигания деревянных частей склада хранения пестицидов администрацией сельского поселения ФИО 2 на момент рассмотрения дела выполнено, в удовлетворении этой части иска суд считает необходимым истцу отказать.
На основании ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством в Российской Федерации.
Из ст. 1 указанного закона усматривается, что к отходам производства и потребления относятся остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Из смысла названной нормы Федерального закона следует, что к товарам (продукции) утратившим свои потребительские свойства, или промышленным отходам относятся и пришедшие в негодность и запрещенные к применению пестициды и агрохимикаты. Смешанные с землей на территории бывшего склада остатки пестицидов можно отнести к отходам. В соответствии с п.п.3,4 раздела 2 Временной инструкции пор списанию, обеззараживанию, уничтожению складов пестицидов, пришедших в негодность ввиду износа от 17.04.199 г. они должны уничтожаться путем обработки территории бывшего склада и на расстоянии 10 метров вокруг него 10%-м раствором хлорной извести и дальнейшей перекопки почвы.
Согласно ст. 8 ФЗ № 89 от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, к вопросам местного значения муниципального района относятся организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
На основании ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в частности участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Согласно ст. 15 указанного закона к вопросам местного значения муниципального района относится, в частности организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Доводы представителя ответчика администрации ФИО 1 района Мартяшков А.В. о том, что выполнение работ по исполнению представления прокурора относится к ведению сельского поселения, так как бывший склад пестицидов находился на территории сельского поселения ФИО 2, и что они со своей стороны все обязанности выполнили, потому что рассмотрели представление прокурора и вынесли предписание главе сельского поселения ФИО 2 об устранении выявленных нарушений природоохранного законодательства, суд находит несостоятельными. В силу названных норм федерального законодательства, организацию утилизации промышленных отходов или товаров (продукции), утративших свои потребительские свойства, в том числе являющихся опасными, к каким могут быть отнесены остатки пестицидов, смешанные с землей, имеющиеся на территории бывшего склада пестицидов в <адрес>, обязана осуществить администрация ФИО 1 района.
С целью обеспечения безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия неопределенного круга лиц, проживающих на территории сельского поселения ФИО 2 и предотвращения причинения вреда окружающей среде, суд находит, требования прокурора в части обработки территории бывшего склада пестицидов с целью уничтожения отходов данных веществ обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом суд полагает, что непосредственные работы по обработке почвы с остатками пестицидов должна осуществить администрация сельского поселения ФИО 2, на территории населенного пункта которой ранее располагался склад, а администрация ФИО 1 района организовать и проконтролировать ход выполнения данных работ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковое требование Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить частично.
Обязать администрацию ФИО 1 района организовать и проконтролировать работы по обработке территории бывшего склада пестицидов в <адрес> в срок до 01.06.2011 года.
Обязать администрацию сельское поселение ФИО 2 произвести обработку территории бывшего склада пестицидов в <адрес> в срок до 01.06.2011 года.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Вологодский областной суд через Вытегорский районный суд в течение 10 суток.
Федеральный судья Е.В.Жирохова