Решение об обязании устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства



Дело №2-340/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Вытегра 17 октября 2011 года

Судья Вытегорского районного суда Вологодской области Лушин О.В.,

с участием помощника прокурора Вытегорского района Мосенкова С.В.,

представителя ответчика Администрации МО «Город Вытегра» Макарова А.М.,

представителя ответчика ООО «ЖЭК» Лутьева А.В.,

при секретаре Дикаловой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Вытегорского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Город Вытегра», ООО «ЖЭК» об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Вытегорского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковыми заявлениями к Администрации МО «Город Вытегра», ООО «ЖЭК» об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, указав в обоснование своих требований, что ответчиками ненадлежащим образом организован сбор и вывоз бытовых отходов из дворовой помойницы, находящейся во дворе <адрес>, что противоречит ст.2 Федерального Закона от 30.03.1999 №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.1 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также СанПин 42-128-4690-88. В ходе проведенной проверки установлено, что наземная часть дворовой помойницы частично разрушена, негерметична, является проницаемой для грызунов и насекомых, не имеет решетки для отделения твердых фракций, выгреб переполнен нечистотами и мусором. Просит обязать ответчиков устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: администрацию МО «Город Вытегра» в трехмесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда оборудовать расположенную возле дома дворовую помойницу наземной частью, обеспечить решеткой для отделения твердых фракций и обеспечить непроницаемость наземной части дворовой помойницы для грызунов и насекомых в соответствии с п.2.3.3, п.2.3.5, п.2.3.1, п.2.3.4 СанПин 42-128-4690-88, а так же оборудовать площадку и установить контейнеры в соответствии с требованиями п.2.1.3, п.2.1.4, п.2.2.3 СанПин 42-128-4690-88; ООО «ЖЭК» в двухмесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда очистить выгреб дворовой помойницы.

В судебном заседании помощник прокурора Мосенков С.В. отказался от исковых требований в части обязания МО «Город Вытегра» оборудовать площадку и установить контейнеры для сбора твердых бытовых отходов, поскольку такие контейнеры установлены. В остальной части исковые требования поддержал в полном объеме. Суду показал, что многоквартирный дом по указанному адресу является неканализированным, дворовая помойница для сбора жидких бытовых отходов не соответствует п.2.3.3, п.2.3.5, п.2.3.1, п.2.3.4 СанПин 42-128-4690-88, сбор и вывоз бытовых отходов не организован администрацией города, выгреб помойницы не очищается управляющей организацией ООО «ЖЭК».

Представитель ответчика Администрации МО «Город Вытегра» Макаров А.М. иск не признал, суду пояснил, что свои обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора администрация города выполняет. Для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора создано специализированное муниципальное предприятие «Городское коммунальное хозяйство». Контейнеры и контейнерные площадки установлены возле указанного дома. Дворовая помойница, расположенная возле неканализированного многоквартирного дома, не является объектом общественного благоустройства города, является имуществом многоквартирного дома, в связи с чем должна оборудоваться и обслуживаться ООО «ЖЭК», как управляющей данным домом и соседними домами организацией. Признает, что придомовая территория на местности не определена.

Представитель соответчика ООО «ЖЭК» Лутьев А.В. иск не признал, суду пояснил, что ООО является управляющей организацией указанного многоквартирного некатализированного дома и соседних домов, получает плату за содержание и ремонт дома. Очистка выгреба дворовых помойниц не входит в состав обязательных работ по содержанию дома, не включена в тариф. Сбором и вывозом бытовых отходов должна заниматься специализированная организация, с которой жильцы дома вправе заключить соответствующие договоры. Договор между ООО «ЖЭК» и МП «Горкомхоз» на вывоз бытовых отходов не заключен. Предписание Государственной жилищной инспекции Вологодской области об очистке дворовой помойницы возле указанного дома ООО «ЖЭК» не выполнено.

Представитель третьего лица МП «Горкомхоз» с исковыми требованиями не согласилась, суду пояснила, что МП занимается сбором и вывозом бытовых отходов многоквартирных домов по договорам с жильцами или управляющими организациями. В настоящее время такие договор с ООО «ЖЭК» либо с жильцами указанного дома не заключены. Рядом с домом имеется площадка с контейнерами для сбора твердых бытовых отходов, откуда отходы вывозятся МП «Горкомхоз». Дворовая помойница переполнена.

Исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора Вытегорского района подлежат удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка, в соответствии с которой были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства при сборе и вывозе бытовых отходов от многоквартирного жилого дома <адрес> а именно: наземная часть дворовой помойницы, расположенной возле дома, частично разрушена, негерметична, является проницаемой для грызунов и насекомых, не имеет решетки для отделения твердых фракций, выгреб переполнен нечистотами и мусором. ООО «ЖЭК» является организацией, управляющей указанным многоквартирным неканализированным домом и соседними домами. Придомовая территория на местности не определена. Указанные факты подтверждаются актом обследования технического состояния объекта от ДД.ММ.ГГГГ и фототаблицами, не оспариваются лицами, участвующими в деле.

Согласно ст.17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст.42 Конституции РФ и ст.11 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В соответствии со ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучии населения за счет собственных средств. Статья 22 данного Закона устанавливает, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Пункт 18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.1 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» относит к вопросам местного значения поселения организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Порядок сбора отходов на территории городских и других поселений определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

В силу ст.31 Устава МО «Город Вытегра» администрация города является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения поселения, и наделена полномочиями по организации сбора, вывоза, утилизации и переработке промышленных и бытовых отходов.

В соответствии с п.п.2.3.1, 2.3.3 СанПин 42-128-4690-88 для сбора жидких отходов в неканализованных домах устраиваются дворовые помойницы, которые должны иметь водонепроницаемый выгреб и надземную часть с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций. Согласно п.2.3.4 выгреб следует очищать по мере его наполнения, но не реже одного раза в полгода, а согласно п.2.3.5 наземная часть помойниц должна быть непроницаемой для грызунов и насекомых.

Суд считает, что выявленные нарушения представляют значительную опасность для санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и потому права жителей г.Вытегры на благоприятную окружающую среду существенно нарушены. Доказательств нахождения помойницы на придомовой территории и вхождения ее в состав общего имущества многоквартирного дома, а так же надлежащего исполнения администрацией города обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов с территории муниципального образования МО «Город Вытегра» суду не представлено.

При указанных обстоятельствах суд считает исковые требования прокурора к администрации МО «Город Вытегра» с учетом их уточнения обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Также суд считает обоснованными требования прокурора, заявленные к ООО «ЖЭК», являющемуся управляющей организацией и получающей плату с нанимателей и собственников квартир в указанном доме за жилое помещение.

Согласно ст.155 ЖК РФ собственники и наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.

В соответствии со ст. 154 ЖК РФ в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту, а для собственников помещений в доме - и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, и плату за коммунальные услуги. Структура платы за коммунальные услуги раскрыта в части 4 ст. 154 ЖК РФ, в которую плата за сбор и вывоз твердых бытовых отходов не включена. Согласно письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 3 октября 2008 г. № 25080-СК/14 услуга по сбору и вывозу твердых бытовых отходов входит в состав платы за жилое помещение и относится к понятию содержание жилого помещения.

Таким образом, услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам ст.157 ЖК РФ, в связи с чем плата за сбор и вывоз таких отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме и ее размер определяется в соответствии с положением ст.156 Кодекса.

Согласно Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 в соответствии со ст.39 и 156 ЖК РФ, к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке. Оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки и т.д.), предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома. Это отражено в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда (п.п.1.8, 3.7, 5.9 и др.), утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года №170. Эксплуатация таких объектов и оборудования, заключающаяся в сборе и вывозе накапливаемых в них твердых бытовых отходов, ремонте и содержании самих объектов, осуществляется собственниками помещений многоквартирного дома в общих интересах. Следовательно, сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома, являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.

Из материалов дела усматривается, что ООО «ЖЭК», наделена полномочиями по управлению вышеуказанным жилым многоквартирным домом и соседними домами, соответственно обязана организовать вывоз бытовых отходов и мусора из дворовых помойниц.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Вытегорского района с учетом их уточнения удовлетворить.

Обязать Администрацию МО «Город Вытегра» в трехмесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда оборудовать дворовую помойницу, расположенную возле <адрес>, наземной частью и решеткой для отделения твердых фракций, обеспечить непроницаемость наземной части для грызунов и насекомых в соответствии с требованиями п.2.3.1, 2.3.3, 3.3.4 и 2.3.5 СанПин 42-128-4690-88.

Обязать ООО «ЖЭК» в двухмесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда очистить выгреб дворовой помойницы, расположенной возле <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вытегорский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья О.В. Лушин

Решение не обжаловано, вступило в законную силу 01 ноября 2011 года.