решение о назначении досрочной трудовой пенсии по старости



Дело № 2-453/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Вытегра 12 декабря 2011 года

Судья Вытегорского районного суда Вологодской области Прохорова Г.Э,

с участием истца Кузнецовой Л.В.,

представителя ответчика - ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Вытегорском районе – Сергеева С.С., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Гребневой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кузнецовой Л.В. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Вытегорском районе о назначении досрочной трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Кузнецова Л.В. обратилась в суд с иском к ответчику о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, указав в обоснование своих требований, что работает <данные изъяты> БОУ ВМР «<данные изъяты> ООШ». ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Вытегорском районе (далее по тексту - ПФР) с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с достижением 25-ти летнего стажа педагогической деятельности. Решением ответчика ей было отказано в назначении пенсии, ввиду отсутствия требуемого специального стажа. В специальный стаж не засчитаны периоды нахождения её в отпуске по уходу за ребенком с 07 октября 1992 года по 03 января 1995 года, нахождения на курсах повышения квалификации с 09 марта 2004 года по 20 марта 2004 года, с 09 октября 2010 года по 17 октября 2010 года и с 28 февраля 2011 года по 05 марта 2011 года. С решением об отказе в назначении пенсии не согласна, поскольку отпуск по уходу за ребенком ей был предоставлен до 06 октября 1992 года, то есть до внесения изменений в КЗоТ РФ, обучение на курсах повышения квалификации входило ее должностные обязанности.

Просит отменить решение ПФР от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении ей трудовой пенсии, обязать ответчика включить в ее специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии указанные выше периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком и на курсах повышения квалификации, обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения за ней, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

В письменном отзыве на иск ответчик указал следующее. Кузнецова Л.В. обратилась за назначением досрочной трудовой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ Решением от ДД.ММ.ГГГГ ей в назначении пенсии отказано, ввиду отсутствия требуемого специального стажа – 25 лет.

Период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет с 07 октября 1992 года по 03 января 1995 года засчитан в стаж общими условиями, т.к. отпуск по уходу за ребенком мог быть включен в специальный стаж только до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РФ».

Периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 09 марта 2004 года по 20 марта 2004 года, с 09 октября 2010 года по 17 октября 2010 года, с 28 февраля 2011 года по 05 марта 2011 года не подлежат зачету в специальный стаж, т.к. согласно п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27,28 ФЗ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Курсы повышения квалификации в указанном перечне не предусмотрены.

В судебном заседании истица Кузнецова Л.В. поддержала исковые требования в полном объеме, подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика Сергеев С.С. исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Заслушав стороны, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пп. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 данного Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, не зависимо от их возраста.

Перечень таких работников содержится в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п.10 п.1 ст.28 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Кузнецова Л.В. обратилась в ПФР с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с достижением 25-летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях образования для детей (л.д.12-13), в чем решением от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в виду отсутствия 25 лет требуемого стажа на соответствующих видах работ (л.д.10-11). В педагогический стаж Кузнецовой Л.В. ответчиком не включены периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации с 09 марта 2004 года по 20 марта 2004 года, 09 октября 2010 года по 17 октября 2010 года и с 28 февраля 2011 года по 05 марта 2011 года.

Ответчик полагает, что указанные периоды не могут быть засчитаны в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии истицы, поскольку п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства Р от 11.07.2002г. № 516, не предусматривает включение в специальный стаж передов нахождения на курсах повышения квалификации.

Факт нахождения осуществлявшей педагогическую деятельность Кузнецовой Л.В. на курсах повышения квалификации в указанные периоды подтверждается приказами о командировке (л.д.18-20) и показаниями истца, ответчиком не оспаривается. За время нахождения на курсах повышения квалификации Кузнецовой Л.В. начислялась заработная плата, отчислялись страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, обучение на курсах повышения квалификации обусловлено спецификой работы педагога, проводится в целях повышения профессионального уровня педагога.

В соответствии с п. 4 постановления Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 года «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27,28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими правилами или иными нормативными актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы, за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата. Кроме того, для педагогов в силу специальных нормативных актов, повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Учитывая вышеизложенное, суд считает, что имеются все законные основания для включения указанных периодов нахождения Кузнецовой Л.В. на курсах повышения квалификации в стаж, дающий право на назначение ей досрочной трудовой пенсии по старости.

В своих требованиях Кузнецова Л.В. просит также включить в специальный стаж период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 07 октября 1992 г. по 03 октября 1995 года.

Как усматривается из материалов дела, Кузнецова Л.В. находилась в отпуске по уходу за ребенком в период с 09 августа 1992 года по 09 января 1994 года до достижения ребенком возраста 1,5 лет (л.д.14-15).

Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, зачтен период нахождения Кузнецовой Л.В. в отпуске по уходу за ребенком частично - до 06 октября 1992 года.

Право на включение указанного периода в стаж работы по специальности возникло у истицы до внесения изменений в законодательство (вступления в силу Закона РФ № 3543-1 от 25 сентября 1992 года "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР"), в связи с чем, период нахождения Кузнецовой Л.В. в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет подлежал включению в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии, независимо от времени ее обращения за назначением пенсии.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года № 235 "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были введены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с п.2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года №1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; ст.71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Законом ст.167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.

Таким образом, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со ст.167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму Закона, то есть до 6 октября 1992 года.

Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком в целом (до достижения ребенком возраста 1,5 лет и до достижения им возраста трех лет) Кузнецовой Л.В. начался в период действия названных нормативных актов, он полностью подлежит зачету в педагогический стаж истицы.

На основании изложенного суд приходит к выводу о законности и обоснованности требований истицы Кузнецовой Л.В. о включении в ее специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периодов обучения на курсах повышения квалификации и нахождения в отпуске по уходу за ребенком полностью.

В сумме с зачтенным ответчиком периодом педагогической деятельности истицы Кузнецовой Л.В. подлежащий зачету по решению суда стаж в совокупности составляет предусмотренный пп. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» 25-летний стаж, что дает основание для назначения ей досрочной трудовой пенсии со дня обращения за ней – с ДД.ММ.ГГГГ

С ответчика, в соответствии со ст. 98 ГПК РФ, подлежит взысканию в пользу истицы Кузнецовой уплаченная ею государственная пошлина в сумме 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», п. 4 постановления Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 года «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27,28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Кузнецовой Л.В. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Вытегорском районе удовлетворить.

Признать решение ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вытегорском районе Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Кузнецовой Л.В. ввиду отсутствия требуемого специального стажа, недействительным и не порождающим правовых последствий.

Зачесть в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости Кузнецовой Л.В. период нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком с 07 октября 1992 года по 03 января 1995 года и периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 09 марта 2004 года по 20 марта 2004 года, с 03 октября 2010 года по 17 октября 2010 года, с 28 февраля 2011 года по 05 марта 2011 года.

Обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Вытегорском районе назначить Кузнецовой Л.В. досрочную трудовую пенсию с момента обращения за ее назначением – с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Вытегорском районе в пользу Кузнецовой Л.В. расходы по государственной пошлине в сумме 200 (Двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вытегорский районный суд в течение 10 дней.

Судья Г.Э.Прохорова

Решение не обжаловано, вступило в законную силу 27 декабря 2011 года.