Дело № 2-1197-10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 ноября 2010 года пос.ж.д. ст.Высокая Гора
Высокогорский районный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Сагъдиевой Г.А.,
с участием старшего помощника прокурора Высокогорского района РТ Хайрутдинова Н.Ф.,
представителя ответчика МДОУ «Высокогорский детский сад «<данные изъяты>» Фомичевой В.П.,
представителя третьего лица Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района РТ Шамгуновой Л.Г.,
при секретаре Зияттиновой Г.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Высокогорского района РТ к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Высокогорский детский сад «<данные изъяты>» Высокогорского муниципального района РТ о признании бездействия руководства Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Высокогорский детский сад «<данные изъяты>» Высокогорского муниципального района РТ незаконным и приостановлении деятельности МДОУ «<данные изъяты>» до получения лицензии на осуществление образовательной деятельности,
у с т а н о в и л :
Прокурор Высокогорского района РТ обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование иска указывает следующее.
Прокуратурой Высокогорского района РТ проведена проверка соблюдения законодательства об образовании в части получения муниципальными дошкольными образовательными учреждениями (далее по тексту - МДОУ) документов, дающих право на ведение образовательной деятельности.
В ходе проверки установлено, что по состоянию на 23 сентября 2010 года муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Высокогорский детский сад «Петушок» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан» (далее МДОУ «<данные изъяты>») посещает 111 детей в возрасте от 2 до 7 лет.
Однако данное учреждение не имеет лицензии дающее право на ведение и осуществление образовательной деятельности.
Статьей 43 Конституции РФ гарантирована общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
В соответствии с «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 года N 666, дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Дошкольное образовательное учреждение создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.
В ст. 12 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 «Об образовании» (далее по тексту - Закон) указано, что образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений (п. 3 ст. 18 Закона).
Частью 6 статьи 33 Закона установлено, что право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения), данная норма так же закреплена в п. 1.8 Устава МДОУ «<данные изъяты>».
В соответствии с ч. 7 ст. 33 Закона и п. 17 Положения о лицензировании образовательной деятельности утвержденного постановлением Правительства РФ от 31 марта 2009 года N 277 (далее Положение), решение о выдаче лицензии принимается лицензирующим органом на основании заключения экспертной комиссии и оформляется соответствующим документом.
Согласно ч.11 ст. 33 Закона и п.20 Положения расходы, связанные с проведением экспертизы и изготовлением бланка лицензии, оплачиваются учредителем образовательного учреждения.
Согласно п. 1.5 Устава МДОУ «<данные изъяты>» учредителем и собственником имущества учреждения является исполнительный комитет Высокогорского муниципального района Республики Татарстан.
В связи с этим в качестве третьего лица привлекается исполнительный комитет Высокогорского муниципального района РТ, являющийся учредителем МДОУ «<данные изъяты>».
Лицензия подтверждает соответствие условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса (п.9 ст. 33 Закона).
Без наличия лицензии на ведение образовательной деятельности, МДОУ «<данные изъяты>» не имеет права заниматься образовательной деятельностью, пользоваться печатью с изображением государственного герба Российской Федерации и финансироваться за счёт средств бюджетов Российской Федерации, Республики Татарстан и местного бюджета.
Кроме того, невыполнение муниципальным дошкольным образовательным учреждением «Высокогорский детский сад «<данные изъяты>» Высокогорского муниципального района РТ требований федерального законодательства влечет так же нарушение интересов Российской Федерации, так как невыполнение требований Федеральных законов нарушает базовые основы конституционного строя Российской Федерации.
Согласно преамбуле Закона право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
В силу ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры в своей деятельности должны обеспечить защиту прав, свобод несовершеннолетних, при выявлении нарушений их прав прокурор обязан принять меры реагирования с целью их устранения.
Согласно п.3 ст. 27 «Конвенции о правах ребенка» государства-участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права.
В соответствии со ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство находятся под защитой государства, поэтому одной из функций органов прокуратуры является зашита интересов семьи и несовершеннолетних детей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 12 ГК РФ, ст. ст. 24, 45 ГПК РФ, ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просит признать бездействие руководства муниципального дошкольного образовательного учреждения «Высокогорский детский сад «<данные изъяты>» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан незаконным, приостановить деятельность муниципального дошкольного образовательного учреждения «Высокогорский детский сад «<данные изъяты>» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан» до получения лицензии на осуществление образовательной деятельности.
В судебном заседании помощник прокурора Высокогорского района РТ Хайрутдинов Н.Ф. в уточнение исковых требований просил признать бездействие руководства муниципального дошкольного образовательного учреждения «Высокогорский детский сад «<данные изъяты>» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан незаконным, приостановить деятельность муниципального дошкольного образовательного учреждения «Высокогорский детский сад «<данные изъяты>» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан с 01 февраля 2011 года.
Представитель ответчика МДОУ «Высокогорский детский сад «<данные изъяты>» Фомичева В.П. иск в уточненном виде признала.
Представитель третьего лица Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района РТ Шамгунова Л.Г. с признанием иска представителем ответчика согласилась.
Согласно ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Суд признание представителем ответчика иска принимает, это прав и интересов участников дела, других лиц не нарушает, требованиям законодательства не противоречит, иск прокурора основан на требованиях Федеральных законов и на материалах дела. Таким образом, имеются все основания для вынесения судом решения об удовлетворении иска прокурора.
Прокурором подано заявление на бездействие ответчика, поэтому госпошлину следует взыскать в доход государства в размере двести рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Иск прокурора Высокогорского района РТ удовлетворить.
Признать бездействие руководства муниципального дошкольного образовательного учреждения «Высокогорский детский сад «<данные изъяты>» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан незаконным.
Приостановить деятельность муниципального дошкольного образовательного учреждения «Высокогорский детский сад «<данные изъяты>» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан с 01 февраля 2011 года.
Взыскать с Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Высокогорский детский сад «<данные изъяты>» Высокогорского муниципального района РТ государственную пошлину в размере двести рублей в доход государства.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней в Верховный суд Республики Татарстан.
Судья: подпись: Г.А. Сагъдиева