решение об обжаловании постановления органа местного самоуправления `Об отказе в изменении вида разрешеного использования земельных участков`



Дело № 2-163/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Вытегра                                                                                                          28 апреля 2011 года

Судья Вытегорского районного суда Вологодской области Жирохова Е.В.,

с участием представителя заявителей Рагозина И.Ю., действующего на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ,

заинтересованного лица - главы сельского поселения <данные изъяты> Тямковой О.И.,

представителя заинтересованного лица Знитиняк В.Я., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Кондрат В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бузовина О.А., Романюк В.А., Иванова А.В., Федулина И.Н. об обжаловании постановления администрации сельского поселения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в изменении вида разрешенного использования земельных участков,

                                               УСТАНОВИЛ:

Бузовин О.А., Романюк В.А., Иванов А.В., Федулин И.Н. обратились в суд с заявлением об обжаловании постановления главы администрации сельского поселения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в изменении вида разрешенного использования земельных участков. В обоснование своих требований заявители указали, что они являются собственниками земельных участков с кадастровыми номерами: , , общей площадью 63000 кв.м каждый. Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. На основании п.2 ч.3 ст.30 указанного закона порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами. В соответствии с ч.6 ст.37 Градостроительного кодекса РФ предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 указанного кодекса. Из ч.1, ч.2 ст.39 указанного закона следует, что физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях.

ДД.ММ.ГГГГ в администрации сельского поселения <данные изъяты> были проведены публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования указанных земельных участков с вида «для сельскохозяйственного использования» на вид «для садоводства». По итогам публичных слушаний участники собрания большинством голосов проголосовали за изменение вида разрешенного использования земельных участков и рекомендовали главе сельского поселения изменить вид разрешенного использования с «сельскохозяйственного» на «садоводство». Однако, проигнорировав результаты публичных слушаний, глава администрации сельского поселения вынесла постановление от ДД.ММ.ГГГГ, которым было отказано в изменении вида разрешенного использования земельных участков. Заявители просят отменить постановление главы администрации сельского поселения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и обязать главу администрации сельского поселения <данные изъяты> изменить вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами: , , «с сельскохозяйственного использования» на вид «для садоводства».

Заявители Бузовин О.А., Романюк В.А., Иванов А.В., Федулин И.Н., надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, представив в суд заявления с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие с участием их представителя Рагозина И.Ю.

В судебном заседании представитель заявителей Рагозин И.Ю. уточнил заявленные требования, попросив отменить постановление администрации сельского поселения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и обязать главу администрации сельского поселения <данные изъяты> изменить вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами: , , с земель «для сельскохозяйственного использования» на земли «для садоводства». Суду пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ в сельском поселении <данные изъяты> были проведены публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования указанных земельных участков. По результатам голосования большинство присутствующих проголосовали за изменение вида разрешенного использования земельных участков и рекомендовали главе администрации сельского поселения <данные изъяты> изменить вид разрешенного использования с земель «для сельскохозяйственного использования» на земли «для садоводства». Несмотря на указанные рекомендации, глава сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ приняла решение об отказе в изменении вида разрешенного использования земельных участков. С данным решением они не согласны, так как в постановлении не указано, на основании чего сделан отказ. В преамбуле указанного постановления имеются ссылки на ч.6,7 ст.36 Градостроительного кодекса РФ, ст.78 Земельного кодекса РФ, письмо Минэкономразвития РФ от 08 июля 2008 года № Д08-1995, решение Совета сельского поселения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ . Однако, ни одна из этих норм не говорит, что менять вид разрешенного использования земельных участков нельзя. Представитель заинтересованного лица мотивировал отказ в изменении вида разрешенного использования тем, что на указанные земельные участки не проведено зонирование, не устанавливается градостроительный регламент, так как это земли сельскохозяйственного назначения, и что изменение вида разрешенного использования возможно только после изменения категории земель. Но переводить земли из одной категории в другую они не просят. Ссылаясь на письмо Минэкономразвития РФ от 08 июля 2008 года № Д08-1995, глава сельского поселения не учла, что есть уже новые письма с разъяснениями по данному вопросу, в частности, это письма от 08 апреля 2010 года № Д23-1219, от 02 июля 2010 года № Д23-2477, от 12 июля 2010 года № Д23-2596, от 18 октября 2010 года № Д23-4204. Из письма Минэкономразвития РФ от 02 июля 2010 года № Д23-2477 следует, что в соответствии со ст. 2 ФЗ от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» указанный Закон регулирует земельные отношения, возникающие в связи с созданием садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений. Таким образом, требования к зонированию территории, определенные главой 3 указанного Закона, установлены исключительно в целях создания и деятельности садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, а в иных случаях подлежат применению нормы земельного и градостроительного законодательства. Другими словами, зонирование территорий земельных участков необходимо только в тех случаях, если собственники земельных участков обратятся в администрацию сельского поселения с заявлением о создании садоводческого товарищества. Также следует отметить, что в соответствии с п.1 ст.8 ФЗ от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ граждане вправе вести садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке. Что касается градостроительных регламентов, то до 01 января 2012 года изменение разрешенного использования земельного участка, на который градостроительные регламенты не распространяются, осуществляется решением органа местного самоуправления с учетом публичных слушаний. Градостроительный регламент в данном случае не обязателен. По вопросу ограничения (обременения) спорных земельных участков считает, что на настоящий момент таковых не имеется. Из письма начальника Вытегорского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области от 27 апреля 2011 года можно сделать вывод, что указанные земельные участки не входят в особо охраняемую природную территорию, так как на сегодняшний день сведения о наличии ограничений и обременений указанных земельных участков в государственный кадастр недвижимости не внесены. Считает, что в изменении вида разрешенного использования земельных участков отказано необоснованно.

Представитель заинтересованного лица - Знитиняк В.Я. с заявленными Бузовиным О.А., Романюк В.А., Ивановым А.В., Федулиным И.Н. требованиями не согласен. Суду пояснил, что заявители, которые являются собственниками земельных участков с кадастровыми номерами: , , , обратились в администрацию сельского поселения <данные изъяты> с заявлениями об изменении вида разрешенного использования земельных участков. По данному вопросу были назначены публичные слушания. По итогам публичных слушаний ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление об отказе в изменении вида разрешенного использования земельных участков. Считает указанное постановление законным, вынесенным в рамках правового поля и в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с ч.2 ст.7 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

На основании ч.6 ст.30 Градостроительного кодекса РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Согласно ч.3 ст.37 Градостроительного кодекса РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом. Однако, в соответствии с ч.6 ст. 36 указанного закона градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. То, что земельные участки заявителей относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения, подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права на земельные участки и копиями кадастровых паспортов земельных участков, имеющихся в материалах дела.

В силу ч.7 ст.36 Градостроительного кодекса РФ использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

Кроме того, в соответствии с ч.1 ст.79 Земельного кодекса РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Перевод данных участков на другой вид использования осуществляется в исключительных случаях.

Исходя из ч.3 ст.4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом РФ порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 31 декабря 2012 года, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участок на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, с учетом результатов публичных слушаний. У главы местной администрации должен быть нормативный документ, подтверждающий его полномочия по изменению вида использования земельных участков. На сегодняшний день у главы администрации сельского поселения <данные изъяты> таких полномочий нет. Глава сельского поселения может изменить вид разрешенного использования только на те земли, на которые распространяется действие градостроительного регламента, до принятия правил землепользования и застройки. А на земли сельскохозяйственного назначения градостроительные регламенты не устанавливаются.

В соответствии с письмом Минэкономразвития РФ от 08 июля 2008 года № Д08-1995 «Об изменении вида разрешенного использования земельных участков в составе сельскохозяйственных угодий категории земель сельскохозяйственного назначения», изменение вида разрешенного использования возможно только после изменения категории земель для сельскохозяйственных угодий.

Кроме того, указанные земельные участки в соответствии с постановлением Правительства Вологодской области от 07 июля 2009 года № 1038 «Об образовании особо охраняемой природной территории областного значения «Охраняемый природный комплекс «Онежский» Вытегорского муниципального района Вологодской области», входят в особо охраняемую природную территорию (далее ООПТ) областного значения, находятся в границах охраняемого природного комплекса «Онежский». Данная ООПТ образована без изъятия земельных участков у землепользователей, землевладельцев, арендаторов, собственников. В п.п.4 п.8.1. положения об ООПТ областного значения ОПК «Онежский» сказано, что на всей территории ОПК «Онежский» запрещается предоставление земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества, дачного, жилищного и гаражного строительства.

Из п.2.13 Положения о публичных слушаниях следует, что публичные слушания носят рекомендательный характер. Ответственность за принятое решение несет глава поселения, которая в данном случае руководствовалась вышеперечисленным законодательством и приняла правильное решение, отказав в изменении вида разрешенного использования земельных участков.

То обстоятельство, что на сегодняшний день в кадастровые паспорта данных земельных участков не внесены обременения, не может служить препятствием для вынесения отказа в изменении вида разрешенного использования, так как эти земли находятся в границах ООПТ.

Заинтересованное лицо - глава сельского поселения <данные изъяты> Тямкова О.И. с заявленными требованиями не согласна и полностью поддерживает доводы представителя Знитиняк В.Я.. Суду пояснила, что постановление от ДД.ММ.ГГГГ законно и обоснованно, так как вынесено в соответствии с действующим законодательством. Указанные земельные участки можно использовать, не меняя вид разрешенного использования. На данных участках можно пахать, сеять, сажать, но только нельзя строить. Бузовин О.А., Романюк В.А., Иванов А.В., Федулин И.Н. хотят изменить вид разрешенного использования земельных участков для дальнейшего строительства на них жилых объектов, что по закону запрещено.

Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, суд находит заявленные Бузовиным О.А., Романюк В.А., Ивановым А.В., Федулиным И.Н. требования не подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что Иванов А.В., Бузовин О.А., Романюк В.А., являющиеся собственниками земельных участков с кадастровым номером площадью 63000 кв.м, расположенного примерно <адрес> за пределами участка, с кадастровым номером площадью 63000 кв.м, расположенного примерно <адрес> за пределами участка, а также Федулин И.Н., Бузовин О.А., Романюк В.А., являющиеся собственниками земельного участка с кадастровым номером площадью 63000 кв.м, расположенного примерно <адрес> за пределами участка, обратились в администрацию сельского поселения <данные изъяты> с заявлениями об изменении вида разрешенного использования земельных участков с земель «для сельскохозяйственного использования» на земли «для садоводства». По заявлению Бузовина О.А., Романюк В.А., Иванова А.В., Федулина И.Н. в сельском поселении были проведены публичные слушания. По итогам публичных слушаний администрацией сельского поселения <данные изъяты> было вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в изменении вида разрешенного использования земельных участков».

Бузовин О.А., Романюк В.А., Иванов А.В., Федулин И.Н. считают постановление администрации сельского поселения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в изменении вида разрешенного использования земельных участков» необоснованным. Просят его отменить и обязать главу администрации сельского поселения <данные изъяты> изменить вид разрешенного использования земельных участков.

В судебном заседании установлено, что указанные земельные участки, принадлежащие Бузовину О.А., Романюк В.А., Иванову А.В., Федулину И.Н. на праве долевой собственности, относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения и разрешены только для сельскохозяйственного использования, что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ за номерами , , , от ДД.ММ.ГГГГ за номерами , , , , , , а также копиями кадастровых паспортов. Согласно письму начальника Вытегорского отдела Управления Росреестра по Вологодской области данные земельные участки относятся к сельскохозяйственным угодьям. Состав угодий - пашня, сенокос. До оформления указанных паев в собственность данные земельные участки находились в общей долевой собственности колхоза «<данные изъяты>, правопреемником которого является <данные изъяты>». Земельные участки находятся в границах особо охраняемой природной территории областного значения «Охраняемый природный комплекс «Онежский».

Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

На основании ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков указываются в градостроительном регламенте. В силу ч. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом.

В соответствии с ч. 6 и ч. 7 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

Из ч. 5 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ усматривается, что решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с п. 5 ст. 79 Земельного кодекса РФ использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Согласно ч. 1 ст. 6 названного Закона собственники земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту.

Вместе с тем указанный Закон, также как и Земельный кодекс РФ, не содержит правовых норм, определяющих возможность и порядок изменения условно разрешенного вида использования земельных участков, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, являющихся сельскохозяйственными угодьями, с одного на другой или предоставления иного условно-разрешенного вида использования.

Статья 79 Земельного кодекса РФ определяет, что под сельскохозяйственными угодьями понимаются пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями, в составе земель сельскохозяйственного назначения, которые имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Таким образом, на сегодняшний день законодательно определен единственно возможный вид разрешенного использования участков из земель сельскохозяйственных угодий, это использование их именно как сельхозугодий в том смысле, который определен в ст. 79 Земельного кодекса РФ. Спорные земельные участки Бузовина О.А., Романюк В.А., Иванова А.В., Федулина И.Н. являются сельскохозяйственными угодьями и могут быть использованы только по прямому назначению, то есть для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на них зданий и строений.

Кроме того, на основании постановления Правительства Вологодской области от 07 июля 2009 года № 1038 образована особо охраняемая природная территория областного значения «Охраняемый природный комплекс «Онежский» Вытегорского муниципального района Вологодской области без изъятия земельных участков у землепользователей, землевладельцев, арендаторов, собственников. Этим же постановлением утверждено положение «Об особо охраняемой природной территории областного значения «Охраняемый природный комплекс «Онежский» Вытегорского муниципального района Вологодской области». Согласно положению спорные земельные участки входят в особо охраняемую природную территорию областного значения, так как находятся в границах охраняемого природного комплекса «Онежский» и не значатся в числе исключенных из него территорий, предусмотренных п.5.3 указанного положения.

В п.п.4 п.8.1. положения сказано, что на всей территории ОПК «Онежский» запрещается предоставление земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества, дачного, жилищного и гаражного строительства.

В соответствии с п.2 ст.8 Закона Вологодской области от 02 октября 2008 года № 1848-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях Вологодской области» земельные участки в границах особо охраняемых природных территорий областного значения, не изъятые у собственников, владельцев и пользователей, используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.

Исходя из изложенного, доводы представителя заявителей Рагозина И.Ю. суд находит необоснованными. Ссылкуна то, что до 01 января 2012 года в градостроительных регламентах нет необходимости, суд считает в данном случае несостоятельной, так как при отсутствии градостроительного регламента, исходя из действующего законодательства, невозможно изменение вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий на другой вид такого использования. Письма Министерства экономического развития РФ от 08 апреля 2010 года № Д23-1219, от 02 июля 2010 года № Д23-2477, от 12 июля 2010 года № Д23-2596, от 18 октября 2010 года № Д23-4204 не являются нормативно правовыми документами. Кроме того, суд также не принимает доводы представителя заявителей о том, что спорные земельные участки не входят в особо охраняемую природную территорию в связи с тем, что сведения о наличии ограничений и обременений указанных земельных участков в государственный кадастр недвижимости пока не внесены, так как это противоречит постановлению Правительства Вологодской области от 07 июля 2009 года № 1038. Данные земельные участки находятся в границах ООПТ «Охраняемый природный комплекс «Онежский» Вытегорского муниципального района Вологодской области», не исключены из его территории, поэтому на их использование распространяется режим особо охраняемой природной территории, несмотря на отсутствие зарегистрированных сведений об ограничениях и обременениях.

В связи с изложенным и с целью соблюдения интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации суд находит требования заявителей Бузовина О.А., Романюк В.А., Иванова А.В., Федулина И.Н. об отмене постановления администрации сельского поселения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в изменении вида разрешенного использования земельных участков» не обоснованными и не подлежащими удовлетворению. Изменение вида разрешенного использования сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию земель в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков одной категории в другую», а из ст. 8 Земельного кодекса РФ усматривается, что земли сельскохозяйственного назначения переводятся из одной категории в другую органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований Бузовина О.А., Романюк В.А., Иванова А.В., Федулина И.Н. об отмене постановления администрации сельского поселения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и обязании главы администрации сельского поселения <данные изъяты> изменить вид разрешенного использования земельных участков отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Вологодский областной суд через Вытегорский районный суд в течение 10 суток.

Федеральный судья                                                                                                   Е.В. Жирохова

Решение обжаловано. Судебной коллегией по гражданским делам Вологодского областного суда решение оставлено без изменения, кассационная жалоба без удовлетворения. Решениевступило в законную силу 24 июня 2011 года.