Дело № 2-1746/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 03 сентября 2012 года пос.ж.д.ст.Высокая Гора Высокогорский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Тазиева Н.Д., с участием истца Кулиева Э.Ф., представителя ответчика Зайнулиной В.Р., при секретаре Романовой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кулиева Э.Ф. к исполнительному комитету Высокогорского муниципального района РТ о признании бездействия незаконным и понуждении исполнить обязанности в натуре, установил: Кулиев Э.Ф. обратился в суд с иском к исполнительному комитету Высокогорского муниципального района Республики Татарстан о признании бездействия незаконным и понуждении исполнить обязанности в натуре, в обоснование указывает следующее. ДД.ММ.ГГГГ он в исполнительный комитет Высокогорского муниципального района РТ подал заявление с просьбой принять решение об изменении разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами №, находящихся в его собственности, с «для ведения сельскохозяйственного производства» на «для ведения дачного хозяйства» (входящий номер заявления № от ДД.ММ.ГГГГ). К заявлению были приложены копии всех необходимых документов: о праве собственности на земельные участки, о проведении публичных слушаний по данному вопросу на территории <данные изъяты> сельского поселения, где и расположены указанные земли. ДД.ММ.ГГГГ на его заявление поступил ответ № от ДД.ММ.ГГГГ за подписью руководителя исполнительного комитета Высокогорского муниципального района З.Р.А. из которого следовало, что рассмотрение заявления приостановлено на основании письма Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в котором указано, «В соответствии с поручением Президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова до завершения Прокуратурой Республики Татарстан проверки законности действий органов местного самоуправления в ряде муниципальных районов Республики Татарстан временно приостановить принятие решений об изменении вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения под дачное строительство и ведение садоводства». По истечении более чем трех месяцев со дня обращения в исполнительный комитет Высокогорского муниципального района РТ с заявлением об изменении разрешенного использования земельных участков решение по нему не принято, что является нарушением ст.12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Кроме того, длительным не рассмотрением заявления, нарушены его Конституционные права, предусмотренные ст.33 Конституции России. Бездействие органа местного самоуправления при рассмотрении заявления им расценены как отказ в положительном разрешении вопроса, обозначенного в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ. На основании изложенного просит признать незаконным бездействие исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, выразившееся в не рассмотрении в предусмотренные Законом сроки моего обращения от ДД.ММ.ГГГГ об изменении разрешенного использования находящихся в моей собственности - земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами № обязать исполнительный комитет Высокогорского муниципального района Республики Татарстан рассмотреть мое обращение от ДД.ММ.ГГГГ (регистрационный номер № от ДД.ММ.ГГГГ) и по результатам его рассмотрения принять законное решение об изменении разрешенного вида использования земельных участков сельскохозяйственного назначения площадью 36829 квадратных метров и 15371 квадратных метров, с кадастровыми номерами № соответственно, расположенных по адресу: Республика Татарстан, Высокогорский муниципальный район, <данные изъяты> сельское поселение, находящихся в собственности Кулиева Э.Ф. с «для ведения сельскохозяйственного производства» на «для ведения дачного хозяйства». В судебном заседании истец Кулиев Э.Ф. иск поддержал в полном объеме. Представитель ответчика Зайнулиной В.Р. иск не признала, сославшись на письмо Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении принятия решения об изменении вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения, при этом пояснила, что ранее такие решения принимались до апреля 2012 года. Исследовав представленные материалы, выслушав мнения истца и представителя ответчика, суд считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Кулиев Э.Ф. обратился в исполнительный комитет Высокогорского муниципального района РТ с заявлением об изменении разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами №, находящихся в его собственности, с «для ведения сельскохозяйственного производства» на «для ведения дачного хозяйства». К заявлению приложены копии необходимых документов: о праве собственности на земельные участки, о проведении публичных слушаний по данному вопросу на территории <данные изъяты> сельского поселения, где расположены указанные земли. Не рассмотрев указанное заявление по существу, ДД.ММ.ГГГГ исполнительным комитетом Высокогорского муниципального района РТ Кулиеву Э.Ф. был направлен письменный ответ о том, что рассмотрение его заявления приостановлено на основании письма Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан. В последующем к рассмотрению заявления Кулиева Э.Ф. орган местного самоуправления не возвращался и по настоящее время никакого решения по нему не принято. В соответствии со ст.12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение. В данном Законе и иных нормативных правовых актах не предусмотрена возможность приостановления рассмотрения обращений граждан по каким-либо причинам, в том числе и по письмам из органов государственной власти. В соответствии со ст.10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение. Таким образом, в результате длительного не рассмотрения заявления Кулиева Э.Ф. от ДД.ММ.ГГГГ нарушены его права, предусмотренные ст.33 Конституции России и ст.12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Таким образом, исковое требование истца о признании незаконным бездействие исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан подлежит удовлетворению. Кроме признания незаконным бездействие органа местного самоуправления, Кулиев Э.Ф. просит обязать исполнительный комитет Высокогорского муниципального района РТ принять по результатам рассмотрения его обращения решение об изменении разрешенного использования земельных участков. Суд считает, что в данной части исковые требования также подлежат удовлетворению. Учитывая, что длительное не рассмотрение ответчиком заявления истца по существу об изменении разрешенного использования земельных участков препятствует истцу обжаловать решения ответчика, то суд расценивает данные бездействие органа местного самоуправления при рассмотрении заявления истца как отказ в положительном разрешении вопроса. В соответствии с п.3 ч.1 ст.4 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации. В соответствии со ст.28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки должны выноситься на публичные слушания. В соответствии со ст.36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. В соответствии со ст.43 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами. По общему правилу разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (п. 9 ст.1, п. 2 и п. 6 ст.30 Градостроительного кодекса РФ). Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования. Однако согласно п. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, градостроительные регламенты, определяющие разрешенное использование земельных участков, не устанавливаются для отдельных категорий земель, в том числе, для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения В соответствии с п. 7 ст.36 Градостроительного кодекса РФ использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Учитывая, что порядок изменения видов разрешенного использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, до настоящего времени не определен, следует руководствоваться нормами Федерального закона от 29 декабря 2004 г. №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации». На основании статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 31 декабря 2012 г., решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением установленных законом случаев, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений ч. 3-10 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ в части соответствующих требований. Таким образом, до установления специального порядка изменения видов разрешенного использования земельных участков, на которые градостроительные регламенты не распространяются или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение вида разрешенного использования земельного участка может осуществляться до ДД.ММ.ГГГГ на основании решения органа местного самоуправления с учетом публичных слушаний. Публичные слушания по вопросу изменения разрешенного использования находящихся в собственности Кулиева Э.Ф. земельных участков с кадастровыми номерами № проведены ДД.ММ.ГГГГ по месту их нахождения на территории Усадского сельского поселения Высокогорского муниципального района РТ. По результатам публичных слушаний принята рекомендация - разрешить изменение одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, на изменение разрешенного вида использования земельных участков сельскохозяйственного назначения площадью 36829 квадратных метров и 15371 квадратных метров, с кадастровыми номерами № соответственно, расположенных по адресу: Республика Татарстан, Высокогорский муниципальный район, <данные изъяты> сельское поселение, находящихся в собственности Кулиева Э.Ф. с «для ведения сельскохозяйственного производства» на «для ведения дачного хозяйства». Результаты публичных слушаний ни кем не оспорены. Согласно справке Главы <данные изъяты> сельского поселения Высокогорского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ каких-либо предложений и замечаний по вопросу проведения публичных слушаний не поступало. Представитель ответчика каких-либо доводов о невозможности изменения вида использования спорных земельных участков в ходе судебного заседания не привела, при этом указала, что в отношении других земельных участков такие решения принимались до апреля 2012 года. С учетом изложенного и принимая во внимание бездействие органов местного самоуправления Высокогорского муниципального района РТ, суд находит подлежащим удовлетворению заявленные исковые требования об обязании исполнительного комитета Высокогорского муниципального района РТ исполнить обязанности в натуре - принять решение об изменении разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами №, находящихся в собственности Кулиева Э.Ф., с «для ведения сельскохозяйственного производства» на «для ведения дачного хозяйства». На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Иск Кулиева Э.Ф. к исполнительному комитету Высокогорского муниципального района РТ о признании бездействия незаконным и понуждении исполнить обязанности в натуре удовлетворить. Признать незаконным бездействие исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, выразившееся в не рассмотрении обращения Кулиева Э.Ф. от ДД.ММ.ГГГГ об изменении разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами № Обязать исполнительный комитет Высокогорского муниципального района Республики Татарстан рассмотреть обращение Кулиева Э.Ф. от ДД.ММ.ГГГГ регистрационный номер № от ДД.ММ.ГГГГ и по результатам его рассмотрения принять решение об изменении разрешенного вида использования земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № площадью 36829 квадратных метров и с кадастровым номером № площадью 15371 квадратных метров, расположенных по адресу: Республика Татарстан, Высокогорский муниципальный район, <данные изъяты> сельское поселение, с «для ведения сельскохозяйственного производства» на «для ведения дачного хозяйства». Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления судом полного мотивированного решения в Верховный Суд Республики Татарстан через Высокогорский районный суд Республики Татарстан. Судья: Тазиев Н.Д.