Дело №2-1237-10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 ноября 2010 года ст. Высокая Гора
Высокогорский районный суд в составе председательствующего судьи Рассохина А.И., с участием помощника прокурора Высокогорского района РТ Шаймарданова Р.Н., ответчика Шакирова М.М., представителя третьего лица ГУ «<данные изъяты>» Нигматуллина Ф.Ф., при секретаре судебного заседания Дербеневой Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Высокогорского района РТ в интересах неопределенного круга лиц об устранении препятствий в пользовании земельным участком,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Высокогорского района РТ в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в Высокогорский районный суд РТ с вышеназванным иском, в обоснование иска указывает следующее.
В прокуратуру Высокогорского района РТ поступило коллективное обращение жителей с. <адрес> Высокогорского муниципального района РТ о нарушении Шакировым М.М. требований ветеринарно-санитарных правил.
Проведённой проверкой установлено, что Б.Е.В., С.М.И., Ф.З.М., Г.Г.Ш., Ю.З.Х. являются соседями Шакирова М.М., проживающего по адресу: Высокогорский район, д. <адрес>, <адрес>.
У ответчика на своём участке по адресу: <адрес>1, а также на участке по адресу: д. Калинино, <адрес>, расположены ульи всего в количестве 86 штук, в связи с чем, весной и летом соседям становится невозможно находиться на своём участке, высаживать овощи, ухаживать за растениями, вести дела по хозяйству, пользоваться постройками из-за опасения за своё здоровье и жизнь.
Тем самым, права собственников земельных участков, расположенных по соседству, нарушаются действиями Шакирова М.М., создаются препятствия нормальному пользованию земельными участками, поскольку подвергаются опасности их здоровье и жизнь.
Шакиров М.М. содержит на пасеке 86 ульев, которые насчитывают большое количество пчёл, тем самым, злоупотребляя предоставленным ему правом ведения личного подсобного хозяйства. Закон не содержит ограничений на число пчелиных семей, находящихся в собственности, однако содержание пчёл должно быть с соблюдением санитарных и ветеринарных правил без ущерба нормальному отдыху на соседних участках.
В соответствии с п. 1.7 Инструкции «О мероприятиях по предупреждению и ликвидации болезней, отравлений и основных вредителей пчёл», утверждённой Департаментом ветеринарии РФ от 17.08.1998 № 13-4-2/1362, на каждую пасеку должен быть заведён ветеринарно-санитарный паспорт, где фиксируется санитарное состояние пасеки. Обследование пасеки проводят не реже одного раза в год (весной или осенью). Однако в нарушение данных требований обследование с 2004 года Шакировым М.М. не проводилось.
Также нарушение требований п. 1.2 Инструкции проявляются в том, что ульи должны устанавливаться на расстоянии 3 - 3,5 метров друг от друга и 10 метров между рядами, чего Шакировым М.М. не выполнено. Территория пасеки не огорожена со всех сторон забором.
Помимо этого, Шакиров М.М. в своём объяснении указал, что содержит пчёл для продажи мёда, что, согласно вышеуказанной Инструкции, недопустимо без получения ветеринарно-санитарного паспорта, поскольку реализацию продукции пчеловодства проводят с учётом записи в ветеринарно-санитарном паспорте пасеки.
Согласно ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Частью 2 ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землёй и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Статья 304 ГК РФ устанавливает, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его прав, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения.
Защита гражданских прав согласно ст. 12 ГК РФ осуществляется путём присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Согласно ст. 6 ГК РФ в случаях, когда правовое положение сторон прямо не урегулировано законодательством, то к таким отношениям применяется гражданское законодательство, регулирующие сходные отношения.
Частью 1 ст. 1065 ГК РФ предусмотрено, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Прокурор обращается в суд в интересах неопределённого круга лиц, так как пчёлы создают опасность для жизни и здоровья не только проживающих по соседству Б.Е.В., С.М.И., Ф.З.М., Г.Г.Ш.:, Ю.З.Х., но также и других жителей села.
Согласно ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и интересов общества и государства.
Учитывая изложенное, на основании п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 ГПК РФ, прокурор просит суд обязать Шакирова М.М. устранить препятствия в пользовании земельными участками жителей <адрес> и приостановить использование пасеки по адресу: Высокогорский район, <адрес> до выполнения ветеринарно-санитарных требований содержания пчел.
В судебном заседании представитель прокуратуры исковые требования уточнил, просил суд обязать ответчика выполнить в полном объеме ветеринарно-санитарные требования по установлению глухого забора по всему периметру, надлежащего оформления паспорта пасеки и установки ульев в соответствии с нормами, в обоснование привел те же доводы.
Ответчик Шакиров М.М. исковые требования о приостановлении использования пасеки не признал, и пояснил, что по адресу: Высокогорский район, <адрес> у него имеются земельные участки на праве собственности, размерами соответственно 5,3 и 11,86 соток, на которых он с 2004 года содержит пчел. Всего на двух участках около 90 ульев, из которых в 30 находятся пчелосемьи. Ульи установлены на участке на расстоянии менее чем через три метра друг от друга. Паспорт на пасеку имеется, оформлен в 2004 года, однако с этого времени обследование в установленном законом порядке на предмет санитарного состояния, не проводил. Пасека к настоящему времени имеет ограждение в виде глухого забора высотой 2 метра, но не во всех местах, частично имеется забор из штакетника, то есть не сплошной, частично на границе с участком Ф.З.М. в виде сетчатого забора. Признает требования прокурора в части необходимости установления забора, надлежащего оформления паспорта на пасеку и установки ульев на определенном расстоянии, установленном Инструкцией.
Представитель третьего лица ГУ «Высокогорское районное государственное ветеринарное объединение» Нигматуллин Ф.Ф., пояснил, что пасека Шакировым М. организована с нарушением требований ветеринарно-санитарных правил по размещению и обустройству пасек: территория пасеки огорожена сплошным забором не по всей границе земельного участка, улья установлены на недопустимо близком расстоянии друг от друга, что ведет, в том числе, к агрессии пчел, длительное время не ведется санитарный контроль в установленном порядке, что приводит в том числе, к заражению пчел, продуктов пчеловодства, следовательно, представляет опасность для людей, как потребителей меда и т.д. Однако приостановить деятельность пчел волевым порядком невозможно. К тому же, пчелы летают, собирают мед только в определенное время года, когда нет заморозков, это только в весенний, летний и осенний периоды.
Выслушав объяснения сторон, допросив свидетелей Б.Е.В., С.М.И., Ф.З.М., проверив имеющиеся в деле доказательства, дополнительно представленные доказательства, суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению, но частично, по следующим основаниям.
Пояснениями представителя истца, ответчика, свидетелей установлено, что ответчик Шакиров М.М. на участке по адресу: <адрес>1, а также на участке по адресу: д. <адрес>, <адрес>, расположил ульи всего в количестве не менее 86 штук, в которых содержится не менее 30 пчелосемей.
В соответствии с п. 1.7 Инструкции «О мероприятиях по предупреждению и ликвидации болезней, отравлений и основных вредителей пчёл», утверждённой Департаментом ветеринарии РФ от 17.08.1998 № 13-4-2/1362, на каждую пасеку должен быть заведён ветеринарно-санитарный паспорт, где фиксируется санитарное состояние пасеки. Обследование пасеки проводят не реже одного раза в год (весной или осенью).
В нарушение данных требований обследование пасеки с 2004 года Шакировым М.М. не проводилось.
В соответствии с требованиями п. 1.2 той же Инструкции, ульи должны устанавливаться на расстоянии 3 - 3,5 метров друг от друга и 10 метров между рядами. Территория стационарной пасеки должна быть огорожена забором.
В нарушение данных требований Шакиров не оградил территорию пасеки со всех сторон глухим забором, улья установил на расстоянии менее чем в три метра друг от друга и 10 метров между рядами.
Весной и летом соседи Шакирова не могут находиться на своих участках, высаживать овощи, ухаживать за растениями, вести дела по хозяйству, пользоваться постройками из-за опасения за своё здоровье и жизнь.
Суд находит, что между нарушением ветеринарно-санитарных правил по содержанию пасеки со стороны Шакирова М., изложенных выше препятствиями в пользование соседями Шакирова своими земельными участками, имеется прямая причинно-следственная связь
Тем самым, права собственников земельных участков, расположенных по соседству, нарушаются действиями Шакирова М.М., создаются препятствия нормальному пользованию земельными участками, поскольку подвергаются опасности их здоровье и жизнь.
В соответствии со ст. 304 ГК РФ, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его прав, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения.
Таким образом, доводы истца, что своими действиями по неисполнению требований ветеринарно-санитарных норм по содержанию пчел ответчик Шакиров создал препятствия собственникам земель, нашли свое подтверждение.
Суд находит, что к содержанию пасек должна применятьсяИнструкции «О мероприятиях по предупреждению и ликвидации болезней, отравлений и основных вредителей пчёл», утверждённой Департаментом ветеринарии РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Так, данная Инструкция не отменена и не признана в установленном законом порядке не подлежащей применению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Высокогорского района РТ к Шакирову М.М. удовлетворить частично.
Обязать Шакирова М.М. привести пасеки, расположенные на принадлежащих ему земельных участках в дер. <адрес> Высокогорского района РТ по адресу <адрес>.6 и <адрес> соответствие с ветеринарно-санитарными требованиями содержания пчел: провести обследование пасеки на обоих земельных участках на санитарное состояние в срок до 30 апреля 2011 года, результаты занести в ветеринарно-санитарный паспорт; установить дополнительно глухой забор высотой в два метра на участке <адрес> на границе с участком по <адрес> месте установления сетчатого забора, на границе с участком <адрес>, а также на участке <адрес> по всему периметру; установить улья на пасеке на расстоянии не менее чем 3 метра друг от друга и 10 метров между рядами, в остальной части иска отказать.
Взыскать с Шакирова М.М. 200 (двести) рублей госпошлину в доход государства.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 суток со дня изготовления судом полного мотивированного решения в Верховный суд Республики Татарстан через данный районный суд.
Судья: Рассохин А.И.