Решение по иску обобязании исполнения обязанности в натуре по устранению нарушений лесного законодательства от 25.01.12 г.



Дело № 2-44/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 января 2012 года                                         пос. ж. д. ст. Высокая Гора

Судья Высокогорского районного суда Республики Татарстан Кузнецова Л. В.,

с участием помощника прокурора Высокогорского района РТ Шаймарданова Р. Н.,

представителя ответчика ГКУ РТ «Пригородное лесничество» Мусина М.Ф.,

представителя третьего лица Сагдиева М.А. - Шайдуллина Р.Р.,

представителя третьего лица Министерства лесного хозяйства РТ Закировой В.В.,

представителя третьего лица Главы <данные изъяты> сельского поселения Высокогорского района РТ Варламова И. П.,

при секретаре Биктимировой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Высокогорского района РТ к Государственному казенному учреждению Республики Татарстан «Пригородное лесничество» о признании незаконным бездействие ГКУ РТ «Пригородное лесничество» по ненадлежащему исполнению своих обязанностей и обязании исполнения обязанности в натуре по устранению нарушений лесного законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Высокогорского района РТ обратился в суд с исковым заявлением к Государственному казенному учреждению Республики Татарстан «Пригородное лесничество» о признании незаконным бездействие ГКУ РТ «Пригородное лесничество» по ненадлежащему исполнению своих обязанностей и обязании исполнения обязанности в натуре по устранению нарушений лесного законодательства, в обоснование указывает следующее.

Прокуратурой проведена проверка исполнения лесного законодательства на территории Высокогорского участкового лесничества ГБУ РТ «Пригородное лесничество» в ходе которой, выявлено нарушение требований лесного законодательства.

Так, на территории Высокогорского участкового лесничества ГБУ РТ «Пригородное лесничество», в 78 квартале, на участке местности, расположенном на расстоянии 100 метров в направлении к северу от <адрес> Высокогорского района РТ с левой стороны автомобильной дороги <адрес>, проложена асфальтированная дорога, ведущая к дому <адрес> Высокогорского района РТ, длиной 450 метров, шириной 3 метра.

Статьей 9 Конституции РФ установлено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности.

Согласно п.п. 5 п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ, земля в Российской Федерации по целевому назначению также подразделяются на земли лесного фонда. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

В соответствии с ч.1 ст. 45 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса для строительства линий электропередачи, линий связи, трубопроводов, дорог и других линейных объектов.

На основании ст. 9 Лесного кодекса Российской Федерации праве постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях: земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Проверкой установлено, что лесной участок, находящийся под вышеназванной асфальтированной автомобильной дорогой, кем-либо вправо пользование не оформлен, разрешение на строительство дороги ГБУ РТ «Пригородное лесничество» и другими государственными органами не выдавалось.      Указанная      асфальтированная      автомобильная      дорога используется не для ведения лесного хозяйства. Тем самым, вышеуказанная дорога      проложена      без      соблюдения      требований      действующего законодательства.

Пунктом 52 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 №414 «Об утверждения правил санитарной безопасности в лесах» установлено, что использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, гидротехнических сооружений, специализированных портов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для иных целей не должно ухудшать санитарное состояние лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках и на лесных участках, прилегающих к ним.

Осмотром указанной автомобильной дороги установлено, что вдоль дороги имеются твердые бытовые отходы, состоящие из пластмассовых бутылок, полиэтиленовых пакетов и бумаг, образованные в результате нахождения на указанном участке местности лиц и систематического проезда автотранспортной техники. Асфальтовое покрытие дороги, расположенной на землях лесного фонда приводит к деградации лесной подстилки.

Таким образом, использование земельного участка лесного фонда по не целевому назначению оказывает негативное воздействие на окружающую среду и лесному фонду.

Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности(ч.2 ст. 12 ЗК РФ).

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий (ст.42 ЗК РФ).

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 №417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах» в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах категорически запрещается использовать автотранспорт. Сотрудники лесничества обязаны осуществлять противопожарное обустройство лесов.

Сотрудники ГБУ «Пригородное лесничество» вместо того, чтобы соблюдать вышеуказанные привила пожарной безопасности в лесах и требования санитарно - эпидемиологического законодательства в землях лесного фонда, путем принятия мер к ликвидации вышеуказанной незаконно возведенной асфальтированной автомобильной дороги, допускают свободный доступ людей и техники в лесной массив высокой пожарной опасности.

Установлено, что данная автомобильная дорога проложена для проезда к жилому дому, расположенному по адресу: РТ, Высокогорский район, пос<адрес>. Однако, в черте населенного пункта имеется поселковая дорога к проезду указанному дому. На указанном участке местности в 120 метрах существует параллельно проложенная к указанной автомобильной дороге противопожарная дорога, то есть вышеуказанная асфальтированная дорога построена не в целях пожарной безопасности. Допущению вышеуказанных нарушений закона способствовало полное бездействие со стороны руководства ГБУ «Пригородное лесничество». Зная о данном факте нарушения лесного законодательства, им не были приняты меры к пресечению грубейших фактов нарушений лесного законодательства, связанных со строительством указанной автомобильной дороги и незаконным проездом автотранспорта участку государственного лесного фонда.

Ненадлежащее выполнение возложенных законом обязанностей охране и защите леса и земель лесного фонда от нецелевого использования, со стороны ГБУ «Пригородное лесничество» приводит к значительному ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки, негативно влияет на состояние природной среды, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан является органом исполнительной власти Республики Татарстан, реализующим государственную политику Республики Татарстан в области лесных отношений, природопользования и управления государственным имуществом по вопросам, отнесенным к его полномочиям, на территории Республики Татарстан и поэтому подлежит привлечению по данному исковому заявлению в качестве третьего лица.

В силу ст. 62 ЗК РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и     арендаторов земельных участков,     может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре.

Согласно ст.22 ГПК РФ споры в сфере земельных правоотношений отнесены к компетенции судов общей юрисдикции.

Частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и муниципальных образований.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.45 ГПК РФ, просит признать незаконным бездействие ГКУ РТ «Пригородное лесничество» по ненадлежащему исполнению своих обязанностей; обязать ГКУ РТ «Пригородное лесничество» принять меры к ликвидации незаконно возведенной асфальтированной автомобильной дороги, расположенной на расстоянии 100 метров в направлении к северу <адрес> Высокогорского района РТ с левой стороны автомобильной дороги <адрес> ведущей к дому <адрес> Высокогорского района РТ, длиной 450 метров.

Помощник прокурора Высокогорского района РТ Шаймарданов Р.Н. иск поддержал в полном объеме, в обосновании привел те же доводы.

Представитель ответчика ГКУ РТ «Пригородное лесничество» Мусин М. Ф. иск не признал и пояснил, что на территории Высокогорского участкового лесничества ГКУ РТ «Пригородное лесничество», в 78 квартале, на участке местности, расположенном на расстоянии 100 метров в направлении к северу от <адрес> Высокогорского района РТ с левой стороны автомобильной дороги Высокая Гора - Усады, проложена асфальтированная дорога, ведущая к домам <адрес> Высокогорского района РТ. В связи с этим     ими была проведена проверка по обследованию территории, собственником данной территории является государственный лесной фонд, земля находится в федеральной собственности. По итогам проверки составлен акт обследования лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ. Он признает, что данная дорога построена незаконно. Разрешения на строительство данной дороги ни ГКУ «Пригородное лесничество», ни Министерством лесного хозяйства не выдавалось. Разрешение использование земельного участка под данной дорогой для ведения лесного хозяйства, в связи с чем, земельный участок используется не по целевому назначению. В аренду данная территория никому не сдавалась. Для устранения данных нарушений необходимо выявить нарушителя, поэтому обратились в Высокогорское РОВД. Сами они ликвидировать данную дорогу не имеют возможности, поскольку нет денежных средств.

Представитель ответчика Сагдиева М.А. - Шайдуллин Р.Р. иск не признал и пояснил, что лицо, проложившее данную дорогу, не установлено. Данный иск предъявлен прокуратурой Высокогорского района, ими же проводилась и проверка. В судебном заседании не было установлено, является ли данная асфальтированная дорога именно автомобильной. Дорога проложена к домам, которые находятся в черте населенного пункта, поэтому считает, что часть дороги проложена в лесу, а часть в черте населенного пункта.

Представитель третьего лица Министерства лесного хозяйства РТ Закирова В. В. иск не поддержала и пояснила, что проведено обследование, составлен акт о лесонарушении, который направлен в РОВД. ГКУ РТ «Пригородное лесничество» является подведомственным учреждением Министерства лесного хозяйства РТ, ни средств, ни соответствующей специализированной техники для устранения выявленных нарушений у ГКУ РТ «Пригородное лесничество» не имеется. Финансирование лесничества осуществляется из средств федерального бюджета.

Представитель Глава <данные изъяты> сельского поселения Высокогорского района РТ Варламов И. П. иск прокурора Высокогорского района поддержал и пояснил, что данная дорога была построена более четырех лет назад, разрешения на ее строительство не выдалось. Данная дорога проложена для проезда к жилому дому, расположенному по адресу: РТ, Высокогорский район, <адрес> Однако, дорога к проезду указанного дома уже имелась. На данном участке местности в 120 метрах имеется параллельно проложенная к указанной автомобильной дороге противопожарная дорога, то есть вышеуказанная асфальтированная дорога построена не в целях пожарной безопасности.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит иск прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из представления прокурора Высокогорского района РТ Гайфуллина Ф. А. от ДД.ММ.ГГГГ на имя руководителя ГБУ «Пригородное лесничество» И.И.И., требует безотлагательно рассмотреть представление и принять меры к ликвидации незаконно возведенной асфальтированной автомобильной дороги, расположенной на расстоянии 100 метров в направлении к северу <адрес> Высокогорского района РТ с левой стороны автомобильной дороги <адрес> ведущей к дому <адрес> Высокогорского района РТ, длиной 450 метров/л.д. л.д. 8-11/.

Согласно ответу руководителя ГБУ «Пригородного лесничества» И.И.И. на представление прокурора Гайфуллина Ф. А., представление рассмотрено, лица, осуществившие строительство не установлены. Вопросы предъявления претензий за нарушение требований лесного законодательства РФ, находятся в ведение органа исполнительной власти- Министерства лесного хозяйства РТ. Материалы лесного хозяйства обследования направлены в Министерство лесного хозяйства РТ для принятия мер/л.д. 12/.

Как следует из акта обследования лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, составленного инженером ГБУ «Пригородное лесничество» К.И.Р., участковых мастеров Высокогорского участкового лесничества Г.Н.Т., Г.Н.Ф. по фактам, указанным в представлении прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, асфальтная дорога, расположенная на расстоянии 100 метров в направлении к северу от <адрес>, ведущая к домам <адрес> длиной 450 метров, шириной 3 метра, пролегает по лесному участку в выделе 37 квартала Высокогорского участкового лесничества. Дорога построена неизвестными лицами 2004-2005 г. г. ГБУ «Пригородное лесничество» разрешительных документов на строительство и эксплуатацию дороги не оформлял, каких-либо согласований не выдавал. В лесничестве отсутствуют материалами проверки по факту строительства указанной дороги. В материалах лесоустройства 1991 и 2001 годов в выделе 37, а также в близлежащих выделах квартала , какие-либо дороги не обозначены. Заявлений от лиц с просьбой предоставить лесной участок под строительство дороги в выделе 37 квартала не поступало, следовательно, участок кому-либо в аренду не предоставлялся. Житель <адрес> М.А.М. пояснил, что отношения к строительству дороги не имеет и кем построена данная дорога ему неизвестно. Житель <адрес> также пояснила, что ей неизвестно кем построена дорога. По итогам обследования сделан вывод, что вышеуказанное является нарушением ст. ст. 9, 71 Лесного кодекса РФ/л.д. л.д. 13-14/.

Согласно уставу Государственного казенного учреждения Республики Татарстан «Пригородное лесничество», ГКУ «Пригородное лесничество» является самостоятельным государственным учреждением, созданным путем изменения типа ГБУ РТ «Пригородное лесничество», ГКУ «Пригородное лесничество» самостоятельно выступает в качестве истца и ответчика в судах общей юрисдикции; предмет, цели и виды деятельности - охрана, защита и воспроизводство лесов, улучшение породного состава и качества лесов, повышение их продукции/л.д. л.д. 20-29/

Согласно отзыву Министерства лесного хозяйства РТ, Государственным      казенным      учреждением      Республики      Татарстан «Пригородное лесничество» в соответствии с представлением Прокурора Высокогорского района РТ произведено обследование лесного участка расположенного по адресу: выдел 37, квартал , Высокогорское участковое лесничество, ГКУ «Приогородное лесничество». Асфальтированная дорога, расположенная на расстоянии 100 метров в направлении к северу от <адрес> Высокогорского <адрес> Республики Татарстан с левой стороны автомобильной дороги <адрес>, ведущая к домам <адрес>, Высокогорского района, РТ, длиной 450 метров, шириной 3 метра, пролегает по лесному участку в выделе 37 квартала Высокогорского участкового лесничества (состав насаждения 7БЗЛП+Е, полнота 06). Данная дорога построена неизвестными лицами в 2004 - 2005 годах. Указанный лесной участок никем не используется. В 2004 - 2005 годах квартал Высокогорского участкового лесничества входил в состав обхода . Ответственным лицом за соблюдением лесного законодательства являлся лесник обхода О.В.А., который с ДД.ММ.ГГГГ в ГКУ «Пригородное лесничество» не работает. Согласно абзацу 38 п. 2.3. устава ГБУ «Пригородное лесничество» направляет материалы о нарушениях лесного законодательства в органы внутренних дел, прокуратуру, судебные органы. ГКУ «Пригородное лесничество» письмом от ДД.ММ.ГГГГ направило материалы обследования выдела 37 квартала Высокогорского участкового лесничества в районный отдел внутренних дел Высокогорского муниципального     района Республики     Татарстан для     установления лица, осуществившего строительство спорной дороги, в настоящее время информация об установлении указанного лица отсутствует. Предметом деятельности ГКУ «Пригородное лесничество» является оказание государственных услуг и осуществление государственных функций в сфере лесных отношений, перечень видов деятельности которого является исчерпывающим. Ведение хозяйственной деятельности не входит в функции ГКУ «Пригородное лесничество». С учетом изложенного, требования истца удовлетворению не подлежат/л.д. 44-45/.

Из письма руководителя ГБУ «Пригородное лесничество» на имя начальника РОВД Высокогорского района РТ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по поручению Министерства лесного хозяйства РТ, направляет материалы о лесонарушении, по факту строительства асфальтированной дороги, в целях привлечения к установленной законодательством ответственности виновных лиц/л.д. 57/.

Как следует из акта осмотра от ДД.ММ.ГГГГ помощником прокурора в связи с проведением проверки соблюдения требований лесного законодательства, в <адрес> с участием старшего помощника прокурора, произвел осмотр автомобильной дороги, расположенной на территории ГБУ «Пригородное лесничество». Осмотром установлено: объектом осмотра является асфальтированная автомобильная дорога, расположенная на территории Высокогорского участкового лесничества ГБУ РТ «Пригородное лесничество», в 78 квартале, на участке местности, расположенном на расстоянии 100 метров в направлении к северу от <адрес>. Дорога ведет к дому <адрес>. Длина дороги 450 метров, ширина 3 метра. Вдоль дороги имеются твердые бытовые отходы, состоящие из пластмассовых бутылок, полиэтиленовых пакетов и бумаг, образованные в результате нахождения на указанном     участке местности лиц и систематического проезда автотранспортной техники, что оказывает негативное воздействие на окружающую среду и лесному фонду/л.д. 99/.

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ Исполнительного комитета <данные изъяты> сельского поселения Высокогорского муниципального района РТ следует, что асфальтированная автомобильная дорога, расположенная на расстоянии 100 метров в направлении к северу от <адрес> с левой стороны <адрес>, ведущая к дому <адрес>, диной 450 метров находится за пределами населенного пункта/л.д. 103/.

Согласно Заключению о соответствии спорной дороги лесному законодательству, Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан, рассмотрев обращение о заключении соответствия асфальтированной дороги, расположенной на расстоянии 100 метров в направлении к северу от <адрес>, Высокогорского района Республики Татарстан с левой стороны автомобильной дороги <адрес>, ведущая к домам <адрес>, Высокогорского района, РТ, длиной 450 метров, шириной 3 метра, пролегает по лесному участку в выделе 37 квартала Высокогорского участкового лесничества Лесному законодательству, сообщает следующее. Согласно статье 13 Лесного кодекса Российской Федерации в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры (лесных дорог, лесных складов и других). Объекты лесной инфраструктуры после того, как отпадет надобность в них, подлежат сносу, а земли, на которых они располагались, - рекультивации. Лесные дороги могут создаваться при любых видах использования лесов. Однако вышеуказанный лесной участок никем не используется, а спорная дорога является объектом не лесной инфраструктуры. В соответствии с таксационным описанием по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ площадь выдела 37 квартала Высокогорского участкового лесничества составляет 1,0 га, состав насаждений 7БЗЛП+Е, полнота 06, несомкнутые культуры под пологом 2001 года. Данная дорога построена неизвестными лицами в 2004 - 2005 годах. Согласно абзацу 38 п. 2.3. устава ГКУ «Пригородное лесничество» направляет материалы о нарушениях лесного законодательства в органы внутренних дел, прокуратуру, судебные органы. ГКУ «Пригородное лесничество» письмом от ДД.ММ.ГГГГ направило материалы обследования выдела 37 квартала Высокогорского участкового лесничества в районный отдел внутренних дел Высокогорского муниципального района Республики Татарстан для установления лица, осуществившего строительство спорной дороги, о чем было указано в отзыве от ДД.ММ.ГГГГ /л.д. л.д. 125-126/.

Из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела
начальника ОД Высокогорского ОВД А.А.И. следует, что в 100 метрах к северу от <адрес> Высокогорского района РТ, с левой стороны от автодороги <адрес>, имеется асфальтированная автодорога, длиной 450 метров, ведущая к дому <адрес>. Указанная автодорога построена через лесной массив, принадлежащий ГБУ «Пригородное лесничество. Указанная дорога построена в 2005-2006 годах. Пригородное лесничество разрешения на строительство дороги не давало. Исполком <данные изъяты> поселения, и Высокогорский ДРС строительством данной дороги не занимались. Опрошенные жители близлежащих домов показали, что при строительстве дороги рубки деревьев не происходило. Житель М.А.М., показал, что строительство дороги производилось Сагдиевым М. А. Постановлено отказать в возбуждении уголовного дела по сообщению о совершении преступления, предусмотренного ст. 246, 254, 260 УК РФ по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст.24 УПК РФ в связи с отсутствием в действиях Сагдиева М. А. состава указанных преступлений/л. д.117/.

Согласно ст. 9 Лесного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Из ч. ч. 1, 2, 3 ст. 45 Лесного кодекса РФ следует, что использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса. Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса для строительства линейных объектов. Лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.

Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 21 Лесного кодекса РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для: 1) осуществления работ по геологическому изучению недр; 2) разработки месторождений полезных ископаемых; 3) использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; 4) использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты); 5) переработки древесины и иных лесных ресурсов; 6) осуществления рекреационной деятельности; 7) осуществления религиозной деятельности. Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях иных категорий, на которых расположены леса, допускаются в случаях, определенных другими федеральными законами в соответствии с целевым назначением этих земель.

Как следует из ч. ч. 1, 2, 3, 4 ст. 71 Лесного кодекса РФ в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование - гражданам. Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом. Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и в безвозмездное срочное пользование гражданам осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Как следует из п. 5 ч.1, ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на несколько категорий, в том числе и земли лесного фонда. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно ч. 1 ст. 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Как следует из ч. ч. 1, 2 ст. 12 Земельного кодекса РФ земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: 1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; 2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

На основании п. 52 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года № 414 «Об утверждении правил санитарной безопасности в лесах» использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, гидротехнических сооружений, специализированных портов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для иных целей не должно ухудшать санитарное состояние лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках и на лесных участках, прилегающих к ним.

Согласно Правил пожарное безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года №417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах» настоящие Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами. Запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором. Сотрудники лесничества обязаны осуществлять противопожарное обустройство лесов.

Судом установлено, что в 2004 -2005 г. г. на территории Высокогорского участкового лесничества ГКУ РТ «Пригородное лесничество», в квартале, на участке местности, расположенном на расстоянии 100 метров в направлении к северу от <адрес> Высокогорского района РТ с левой стороны автомобильной дороги <адрес>, проложена асфальтированная дорога, ведущая к дому <адрес> Высокогорского района РТ, длиной 450 метров, шириной 3 метра.

        Как установлено из пояснений участников процесса, а также перечисленных выше исследуемых судом материалов дела, данная асфальтированная автодорога проложена неизвестным лицом.

        Лесной участок, находящийся под вышеназванной асфальтированной автомобильной дорогой, кем-либо вправо пользование не оформлен, разрешение на строительство дороги ГБУ РТ «Пригородное лесничество» и Министерством лесного хозяйства РТ не выдавалось. Указанная асфальтированная      автомобильная      дорога используется не для ведения лесного хозяйства. Следовательно, данная дорога     проложена      без соблюдения      требований      действующего законодательства.

        Вдоль дороги имеются твердые бытовые отходы, образовавшиеся в результате нахождения на указанном участке местности лиц и проезда автотранспортной техники.

Ответчик ГКУ РТ «Пригородное лесничество» не исполнял требования Правил санитарной безопасности в лесах и Правил пожарной безопасности в лесах, поскольку не принимал мер к ликвидации указанной дороги, допуская людей и технику в лесной массив высокой пожарной опасности.

Как установлено из материалов дела, а также из пояснений руководителя исполнительного комитета <данные изъяты> сельского поселения данная дорога проложена для проезда к жилому дому, расположенному по адресу: РТ, Высокогорский район, <адрес>. Однако, дорога к проезду указанному дому уже имелась. На указанном участке местности в 120 метрах имеется параллельно проложенная к указанной автомобильной дороге противопожарная дорога, то есть вышеуказанная асфальтированная дорога построена не в целях пожарной безопасности.

Ненадлежащее выполнение возложенных законом обязанностей по охране и защите леса и земель лесного фонда от нецелевого использования, со стороны ответчика приводит к значительному ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки, негативно влияет на состояние природной среды, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия), ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (граждане имеют право: на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека).

Таким образом, допущению данного нарушения способствовало бездействие со стороны руководства ответчика, им не было предпринято мер к пресечению строительства данной дороги, а впоследствии к незаконному проезду автотранспорта по участку государственного лесного фонда.

До направления прокурором Высокогорского района РТ представления от ДД.ММ.ГГГГ в адрес ГБУ «Пригородное лесничество», ответчиком никаких мер к ликвидации незаконно возведенной дороги не предпринималось, после получения представления был составлен акт обследования лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, затем было направлено ГКУ РТ «Пригородное лесничество» письмо от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Высокогорского РОВД для установления виновного лица, в дальнейшем и до настоящего времени иных каких-либо действий ответчиком не предпринималось.

Таким образом, иск прокурора Высокогорского района РТ следует удовлетворить, поскольку вышеуказанными доказательства установлено незаконное бездействие ГКУ РТ «Пригородное лесничество» по ненадлежащему исполнению своих обязанностей и ответчика необходимо обязать принять меры к ликвидации незаконно возведенной асфальтированной автомобильной дороги.

Прокурором заявление предъявлено в связи с бездействием ответчика, поэтому госпошлину следует взыскать в размере 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

Иск Прокурора Высокогорского района РТ удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ГКУ РТ «Пригородное лесничество» по ненадлежащему исполнению своих обязанностей.

Обязать ГКУ РТ «Пригородное лесничество» принять меры к ликвидации незаконно возведенной асфальтированной автомобильной дороги, расположенной на расстоянии 100 метров в направлении к северу <адрес> Высокогорского района РТ с левой стороны автомобильной дороги <адрес> ведущей к дому <адрес> Высокогорского района РТ, длиной 450 метров.

Взыскать с ГКУ РТ «Пригородное лесничество» в доход государства государственную пошлину в сумме 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в Верховный Суд Республики Татарстан через данный районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 27 января 2012 года.

Судья:                                              Кузнецова Л.В.