Решение по иску о признании права собственности на жилой дом незавершенный строительством от 25.07.12 г.



Дело № 2-1492/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 июля 2012 года                                                     пос.ж.д. ст. Высокая Гора

Высокогорский районный суд Республики Татарстан

в составе председательствующего судьи Сагъдиевой Г.А.,

с участием представителя истца Галлямовой С.Т.,

представителя ответчика Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района РТ Шамгуновой Л.Г.,

представителя ответчика Исполнительного комитета Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района РТ Беспалова Г.Т.,

при секретаре Загидуллиной Г.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гараевой В.И. к Исполнительному комитету Высокогорского муниципального района РТ, Исполнительному комитету Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района РТ о признании права собственности на жилой дом незавершенный строительством,

у с т а н о в и л :

Истица обратилась в суд с вышеуказанным иском к ответчикам, в обоснование указывает следующее.

На основании решения Высокогорского Совета местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ Фоминой В.И.ДД.ММ.ГГГГ Гараева В.И. - Свидетельство о заключении брака серии 1-КБ ) предоставлен земельный участок площадью 0,14 га для строительства жилого дома в де<адрес>.

С момента выделения участка истица добросовестно им пользуется, обрабатывает, на основании разрешения на строительство в 2001 году построила фундамент будущего жилого дома, оплачивает земельный налог. Выставление квитанций со стороны органа местного самоуправления на оплату земельного налога подтверждает факт предоставления данного участка истице и факт признания органом местного самоуправления ее права на данный участок.

С 2005 года истица пытается зарегистрировать свое право собственности на земельный участок в соответствии с нормами Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ. С этой целью обратилась в ООО «<данные изъяты> заключила договор на осуществление работ по межеванию земельного участка, параллельно обратилась в БТИ для подготовки технического паспорта на фундамент. Технический паспорт на незавершенный строительством жилой дом Филиалом ФГУП «<данные изъяты>» был изготовлен, однако ни межевание, ни кадастровый учет земель участка осуществить невозможно по причине того, что оказывается правоустанавливающий документ истицы на земельный участок не соответствует требованиям действующего законодательства.

Основанием послужило то, что ДД.ММ.ГГГГ был принят Земельный кодекс Респy6лики Татарстан, в котором четко разграничена компетенция органов государственной власти в сфере земельных отношений. В соответствии со статьями 7, 8, 59 Земельного кодекса РТ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) полномочия по принятию решений о предоставлении и изъятии земельных участков, ранее принадлежавшие городским и сельским Советам переданы городским и районным администрациям, то есть исполнительным органам власти. Таким образом, со дня введения в действие указанного кодекса, то есть с ДД.ММ.ГГГГ решения, постановления представительных органов власти, в частности сельских советов, о предоставлении земельных участков являются недействительными, так как противоречат нормам законодательства.

Таким образом, на сегодняшний день истица не имеет возможности осуществить государственный кадастровый учет предоставленного и используемого ею земельного участка и соответственно государственную регистрацию права собственности на земельный участок и незавершенный строительством жилой дом.

Решение о предоставлении истице земельного участка было принято в период реформирования земельного законодательства и получается, что орган, принявший данное Решение уже не имел на это полномочий. Однако собственник не имел ни малейшего представления об этом правовом казусе, и добросовестно использовала все эти годы (12 лет) свой земельный участок. Собственник не должен нести ответственность за действия государственных органов, которые своевременно не распределили свои полномочия, тем самым, нарушая закон.

Каких либо споров по границам с правообладателями соседних участков и органом местного самоуправления по данному земельному участку не имеется. Также необходимо отметить, что каких-либо прав 3-их лиц, в том числе собственников соседних участков незавершенный строительством жилой дом не затрагивает.

Согласно п. 2 ч.1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

На основании п.1 ст. 25, ст. 26 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

П.8 ст. 49 Закона РСФСР от 06.07.1991 г. №1550-01 «О местном самоуправлении в РСФСР», в последующем «О местном самоуправлении в РФ», утративший силу с 1 января 2009 года предусматривал, что поселковый, сельский Совет определял в соответствии с земельным законодательством порядок предоставления и изъятия земельных участков, а также распоряжения земельными участками на подведомственной Совету территории.

В соответствии с положениями Земельного кодекса РТ от 10.07.1998 г. №1736, действовавшего на период возникновения земельных правоотношений, к полномочиям органов местного самоуправления по регулированию земельных отношений относилось, в том числе распоряжение землями, находящимися в их собственности (ст. 11 ЗК РТ).

Ст.20 этого же ЗК РТ относила к землям поселений земли, предоставленные для размещения и развития городов республиканского подчинения, городских и сельских поселений. В состав земель поселений могли входить земли: жилой и общественной застройки...

Согласно ст. 48 ЗК РТ земли, принадлежащие на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим территориям, на которых осуществляется местное самоуправление, является собственностью местного самоуправления.

В собственности местного самоуправления находятся все земли в пределах черты поселений, за исключением земель, находящихся в государственной собственности передат частную собственность, а также земельные участки за чертой поселений, переданных в собственность местного самоуправления органами государственного управления Республики Татарстан.

Управление и распоряжение землями, находящимися в собственности местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления.

Земли, находящиеся в собственности местного самоуправления, могут продаваться и (или) передаваться гражданам и юридическим лицам в собственность, постоянное (бессрочное пользование, пожизненное наследуемое владение, аренду или срочное пользование на основании решений органов местного самоуправления.

Ст.49 ЗК РТ предусматривала, что права граждан и юридических лиц на земельные участки возникали на основании актов органов государственного управления Республики Татарстан, органов местного самоуправления.

Таким образом, анализ нормативно-правовой базы, регулировавшей отношения в области предоставления земельных участков на момент принятия Решения <данные изъяты> Совета местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ, позволяет прийти к выводу, что <данные изъяты> Совет местного самоуправления имел полномочия на выделение истице земельного участка для строительства жилого дома.

Одним из способов защиты гражданских прав в соответствии со ст. 12 ГК РФ является признание права. В соответствии с п.1 ст. 28 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122- ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации.

Признание за истицей права собственности на жилой дом незавершенный строительством в рассматриваемом случае является единственным способом для разрешения спорной ситуации, так как зарегистрировать право собственности на земельный участок на основании указанных документов не представляется возможным, вследствие чего нет оснований для регистрации собственности и на постройку.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст.12, 222 ГК РФ, ст.ст. 131, 132 ГПК РФ, просит признать за Гараевой В.И. право собственности на жилой дом незавершенный строительством, площадью 38,4 кв.м., инвентарный номер , находящийся по адресу: Высокогорский район, де<адрес>.

В судебном заседании представитель истца Галлямова С.Т. иск поддержала.

Представитель ответчика Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района РТ Шамгунова Л.Г. исковые требования признала.

Представитель ответчика Исполнительного комитета Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района РТ Беспалов Г.Т. иск признал.

Согласно ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Суд признание представителями ответчиков иска принимает, это прав и интересов участников дела, других лиц не нарушает, требованиям законодательства не противоречит, иск основан на требованиях Федеральных законов и на материалах дела.

Таким образом, имеются все основания для вынесения судом решения об удовлетворении иска Гараевой В.И.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Признание иска представителями ответчиков Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района РТ Шамгуновой Л.Г., Исполнительного комитета <данные изъяты> сельского поселения Высокогорского муниципального района РТ Беспаловым Г.Т. принять.

Иск Гараевой В.И. удовлетворить.

Признать за Гараевой В.И. право собственности на жилой дом незавершенный строительством, площадью 38,4 кв.м., инвентарный номер , находящийся по адресу: РТ, Высокогорский район, де<адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Верховный Суд Республики Татарстан через данный районный суд.

Судья:                                              Г.А.Сагъдиева