Дело № 2-724-10
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
31 августа 2010 года пос.ж.д. ст.Высокая Гора
Высокогорский районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Тазиева Н.Д.,
с участием истца Пиксайкина А.И.,
представителя истца Габбасовой Ф.М.,
представителя ответчика Государственного учреждения Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Высокогорском районе Республики Татарстан Галиуллиной Е.В.,
при секретаре Абдуллазяновой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пиксайкина А.И. к Управлению пенсионного фонда РФ в Высокогорском районе РТ о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с вредными условиями труда,
установил:
Пиксайкин А.И. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Высокогорском районе Республики Татарстан (далее - УПФ РФ) о признании права на досрочную трудовую пенсию в связи с вредными условиями труда, об обязании УПФ РФ назначить и выплатить досрочную трудовую пенсию с 24 января 2010 года, в обосновании указывает следующее.
22 января 2010 года он обратился в УПФ РФ с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии в связи с вредными условиями труда. Однако ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с тем, что в его специальный стаж не включаются периоды его работы с 15 октября 1981 года по 30 ноября 2009 года в ОАО «Нэфис-Косметикс» (Казанском химическом комбинате им. Вахитова): с 15 октября 1981 года по 27 октября 1983 года в качестве фасовщика 2 разряда в цехе СМС, с 28 октября 1983 года по 31 марта 1993 года в качестве наладчика машин и оборудования 5 разряда в цехе СМС, с 01 апреля 1993 года по 31 июля 1994 года в качестве слесаря по ремонту аппаратурного оборудования 6 разряда цеха № 1 (CMC), с 01 августа 1994 года по 31 августа 2007 года в качестве слесаря-ремонтника по ремонту, профилактике и обслуживанию технологического оборудования 6 разряда на участке расфасовки в цехе № 1 (СМС), с 01 сентября 2007 года по 30 ноября 2009 года в качестве машиниста расфасовочно-упаковочнных машин 5 разряда на участке расфасовки завода по производству СМС. Он считает данный отказ незаконным и поэтому просит суд признать за ним право на досрочную трудовую пенсию в связи с вредными условиями работы, включить указанные периоды работы в специальный льготный стаж истца, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, и обязать ответчика назначить ему соответствующую пенсию. Также просит включить период работы с 01 декабря 2009 года по 24 января 2010 года в качестве аппаратчика смешивания 4 разряда на участке приготовления и сушки композиций СМП на заводе по производству CMC в специальный льготный стаж, поскольку УПФ РФ включил указанный период работы только до 31 декабря 2009 года.
В судебном заседании истец Пиксайкин А.И. и его представитель Г.Ф.М. заявленные исковые требования поддержали.
Представитель УПФ РФ Галиуллина Е.В. иск не признала.
Выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. 1 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
Постановлением Правительства РФ 537 от 18 июля 2002 г. предусмотрено применение Списка № 1 производств работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, па работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10.
Этим списком в разделе «Химическое производство» соответствующее право установлено для рабочих и мастеров предприятий других отраслей промышленности и народного хозяйства, занятых полный рабочий день в технологическом процессе производства продукции: неорганической химии, удобрений, полимеров, пластических масс (включая композиционные материалы, стеклопластики и полиуретаны, в том числе метолом напыления), каучуков, лакокрасочной, бытовой химии, органического синтеза, синтетических красителей, нефтехимической, резинотехнической и асбестовой, химических реактивов, высокочистых веществ в отдельных цехах, отделениях, на участках и установках при наличии в воздухе рабочей зоны вредных веществ 1 или 2 класса опасности, а также канцерогенов. Рабочие и мастера, занятые на ремонте и обслуживании технологического оборудования и оборудования в перечисленных производствах.
Судом установлено, что истец 22 января 2010 года обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с вредными условиями труда.
Решением ответчика от 28 января 2009 года № 164684 ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии и рекомендовано обратиться для оформления пенсии по старости соответствии ст. 27 п.1 п.п. 2 с учетом специального стажа, предусмотренных Списком № 2 при достижении 55 лет.
При этом ответчиком периоды работы истца в ОАО «Нэфис-Косметикс» (Казанском химическом комбинате им. Вахитова) с 15 октября 1981 года по 27 октября 1983 года в качестве фасовщика 2 разряда в цехе СМС, с 28 октября 1983 года по 31 марта 1993 года в качестве наладчика машин и оборудования 5 разряда в цехе СМС, с 01 апреля 1993 года по 31 июля 1994 года в качестве слесаря по ремонту аппаратурного оборудования 6 разряда цеха № 1 (CMC), с 01 августа 1994 года по 31 августа 2007 года в качестве слесаря-ремонтника по ремонту, профилактике и обслуживанию технологического оборудования 6 разряда на участке расфасовке в цехе № 1 (СМС), с 01 сентября 2007 года по 30 ноября 2009 года в качестве машиниста расфасовочно-упаковочнных машин 5 разряда на участке расфасовки завода по производству СМС не включены в специальный стаж по списку № 1 на основании Выписок из Акта документальной проверки специального трудового стажа работа в данных должностях засчитываются в специальный стаж по подразделу 2, 3 раздела X Списка №2.
Однако суд считает, что это решение является ошибочным по следующим основаниям.
Из справки ОАО «Нэфис Косметикс» № 83 от 11 января 2010 года, видно, что цех № 2 (СМС) с 02 октября 1987 года переименован в цех № 1 (СМС), с 01 ноября 2006 года цех № 1 (СМС) переименован в завод по производству СМС. Соответственно истец спорные периоды работы работал в одном и том же цеху. При этом в данной справке работодатель включает работу истца в спорные периоды, как список № 1 так и список № 2.
В списке № 1 рабочие, руководители и специалисты предприятий химической и нефтехимической отрасли промышленности, занятые полный рабочий день в производстве детергентов, указаны без перечисления профессий и должностей работников.
В Списке № 1 в разделе 10800000 УШ. Химическое производство» указано: «1080Л000-17541 А. Рабочие, руководители и специалисты предприятий химической и нефтехимической отрасли промышленности, занятые полный рабочий день на производствах и работах в том числе с детергентами. Согласно п.7 Разъяснения Минтруда РФ от 22 мая 1996 г. № 5 - правом на пенсию в связи с особыми условиями труда пользуются все работники независимо от наименования профессий и должностей, занятые в технологическом процессе производства или на отдельных работах, если в Списках эти производства и работы указаны без перечисления наименования профессий и должностей работников.
В данном случае в Списке № 1 рабочие, руководители и специалисты предприятий химической и нефтехимической отрасли промышленности, занятые полный рабочий день в производстве детергентов, указаны без перечисления профессий и должностей работников. Следовательно, спорные периоды работы истца в цехе № 2 (СМС), затем в цехе № 1 (СМС) и на заводе по производству CMC - детергентов подлежат включению в специальный трудовой стаж истца по Списку № 1.
«Извлечение из Списков 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту на льготных условиях, введенных в действие на территории РФ с 01.01.1992 г. Постановлением СМ РСФСР от 2.10.91 г. № 517», утвержденное руководителем работодателя 13 марта 2007 г., в этой части является ошибочным и нарушает нормы Списка № 1. Данное извлечение противоречит самому себе. Так, в позициях № № 37, 38, 39 в графе «Особые условия применения списков для данной профессии», указано на наличие в воздухе рабочей зоны вредных веществ 2-го класса опасности (пыль СМС, полимерные материалы). А в позизиях № № 40, 41, 42 в той же графе «Особые условия применения списков для данной профессии» указано на наличие воздухе рабочей зоны вредных веществ якобы 3-его класса опасности (пыль CMC, полимерные материалы), в то время как пыль CMC, полимерные материалы в воздухе рабочей зоны в действительности относятся именно ко второму классу опасности. В таком случае, работа истца в спорные периоды должна быть отнесена к Списку № 1 и по факту наличия в воздухе рабочей зоны вредных веществ 2-го класса опасности на основании подраздела Б раздела УШ Списка № 1.
В Списке № 1 в разделе «108 00000 УШ. Химическое производство» указано: «10801) 000- 17541 Б. Рабочие и мастера предприятий других отраслей промышленности и народного хозяйства, запятые полный рабочий день в технологическом процессе производства продукции: неорганической химии, удобрений,...., бытовой химии, органического синтеза, в отдельных цехах, отделениях, на участках и установках при наличии в воздухе рабочей зоны вредных веществ 1 и 2 класса опасности, а также канцерогенов. Рабочие и мастера, занятые на ремонте и обслуживании технологического оборудования и электрооборудования в перечисленных производствах».
Следовательно, в данном случае правовое значение имеет не наименование профессии в указанный период работы, а то, что работник занят на производстве детергентов. То есть истец в этот период времени была занят на производстве детергентов. В данном случае подлежит применению также подраздел Б раздела УШ Списка № 1.
При сложении периодов работы истца, дающих ему право на досрочное назначение трудовой пенсии установлено, что они в совокупности отвечают требованиям п. 1 ч. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и свидетельствуют о приобретении им права на назначение пенсии в связи с вредными условиями труда.
Истец обратился к ответчику о назначении пенсии 22 января 2010 года, однако пенсия в связи с вредными условиями труда назначается с 50 лет, а истцу 50 лет исполнилось 24 января 2010 года, соответственно именно с этой даты должна быть назначена истцу трудовая пенсия.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд
решил:
Иск Пиксайкина А.И. к Управлению пенсионного фонда РФ в Высокогорском районе РТ удовлетворить.
Обязать управление пенсионного фонда РФ в Высокогорском районе РТ включить в специальный льготный трудовой стаж периоды работы Пиксайкина А.И. в ОАО «Нэфис-Косметикс» (Казанском химическом комбинате им. Вахитова) с 15 октября 1981 года по 27 октября 1983 года в качестве фасовщика 2 разряда в цехе СМС, с 28 октября 1983 года по 31 марта 1993 года в качестве наладчика машин и оборудования 5 разряда в цехе СМС, с 01 апреля 1993 года по 31 июля 1994 года в качестве слесаря по ремонту аппаратурного оборудования 6 разряда цеха № 1 (CMC), с 01 августа 1994 года по 31 августа 2007 года в качестве слесаря-ремонтника по ремонту, профилактике и обслуживанию технологического оборудования 6 разряда на участке расфасовке в цехе № 1 (СМС), с 01 сентября 2007 года по 30 ноября 2009 года в качестве машиниста расфасовочно-упаковочнных машин 5 разряда на участке расфасовки завода по производству СМС, с 01 декабря 2009 года по 24 января 2010 года в качестве аппаратчика смешивания 4 разряда на участке приготовления и сушки композиций СМП на заводе по производству CMC.
Признать за Пиксайкиным А.И. право на досрочную трудовую пенсию в связи с вредными условиями труда.
Обязать управление пенсионного фонда Российской Федерации в Высокогорском районе Республики Татарстан назначить и выплачивать Пиксайкину А.И. досрочную трудовую пенсию с 24 января 2010 года.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 суток со дня изготовления судом полного мотивированного решения в Верховный Суд Республики Татарстан через данный районный суд.
Судья: