О признании незаконным бездействие руководителя исполкома



Дело №2-728-10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дата обезличена года пос. ж.д. ст. Высокая Гора

Высокогорский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Рассохина А.И.., с участием представителя истца помощника прокурора Высокогорского района Республики Татарстан Шаймарданова Р.Н., представителя ответчика Исполнительного комитета Красносельского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан Сахибуллина Ф.Н., представителя третьего лица Территориального отдела управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан в Высокогорском районе» по доверенности Нигаматзяновой Г.Р., при секретаре Дербеневой Е.И., рассмотрев в судебном заседании в здании Высокогорского районного суда Республики Татарстан гражданское дело по заявлению прокурора Высокогорского района Республики Татарстан к Исполнительному комитету Красносельского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконным бездействия руководителя исполнительного комитета Красносельского сельского поселения Высокогорского муниципального района РТ и обязании руководителя исполнительного комитета Красносельского сельского поселения Высокогорского муниципального района РТ совершить действия по постановке на учет объекта недвижимого имущества,

У с т а н о в и л:

Прокурор Высокогорского района Республики Татарстан обратился в суд с вышеназванным иском.

Как считает прокурор Высокогорского района Республики Татарстан, ответчик проявляет незаконное бездействие, в обоснование указывает следующее.

Проведенной прокуратурой Высокогорского района РТ природоохранного законодательства, установлено, что на территории Красносельского поселения Высокогорского муниципального района на расстоянии 10 метров к востоку от дома Номер обезличен по ... ... Высокогорского района РТ, находится колодец, который не соответствует требованиям САНПИН САНПИН 2.Дата обезличена-02 от Дата обезличена Номер обезличен постановления о введении в действие санитарных правил «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» (далее САНПИН 2.Дата обезличена-02), а именно оголовок колодца не имеет крышку или железобетонное покрытие с люком, также закрываемое крышкой -нарушение 3.3.3. САНПИН 2.Дата обезличена-02. По периметру оголовка колодца отсутствует отмостка из камня, кирпича, бетона или асфальта радиусом не менее 2 метров с уклоном 0,1 метра от колодца в сторону кювета (лотка) -нарушение 3.3.4. САНПИН 2.Дата обезличена-02, а также около колодца отсутствует скамья для ведер - нарушение 3.3.4. САНПИН 2.Дата обезличена-02

Согласно сведениям представленным руководителем Красносельского сельского поселения Высокогорского муниципального района РТ вышеуказанный колодец на балансе сельского поселения не состоит.

По представленным сведениям ООО «Вавилон - Жилсервис» также усматривается, что вышеуказанный колодец на балансе общества не состоит.

В ходе проведения проверки прокуратурой района РТ балансодержатель вышеуказанного колодца не установлен.

Ввиду отсутствия собственника данного источника подземного водоснабжения, отсутствует лицо, обязанное привести колодец в соответствие с требованиями законодательства. В свою очередь не приведение колодца в соответствие с требованиями САНПИН 2.Дата обезличена-02 создает реальную угрозу заражения подземных вод и подземного источника водоснабжения и причинения вреда экологии. Процедура постановки таких вещей на баланс сельского поселения предусматривает необходимость признание вещи бесхозяйной.

На основании п.2 Положения «О принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей» от Дата обезличена для признания вещи бесхозяйной необходимо внести в Единый государственный реестр прав на учет на основании заявления органа местного самоуправления

Согласно п.п. 19 п.1 ст. 19 Федерального закона Номер обезличен от Дата обезличена ^ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится - организация благоустройство и озеленения поселения.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», и ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов граждан может быть подано прокурором в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявления прокурора, основанием для которого является обеспечение права на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно ст.22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают иски по вопросам, возникающим из экологических и иных правоотношений.

В связи с вышеизложенным, просит признать незаконным бездействие руководителя исполнительного комитета Красносельского сельского поселения Высокогорского муниципального района РТ и обязать руководителя исполнительного комитета Красносельского сельского поселения Высокогорского муниципального района РТ совершить действия по постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества - колодца, расположенного на расстоянии 10 метров к востоку от дома Номер обезличен по ... пос.... Киндери Высокогорского района РТ.

В судебном заседании истец - помощник прокурора Высокогорского района Республики Татарстан Шаймарданов Р.Н. исковые требования поддержал в полном объеме, в обоснование привел те же доводы.

Представитель ответчика Исполнительного комитета Красносельского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан Сахибуллин Ф.Н заявленные требования не признал, считает, что заявление о постановке на учет указанного объекта как бесхозного им не подается не в результате не желания совершить таковые действия, а в силу того, что данный колодец в течение длительного времени не используется по назначению, в нем отсутствует вода вообще, в том числе пригодная для питьевых или хозяйственно бытовых нужд. Нужды населения в питьевой и воде хозяйственно-бытового назначения удовлетворяются иным путем, колодец в течение длительного времени не входит в систему водоснабжения, и нет никакой необходимости его использования по назначению как сейчас, так и в будущем. Каких-либо жалоб со стороны населения по данному поводу никогда не поступало.

Представитель третьего лица Территориального отдела управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан в Высокогорском районе» по доверенности Нигаматзянова Г.Р., пояснила, что в ходе проведенной по поручению суда проверки спорного колодца, установлено, что колодец воды не содержит, не используется длительное время, заколочен, жители прилегающих к колодцу домов пояснили, что данный колодец не используется, претензий по поводу его не работы, не имеют.

Заслушав стороны по делу и изучив материалы, исследовав доказательства, суд находит заявление прокурора не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Прокурор Высокогорского района РТ, обратившись в суд с настоящим иском в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц, как основание указал на обеспечение права на благоприятную окружающую среду.

При этом, в обоснование своих доводов, прокурор указал, что на территории Красносельского сельского поселения Высокогорского муниципального района РТ на расстоянии 10 метров к востоку от дома Номер обезличен по ... пос. ..., находится колодец, который не соответствует требованиям САНПИН, балансодержатель отсутствует. Колодец является источником водоснабжения, не приведение колодца в соответствие с требованиями САНПИН создает реальную угрозу заражения подземных вод и подземного источника водоснабжения и причинения вреда экологии.

В судебном заседании установлено, что спорный колодец расположен РТ на расстоянии 10 метров к востоку от дома Номер обезличен по ... пос. ....

Обращаясь с указанным иском, прокурор каких-либо доказательств того, что данный колодец является источником водоснабжения, не привел.

Не привел указанных доказательств прокурор и в судебном заседании.

Представитель ответчика Сахибуллин Ф.Н. показал, что данный колодец в течение длительного времени не используется, не имеет воды, населенный пункт не нуждается в его использовании, поскольку водоснабжение населения осуществляется иным путем.

Указанные представителем ответчика обстоятельства, нашли подтверждение в пояснениях представителя третьего лица Управления Роспотребнадзора Нигматзяновой Г.Р., которая показала, что в ходе проведенной по поручению суда проверки спорного колодца, установлено, что колодец воды не содержит, не используется длительное время, заколочен, жители прилегающих к колодцу домов пояснили, что данный колодец не используется, претензий по поводу его не работы, не имеют.

Согласно протоколу осмотра от Дата обезличена года, спорный колодец осмотрен на предмет соответствия природоохранного законодательства помощником прокурора Высокогорского района РТ Шаймардановым Р.Н., с участием помощника прокурора Высокогорского района Чуприна К.В. При этом, как следует из протокола, к участию в осмотре колодца специалисты, в том числе из числа санэпидемслужбы, привлечены не были, соответствующее заключение специалистов о несоответствии колодца требованиям САНПИН, в нем отсутствует, и дополнительно не представлено.

В ходе подготовки дела к рассмотрению, суд поручил специалистам санэпидемслужбы произвести отбор воды на предмет соответствия качества. При этом, указанный орган каких-либо данных о том, что спорный колодец не соответствует требованиям САНПИН, представляет собой источник водоснабжения и несет угрозу экологической безопасности, не выявил и о таковых суду не сообщил.

В качестве доводов истец также указал, что ответчик не исполняет п.2 Положения «О принятии на учет бесхозяйственных недвижимых вещей» от Дата обезличена года и ст.19 п.1 ст.19 Федерального закона Номер обезличен от Дата обезличена года. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Анализ ст.19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", показывает, что данная статья определяет порядок наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями. При этом, указанная статья не только не имеет п.п.19 п.1, но и не содержит каких-либо указаний об отнесении к вопросам местного самоуправления организацию благоустройства и озеленения поселений, на что ссылается в своих исковых требованиях истец.

Согласно п.2 Положения «О принятии на учет бесхозяйственных недвижимых вещей» от Дата обезличена года, основанием внесения в Единый государственный реестр прав на учет для последующего признания вещи бесхозяйственной, является заявление органа местного самоуправления.

При этом само указное положение, не содержит каких-либо указаний на то, что подача соответствующего заявления органа местного самоуправления, является обязательной.

Согласно ст.130 Конституции РФ, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют бюджет, устанавливают налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают вопросы местного значения.

Ст.14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", определяет вопросы, отнесены к полномочиям органов местного самоуправления поселений. Подпункт 19 п.1 данной статьи относит к вопросам местного значения организацию благоустройства и озеленение.

По мнению суда, вопросы благоустройства и озеленения, определенные в данной статье, не предполагают обязанность исполнительного комитета обязательно совершить действия, на которые указывает в иске прокурор, и их неисполнение является незаконным бездействием.

Устав Красносельского сельского поселения Высокогорского муниципального района РТ, также не предусматривает обязанность исполнительного комитета совершать эти же действия в тех целях, на которые ссылается прокурор.

Отсутствие в течение длительного времени водопотребления из указанного спорного колодца, отсутствие необходимости осуществления водоснабжения с использованием данного колодца, в совокупности с не предоставлением истцом допустимых доказательств, достоверно указывающих на нарушение ответчиком норм, вытекающих из экологических правоотношений, по мнению суда, не свидетельствуют о незаконном бездействии ответчика, причинении тем самым интересам неопределенного круга лиц ущерба, или возможности причинения ущерба в области экологических правоотношений.

Таким образом, доводы истца о том, что имеет место незаконное бездействия руководителя исполнительного комитета, его следует обязать судом исполнить обязанность по совершению действий по постановке на учет бесхозного объекта, не нашли в судебном заседании своего подтверждения, в связи с чем в удовлетворении исковых требований прокурора, следует полностью отказать.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления прокурора Высокогорского района Республики Татарстан к Исполнительному комитету Красносельского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконным бездействия руководителя исполнительного комитета Красносельского сельского поселения Высокогорского муниципального района РТ и обязании руководителя исполнительного комитета Красносельского сельского поселения Высокогорского муниципального района РТ совершить действия по постановке на учет объекта недвижимого имущества - колодца, расположенного на расстоянии 10 метров к востоку от дома Номер обезличен по ... пос. ... Высокогорского района РТ, отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение десяти суток со дня изготовления судом полного мотивированного решения в Верховный суд Республики Татарстан через данный районный суд.

Судья: А.И. Рассохин