Дело № 2-621-10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дата обезличена года пос. ж.д. ст. Высокая Гора
Высокогорский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Кузнецовой Л. В.,
при секретаре Кадыровой Ф. Н.,
с участием истца старшего помощника прокурора Высокогорского района Республики Татарстан Хайрутдинова Н. Ф.,
представителя ответчика Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан Шамгуновой Л.Г.,
представителя ответчика Ямашурминского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан Исмагиловой Д. М.,
рассмотрев в судебном заседании в здании Высокогорского районного суда Республики Татарстан гражданское дело по заявлению прокурора Высокогорского района Республики Татарстан к Исполнительному комитету Высокогорского муниципального района Республики Татарстан и Главе Ямашурминского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан о признании соглашения о передаче осуществления отдельных полномочий Ямашурминского сельского поселения Исполнительному комитету Высокогорского муниципального района по решению вопросов межмуниципального характера по здравоохранению от Дата обезличена года ничтожной сделкой и применении последствий недействительности ничтожной сделки
у с т а н о в и л:Прокурор Высокогорского района Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании Соглашения о передаче осуществления отдельных полномочий Ямашурминского сельского поселения Исполнительному комитету Высокогорского муниципального района Республики Татарстан от Дата обезличена года по решению вопросов межмуниципального характера ничтожной сделкой и применения последствий ничтожной сделки.
Как считает прокурор Высокогорского района Республики Татарстан Соглашение заключено с существенным нарушением норм действующего федерального законодательства и не может считаться заключенным по следующим причинам.
Соглашение заключено не между органами местного самоуправления различных муниципальных образований, а между муниципальными образованиями «Ямашурминское сельское поселение» в лице Главы поселения и исполнительным комитетом Высокогорского муниципального района Республики Татарстан в лице его руководителя. Такой возможности законом не предусмотрено, поскольку первая является территориальной единицей. Полномочиями могут обладать только органы и должностные лица поселения.
Главой Ямашурминского сельского поселения указанное Соглашение заключено с превышением своих должностных полномочий и с нарушением действующего федерального законодательства. Соглашение предусматривает обязанность Поселения передать району финансовые средства на реализацию полномочий межмуниципального характера по здравоохранению. При данных обстоятельствах Соглашение может быть заключено лишь после принятия решения либо утверждения Соглашения представительным органом местного самоуправления.
Органы и должностные лица Ямашурминского сельского поселения не наделены полномочиями на решение вопросов межмуниципального характера. Полномочиями на формирование архивного фонда наделен исполнительный комитет сельского поселения. Соглашение о передаче этих полномочий органу местного самоуправления другого муниципального образования может быть заключено лишь исполнительным комитетом Ямашурминского сельского поселения в лице руководителя.
Незаконными действиями Главы Ямашурминского сельского поселения по заключению Соглашения допущено незаконное вмешательство в компетенцию как представительного, так и исполнительного органа сельского поселения.
Соглашение в нарушение ч.4 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не содержит порядок досрочного прекращения его действия.
Тем самым, нарушены законные интересы Российской Федерации и муниципального образования «Ямашурминское сельское поселение».
На основании изложенного, просит признать Соглашение о передаче осуществления отдельных полномочий Ямашурминского сельского поселения исполнительному комитету Высокогорского муниципального района РТ от Дата обезличена ничтожной сделкой и применить последствия недействительности ничтожной сделки.
На судебном заседании истец - старший помощник прокурора Высокогорского района Республики Татарстан Хайрутдинов Н. Ф. заявил ходатайство, просил внести в текст заявления уточнения, пояснил, что при составлении заявления были допущены технические ошибки, Соглашением предусмотрена передача полномочий поселением району по решению вопросов межмуниципального характера по здравоохранению от Дата обезличена года, а не Соглашение о передаче полномочий по архивному делу от Дата обезличена года, как указано в заявлении прокурора. Учитывая внесенные уточнения, поддержал заявление, в обоснование привел те же доводы, указанные в заявлении. Соглашение в настоящее время действует, поэтому обратились в суд.
Представитель ответчика Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан Шамгунова Л.Г. заявленные требования прокурора не признала, считает, что Соглашение составлено надлежащим образом, полностью отвечает требованиям гражданского законодательства, подписано уполномоченным лицом, так как согласно Уставу Ямашурминского сельского поселения Глава Поселения одновременно возглавляет Совет Поселения и Исполнительный комитет Поселения. Соглашение - это самостоятельный документ и предварительное решение Совета сельского поселения для его подписания не требуется. Основная цель Соглашения - передача полномочий по решению межмуниципальных вопросов по здравоохранению. Соответственно, Соглашение не может быть сделкой и последствия ничтожности сделки в данном случае применяться не могут.
Глава Ямашурминского сельского поселения Высокогорского района Республики Татарстан Исмагилова Д. М. заявленные требования не признала, пояснила, что сельское поселение и население заинтересованы в том, чтобы решение вопроса по здравоохранению осуществлялось Исполнительным комитетом Высокогорского района Республики Татарстан. Соглашение заключено, прежде всего, в интересах населения с целью оказания фельдшерско-акушерскими пунктами качественной и своевременной медицинской помощи, поскольку у сельского поселения нет достаточных финансовых средств и условий для медицинского обслуживания населения. Соглашение составлено надлежащим образом, полностью отвечает требованиям гражданского законодательства, подписано уполномоченным лицом.
Специалист Финансово-бюджетной палаты Высокогорского района Республики Татарстан Галямова Л.Г. пояснила, что в решении сорок седьмого заседания Совета Ямашурминского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан от Дата обезличена года «О бюджете Ямашурминского сельского поселения Высокогорского муниципального района на 2010 год» в ст. 8 указано, какую сумму Ямашурминское сельское поселение выделяет Исполкому Высокогорского района Республики Татарстан для решения вопросов межмуниципального характера по здравоохранению. Также в бюджете Исполкома Высокогорского района Республики Татарстан согласно решению сорок второго заседания Совета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан от Дата обезличена года «О бюджете Высокогорского муниципального района на 2010 год» имеется статья 7 о сумме, которую Исполком Высокогорского района Республики Татарстан получает от поселения. Все средства, поступающие от сельских поселений на решение вопросов межмуниципального характера по здравоохранению, сначала перечисляются в фонд обязательного медицинского страхования с дальнейшим перечислением в Высокогорскую Центральную районную больницу Высокогорского района Республики Татарстан для оказания медицинской помощи населению.
Заслушав стороны по делу и изучив материалы, исследовав доказательства, суд находит заявление прокурора не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, …, а также решают иные вопросы местного значения, а также согласно ст. 133 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется … запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами.
При этом, ст. 4 Европейской Хартии местного самоуправления от Дата обезличена года определяет сферу компетенции местного самоуправления и прямо указывает, что органы местного самоуправления в пределах установленных законом обладают полной свободой действий для реализации собственной инициативы по любому вопросу, который не исключен из сферы их компетенции и не находится в ведение какого-либо другого органа.
Часть 1 п.1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет, что к вопросам местного значения поселения относятся формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения, контроль за исполнением данного бюджета.
Как видно из п. 2 ст. 18 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местного бюджета.
Как установлено ст. 34 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют: Представительный орган местного самоуправления, Глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).
Уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого Главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 36 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Глава муниципального образования представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования.
Как определено ч. 1 ст. 2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» понятие «муниципальное образование» означает «сельское поселение», а «сельское поселение» - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Тем самым, понятие «муниципальное образование» и «сельское поселение» равнозначны, имеют одно и то же правовое значение.
Это означает, что соглашение заключено между органами местного самоуправления различных муниципальных образований в соответствии с ч. 4 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку термины «Глава муниципального образования» и «Глава поселения» тождественны и означают одно и то же правовое понятие.
Из преамбулы соглашения усматривается, что соглашение заключено Главой Ямашурминского сельского поселения, который является высшим должностным лицом и в соответствии с Уставом представляет данное поселение (то есть объединенных общей территорией сельских населенных пунктов, входящих в его состав) в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований.
Данное соглашение, как установлено из его текста, заключено на один календарный год и считается перезаключенным на тот же срок с согласия его сторон, если они не пожелают его расторгнуть. Имеются положения, которыми установлены основания и порядок прекращения его действия, в том числе досрочного, порядок предоставления финансовых средств, контроль за их использованием, и предусмотрены финансовые санкции за неисполнение соглашения (п.п.3,4,5,6,7,8 Соглашения о передаче осуществления отдельных полномочий Ямашурминского сельского поселения исполнительному комитету Высокогорского муниципального района РТ).
В соответствии с п. 1 ст. 36 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется Уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно ст. 43 Устава муниципального образования «Ямашурминское сельское поселение Высокогорского муниципального района Республики Татарстан», зарегистрированного Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу Дата обезличена года, государственный регистрационный номер 24165163302005001 Глава поселения представляет поселение в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени поселения. От имени поселения заключает договоры и соглашения с органами государственной власти, органами местного самоуправления других муниципальных образований, организациями и гражданами.
Как установлено судом, исполком сельского поселения наделен полномочиями по решению вопросов межмуниципального характера по здравоохранению, а Глава Поселения на заключение Соглашений с органами других муниципальных образований и распоряжение средствами Поселения.
Указанное подтверждает, что Глава Ямашурминского сельского поселения заключил данное соглашение в силу своих полномочий, предоставленных как федеральным законом, так и действующим Уставом поселения.
ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» особое внимание уделяет вопросам здравоохранения в деятельности органов местного самоуправления. Часть 1 п. 26 ст. 14 к вопросам местного значения поселения относит осуществление мероприятий по охране жизни и здоровья людей. Часть 1 п. 12 ст. 15 к вопросам местного значения муниципального района относит организацию оказания на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов.
Согласно ч. 4 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодеком Российской Федерации.
Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.
Как усматривается из решения сорок седьмого заседания Совета Ямашурминского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан от Дата обезличена года «О бюджете Ямашурминского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан на 2010 год», им утвержден бюджет на 2010 год. В ст. 6 решения предусмотрен объем субвенций, выделяемых из бюджета Ямашурминского сельского поселения бюджету Высокогорского муниципального района для решения вопросов местного значения межмуниципального характера (здравоохранение) на 2010 год в сумме 930,1 тысяч рублей.
В соответствии с «Основными положениями государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от Дата обезличена года Номер обезличен, в главе III, именуемой: «Цель, основные направления и задачи государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации» указано: создание условий для реализации органами местного самоуправления своих конституционных полномочий предполагает создание условий для участия органов местного самоуправления наряду с органами государственной власти в обеспечении прав граждан на жилище, на охрану здоровья и оказание медицинской помощи, на обеспечение общедоступного образования в муниципальных образовательных учреждениях.
Таким образом, судом установлено, соглашение между Руководителем Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района РТ и Главой Ямашурминского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан заключено правомерно в соответствии с их полномочиями, предусмотренными федеральными законами и Уставами муниципальных образований с обоюдного согласия и без принуждения. Порядок и содержание соглашения не противоречит требованиям гражданского законодательства Российской Федерации.
Полномочия Ямашурминского сельского поселения и района по решению вопросов межмуниципального характера по здравоохранению предусмотрены ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Там же предусмотрены их права на заключение соглашений межмуниципального характера и выделения денежных средств на обеспечение его исполнения.
На основании вышеизложенных обстоятельств заявление прокурора Высокогорского района Республики Татарстан к Исполнительному комитету Высокогорского района Республики Татарстан и Главе Ямашурминского сельского поселения Высокогорского района Республики Татарстан о признании соглашения о передаче осуществления отдельных полномочий Ямашурминского сельского поселения исполнительному комитету Высокогорского района ничтожной сделкой и применении последствий недействительности ничтожной сделки является необоснованным, противоречащим федеральному законодательству, Уставу муниципального образования, Европейской Хартии местного самоуправления и на этом основании не подлежит удовлетворению.
Судом установлено, указанным соглашением не нарушаются интересы Российской Федерации и местного населения. Передача полномочий сельского поселения району по решению вопросов межмуниципального характера по здравоохранению осуществляется в интересах, как населения муниципального образования, так и Российской Федерации, поскольку население поселения и района являются частью Российской Федерации.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Отказать в удовлетворении заявления прокурора Высокогорского муниципального района Республики Татарстан к Исполнительному комитету Высокогорского муниципального района Республики Татарстан и Главе Ямашурминского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан о признании соглашения о передаче осуществления отдельных полномочий Ямашурминского сельского поселения Исполнительному комитету Высокогорского муниципального района по решению вопросов межмуниципального характера по здравоохранению от Дата обезличена года ничтожной сделкой и применении последствий недействительности ничтожной сделки.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение десяти суток со дня изготовления судом полного мотивированного решения в Верховный суд Республики Татарстан через данный районный суд.
Судья: подпись
Копия верна, подлинное решение подшито в деле № 2-621-10, находящемся в производстве Высокогорского районного суда Республики Татарстан:
Судья: Л. В. Кузнецова
Справка: Решение вступило в законную силу «___»_________2010 года
Судья: Л. В. Кузнецова
Секретарь суда: