Дело № 2-278/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Вытегра 12 сентября 2011 года Вытегорский районный суд Вологодской области, в составе судьи Прохоровой Г.Э., с участием заместителя прокурора Вытегорского района Плоских Н.В., представителя ответчика администрации муниципального образования «Город Вытегра» Жихарева А.Н., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. № №, представителя ответчика ООО «Жилищно-эксплуатационная компания» Лутьева А.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № № представителя третьего лица МП <данные изъяты> - Огурцовой Л.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ б/н., при секретаре Гребневой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Вытегорского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Город Вытегра» и ООО «Жилищно-эксплуатационная компания» об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, УСТАНОВИЛ: Прокурор Вытегорского района, действующий в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации МО «Город Вытегра» (далее « МО «Город Вытегра») и ООО «Жилищно-эксплуатационная компания» (далее ООО «ЖЭК») об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. В обоснование иска прокурор указал, что проведенная прокуратурой Вытегорского района проверка выявила ненадлежащую организацию ответчиками сбора и вывоза бытовых отходов из дворовой помойницы, находящейся во дворе дома <адрес> В нарушение требований п.2.3.1. СанПИН 42-128-4690-88 используемая для сбора жидких отходов помойница во дворе дома <адрес> разрушена, проницаема для грызунов и насекомых, не имеет решетки для отделения твердых фракций, переполнена нечистотами и мусором. Администрация МО «Город Вытегра», как постоянно действующий исполнительно-распорядительный орган, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения поселения, не исполняет свои обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов, что может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. ООО «ЖЭК», являясь управляющей компанией дома по адресу: <адрес>, в течение последних трех лет не обеспечило очищение дворовой помойницы, что нарушает требования Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что услуга по сбору и вывозу бытовых отходов входит в состав платы за жилое помещение и относится к понятию содержание жилого помещения. Поскольку ООО «ЖЭК» наделено полномочиями по управлению многоквартирным домом, оно обязано организовать сбор и вывоз отходов из дворовой помойницы. Прокурор просит обязать администрацию МО «Город Вытегра» в трехмесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, оборудовав дворовую помойницу во дворе дома <адрес> наземной частью, обеспечить ее решеткой для отделения твердых бытовых отходов, обеспечить непроницаемость наземной части для грызунов и насекомых. К ООО «ЖЭК» прокурором заявлено требование в двухмесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда очистить выгреб дворовой помойницы, расположенной во дворе дома <адрес>. В письменных возражениях против иска ответчик МО «Город Вытегра» указал, что выполняет свои обязанности по организации вывоза бытовых отходов и мусора, предусмотренные п.18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора создано специализированное муниципальное предприятие «Горкомхоз». У граждан города также имеется возможность заключения договоров с предприятиями других форм собственности. Установлен режим работы указанного муниципального предприятия, утверждены тарифы по оказанию услуг по сбору и вывозу отходов. Требование прокурора произвести восстановительные работы наземной части помойницы во дворе дома <адрес> с установкой решетки и крышки за счет бюджета МО «Город Вытегра» незаконно, так как дворовые помойницы не являются объектами общественного благоустройства города. Дворовая помойница и ее наземная часть находятся в собственности жителей дома и содержатся за счет тарифа на содержание мест общего пользования. Надлежащим ответчиком по иску прокурора является ООО «ЖЭК», в удовлетворении требований к МО «Город Вытегра» надлежит отказать. В письменных возражениях против иска ответчик ООО «ЖЭК» указал, что многоквартирный жилой дом <адрес> был ему передан как управляющей организации. В соответствии с п.п.4 п. 38 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации организатором конкурса были указаны обязательные работы и услуги по содержанию и ремонту объекта конкурса, выполняемые по договору управления многоквартирным домом. В обязательный перечень работ и услуг по содержанию и ремонту многоквартирного дома <адрес> не входит очистка помойницы. Твердыми бытовыми отходами являются отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товара, крупногабаритные предметы домашнего обихода). Жидкие бытовые отходы - фекальные отходы нецентрализованной канализации и др. Очистка дворовых помойниц предполагает сбор жидких отходов в неканализованных домовладениях. Предоставление данных услуг в обязательный перечень работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома организатором конкурса не включено, соответственно и в стоимость работ вышеуказанные услуги не вошли. Согласно п.18 ч.1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения. Кроме того, на территории Вытегорского района создана специализированная организация, осуществляющая сбор и вывоз бытовых отходов и мусора. На данный момент между ООО «ЖЭК» и жильцами вышеуказанного дома договорных отношений по управлению домом не имеется. Оказывая услуги, ООО «ЖЭК» руководствуется перечнем обязательных работ, указанных в конкурсной документации и, как управляющая компания, не вправе выполнять услуги и работы, не предусмотренные договором. В сентябре 2009 года ООО «ЖЭК» произвело ремонт помойницы у дома <адрес>, о чем имеется договор подряда и акт приемки выполненных работ. Кроме того, за жителями указанного дома по состоянию на 01.07.2011 имеется задолженность перед ООО «ЖЭК» в сумме <данные изъяты> руб. 81 коп. ООО «ЖЭК» предоставляет услуги собственникам и нанимателям жилых помещений в объеме собранных с них денежных средств. Перерасход средств по содержанию и ремонту дома <адрес> на 01.07.2011 составил <данные изъяты> руб. Обязательность заключения договора управления многоквартирным домом для собственников помещения не установлена. Жилищный кодекс РФ не содержит правовых средств понуждения к заключению договора управления многоквартирным домом в случае отказа собственника от заключения договора с управляющей организацией. По вышеизложенным основаниям считают надлежащим ответчиком по иску прокурора МП <данные изъяты>. Просили в удовлетворении исковых требований к ООО «ЖЭК» отказать. В письменном отзыве на иск третье лицо МП <данные изъяты> указало, что жильцам дома <адрес> им оказываются услуги по водоснабжению, вывозу, приему и хранению твердых бытовых отходов. Предприятие не оказывает услуг по очистке дворовых помойниц. В 2010 году такая услуга оказывалась с использованием арендованного в МП «ЖЭК» трактора-грейфера, в настоящее время изъятого в погашение долгов. В судебном заседании заместитель прокурора Плоских Н.В. поддержала заявленные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Представитель ответчика МО «Город Вытегра» Жихарев А.Е. исковые требования в части обустройства дворовой помойницы у дома <адрес> признал. Суду пояснил, что обязанность своевременно производить очистку помойницы должна быть возложена на ООО «ЖЭК» и МП <данные изъяты>. Представитель ООО «ЖЭК» Лутьев А.В. в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях против иска. Представитель третьего лица МП <данные изъяты> Огурцова Л.В. считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению. Суду пояснила, что жильцами дома <адрес> дворовая помойница используется не в соответствии с ее назначением, а именно - в нее сбрасываются как жидкие, так и твердые бытовые отходы, хотя у данного дома три раза в неделю останавливается специализированный автомобиль для сбора ТБО. Смешение жильцами отходов в помойнице делает невозможным очищение ее с использованием техники. МП <данные изъяты> оказывает разовые услуги по очистке помойниц, но жильцы данного дома, отказываются оплачивать данную работу, поскольку на протяжении нескольких лет уже оплачивали данную услугу управляющей компании. Заслушав прокурора, представителей ответчиков и третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Право граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду закреплено в ст.42 Конституции Российской Федерации, ст.11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В соответствии со ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Статья 22 данного Закона устанавливает, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с п.18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Пунктом 1 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами. Порядок сбора отходов на территории городских и других поселений определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека. В соответствии со ст. 31 Устава муниципального образования «Город Вытегра» администрация города Вытегра является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом, наделенным в соответствии с Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения поселения. Согласно ст.155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации. В соответствии со ст. 154 ЖК РФ в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту, а для собственников помещений в доме - и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, и плату за коммунальные услуги. Структура платы за коммунальные услуги раскрыта в части 4 указанной статьи Кодекса, в которую плата за сбор и вывоз бытовых отходов не включена. Согласно письму Министерства регионального развития Российской Федерации от 3 октября 2008 г. № 25080-СК/14 услуга по сбору и вывозу твердых бытовых отходов входит в состав платы за жилое помещение и относится к понятию содержание жилого помещения. Таким образом, услуги по сбору и вывозу бытовых отходов не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам ст.157 ЖК РФ, в связи с чем плата за сбор и вывоз таких отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме и ее размер определяется в соответствии со статьей 156 ЖК РФ. В соответствии с п.п.2.3.1, 2.3.3 СанПин 42-128-4690-88 для сбора жидких отходов в неканализованных домах устраиваются дворовые помойницы, которые должны иметь водонепроницаемый выгреб и надземную часть с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций. Согласно п.2.3.4 выгреб следует очищать по мере его наполнения, но не реже одного раза в полгода. Как установлено в судебном заседании, ответчик ООО «ЖЭК», являясь управляющей компанией жилого многоквартирного дома <адрес>, обязанной оказывать услугу жильцам данного дома по очистке дворовой помойницы, фактически данную услугу не оказывал более двух лет. Не очищенная в течение длительного времени дворовая помойница представляет опасность для санитарно-эпидемиологического благополучия населения, следовательно, права жителей г. Вытегра на благоприятную окружающую среду нарушены. Факт неоказания услуги по очистке дворовой помойницы дома <адрес> ответчиком не оспаривается. Доводы представителя ответчика о том, что ООО «ЖЭК» не является предприятием, обязанным организовать (оказать) жильцам дома, управляющей компанией которого они являются, услугу по очистке дворовой помойницы, безосновательны и не основаны на законе. Согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491, в соответствии со ст.39 и 156 ЖК РФ, к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. Оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки и т.д.), предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома. Это отражено в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда (п.п.1.8, 3.7, 5.9 и др.), утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года №170. Эксплуатация таких объектов и оборудования заключается в сборе и вывозе накапливаемых в них бытовых отходов, ремонте и содержании самих объектов, следовательно, сбор и вывоз бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома, являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома. Односторонний отказ ООО «ЖЭК» оказывать услугу по очистке помойниц и прекращение взимания за нее платы не освобождает данное предприятие от исполнения данной обязанности. Довод представителя ответчика ООО «ЖЭК» об истечении срока действия договора управления домом <адрес> не является основанием к отказу в иске, поскольку обязанность ответчика по сбору и вывозу бытовых отходов не исполнялась в период действия указанного договора. Кроме того, ООО «ЖЭК» в настоящее время фактически исполняет обязанности управляющей организации. Из материалов дела усматривается, что ООО «ЖЭК» до 07 июля 2011г. было наделено полномочиями по управлению многоквартирным домом <адрес>, следовательно, обязано организовать работы по очистке помойницы, находящейся во дворе указанного дома. Таким образом, исковые требования прокурора, заявленные к ООО «ЖЭК» и МО «Город Вытегра» подлежат удовлетворению. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчиков подлежит уплате государственная пошлина за рассмотрение дела в суде в размере 4 000 рублей, в равных долях по 2 000 рублей с каждого. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Вытегорского района удовлетворить. Обязать Администрацию муниципального образования «Город Вытегра» устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, оборудовав в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу дворовую помойницу дома <адрес> не проницаемой для грызунов и насекомых наземной частью, имеющей решетку для твердых фракций. Обязать ООО «Жилищно-эксплуатационная компания» устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, очистив в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу выгреб дворовой помойницы, расположенной во дворе дома <адрес>. Взыскать с МО «Город Вытегра» и ООО «Жилищно-эксплуатационная компания» в бюджет Вытегорского муниципального района государственную пошлину в размере 2 000 рублей с каждого. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Вологодский областной суд через Вытегорский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения. Судья Г.Э. Прохорова Решение не обжаловано, вступило в законную силу 27 сентября 2011 года.