Решение по иску о признании права на досрочную трудовую пенсию от 02.02.11 г.



Дело №2- 114-2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 февраля 2011 года пос.ж.д. ст. Высокая Гора

Высокогорский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Рассохина А.И., с участием истца Усмановой И.Р., представителя истца по доверенности Верхова О.А., представителя ответчика ГУ «Управление пенсионного фонда РФ в Высокогорском районе РТ» по доверенности Галиуллиной Е.В., при секретаре Загидуллиной Г.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Усмановой И.Р. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Высокогорском районе РТ о назначении досрочной трудовой пенсии,

у с т а н о в и л:

Истец Усманова И.Р. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению «Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Высокогорском районе РТ» о назначении досрочной трудовой пенсии, в обоснование иска указывает следующее.

При обращении в Управление ПФР в Высокогорском районе РТ за назначением данного вида пенсии ей было отказано, в специальный стаж не включены периоды нахождения на курсах повышении квалификации - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. При этом стаж ее работы, по мнению ответчика, составил 29 лет 7 мес. 23 дня. Считает данный отказ неправомерным, на дату обращения к ответчику, она имела стаж 30 лет 1 месяц 3 дня, что является основанием для назначения досрочной трудовой пенсии.

На основании изложенного Усманова И.Р. просит признать за ней право на досрочную трудовую пенсию, включить в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии периоды ее нахождения на курсах повышении квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и обязать Управление пенсионного фонда России в Высокогорском районе РТ назначить и выплатить досрочную трудовую пенсию с даты ее обращения в УПФР в Высокогорском районе РТ - с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец Усманова И.Р. исковые требования поддержала в полном объеме, в обоснование привела аналогичные доводы.

Представитель истца по доверенности Верхов О.А. в обоснование иска привел те же доводы

Представитель ответчика ГУ Учреждения ПФ по доверенности Галиуллина Е.В. иск не признала, в обосновании указав следующее.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ним в ГУ УПФР Высокогорского района РТ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с медицинской деятельностью.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ в назначение подобной пенсии ей было отказано по причине отсутствия необходимого трудового стажа (30 лет).

Льготное исчисление применяется только в отношении периодов работы, а периоды прохождения курсов повышения квалификации с отрывом от производства исключаются, так как в соответствии с Разъяснением Минтруда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ о порядке применения Списков дающих право на пенсию по выслуге лет (за период до ДД.ММ.ГГГГ Правилами исчисления периодов работы для расчета пенсии по выслуге лет, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № п. 4 «В стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами при условии уплаты страховых взносов за эти периоды в Пенсионный фонд РФ. В специальный стаж засчитывается период, когда заявитель не работал только в определенных случаях указанных в пункте 5 Правил исчисления периодов работы. Это: - периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, - периоды ежегодно оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Как видно период прохождения курсов повышения квалификации в этом перечне нет. Необходимо учесть, что в стаж, дающий право на досрочную пенсию, согласно п. 3 Правил нужно засчитывать только работу в должностях и учреждениях, которые перечислены в Списке. Курсы повышения квалификации в этом Списке не предусмотрены. Соответственно требования заявителя о включении периодов курсов повышения квалификации в специальный стаж считаем неправомерным. Таким образом, периоды повышения курсов квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исключены из специального стажа.

Ответчик, в связи с изложенным, просит суд признать отказ в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с медицинской деятельностью правомерным из-за отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ.

Выслушав объяснения сторон, проверив имеющиеся в деле доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет и имеющие страховой стаж не менее 25 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет и имеющие страховой стаж не менее 20 лет.

В силу подпункта 11 пункта 1 статьи 28 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно пункту 3 статьи 28 названного Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости согласно подпунктам 7 - 13 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы, утверждаются Правительством РФ.

Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.

Согласно пункту 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом в стаж включаются периоды временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

В силу приведенной нормы ответчик, полагая, что в указанный период истец не осуществлял медицинскую и иную деятельность по охране здоровья населения, пришел к выводу об отказе во включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периодов нахождения Усмановой И.Р. на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Суд не может согласиться с изложенными выводами ответчика об отказе включения в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, всех изложенных выше периодов нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства.

Из материалов дела видно, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с отрывом от производства, относятся к периодам деятельности до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий медицинским работникам.

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Вместе с тем, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Действовавшее в период нахождения Усмановой И.Р. в 1998 году на курсах повышения квалификации с отрывом от производства Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, предусматривало включение времени обучения на курсах повышения квалификации по специальности в стаж работы по специальности.

Таким образом, период нахождения Усмановой И.Р. на курсах повышения квалификации с отрывом от производства в 1998 году, подлежит включению в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Кроме того, подлежат включению в специальный стаж, также и периоды нахождения Усмановой И.Р. на курсах повышения квалификации с отрывом от производства в 2003 и 2008 годах.

В Федеральном законе от 17.12.2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не содержится таких понятий как «льготный стаж», «специальный стаж», «пенсия за выслугу лет». Условием назначения трудовой пенсии по старости является наличие страхового стажа (ст.2, ст.7 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-Ф3).

В соответствии с п.1. ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-Ф3 в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется средняя заработная плата, следовательно, производятся соответствующие отчисления (страховые взносы) в Пенсионный фонд России.

Кроме того, для медицинских работников прохождение курсов повышения квалификации не реже одного раза в пять лет является обязанностью на протяжении всей трудовой деятельности.

За приведенные выше периоды нахождения Усмановой И.Р. на курсах повышения квалификации в 2003 и 2008 годах работодателем страховые взносы в ПФР уплачивались, следовательно, эти периоды также подлежат включению в специальный стаж.

Таким образом, требуемый стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью в количестве 30 лет, Усманова И.Р. на момент обращения к ответчику ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о назначении такой пенсии имела, поэтому иск о назначении досрочной трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, подлежит удовлетворению..

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.12,56-57, 194-197 ГПК РФ суд

р е ш и л:

Иск Усмановой И.Р. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Высокогорском районе РТ удовлетворить.

Включить Усмановой И.Р. периоды обучения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по возрасту в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения и обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Высокогорском районе РТ назначить Усмановой И.Р. досрочную трудовой пенсии по возрасту в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения с ДД.ММ.ГГГГ- с даты обращения.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд Республики Татарстан через Высокогорский районный суд РТ в течение десяти дней.

Судья: Рассохин А.И.