Дело № 2-1704/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 17 сентября 2012 года пос. ж. д. ст. Высокая Гора Высокогорский районный суд РТ в составе председательствующего судьи Рассохина А.И., с участием помощника прокурора Высокогорского района РТ Шаймарданова Р.Н., представителя ответчика МУ <данные изъяты> Высокогорского муниципального района РТ Шариповой И.Ф., при секретаре Загидуллиной Г.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Высокогорского района РТ в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Муниципальному учреждению «<данные изъяты> Высокогорского муниципального района РТ» о приостановлении деятельности до согласования с уполномоченным органом Правил внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, УСТАНОВИЛ: Прокурор обратился в суд с вышеназванным иском, в обоснование указывает следующее. Прокуратурой Высокогорского района Республики Татарстан по поручению прокуратуры Республики Татарстан об активации надзора в жилищно-коммунальной сфере проведена проверка соблюдения Муниципальным Учреждением «<данные изъяты> Высокогорского муниципального района РТ» (далее по тексту МУ «<данные изъяты> Высокогорского района РТ») требований Федерального закона от 03.06.2009 года №103-Ф3 «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». В ходе проверки установлено, что МУ «<данные изъяты> Высокогорского района РТ» занимается расчетом, начислением и приемом платежей за жилищно-коммунальные услуги. Для данного вида деятельности между МУ «<данные изъяты> Высокогорского района РТ» и поставщиками коммунальных услуг, управляющими компаниями заключены агентские договоры по расчету, начислению и приему платежей в интересах обслуживающих и коммунальных организаций, то есть МУ «<данные изъяты> Высокогорского района РТ» является оператором по приему платежей. Установлено, что МУ «<данные изъяты> Высокогорского района РТ» в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма поставлен на учет уполномоченным органом в МРУ Росфинмониторинга по ПФО за №, что подтверждается уведомлением о постановке на учет от ДД.ММ.ГГГГ. После постановки МУ <данные изъяты> Высокогорского района РТ» на учет в МРУ Росфинмониторинга по ПФО разработаны Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее Правила). Правила внутреннего контроля утверждены руководителем МУ «<данные изъяты> Высокогорского района РТ». Однако Правила внутреннего контроля МУ «<данные изъяты> Высокогорского района РТ» в МРУ Росфинмониторинга по ПФО не были согласованы. Согласно п.2 ст.7 Федерального закона от 07.08.2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются руководителем организации. Согласно п.5 ст.4 Федерального закона от 03.06.2009 №103-Ф3 «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», оператор по приему платежей вправе осуществлять прием платежей после его постановки на учет уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и согласования правил внутреннего контроля в указанном порядке. Однако, данные требования законодательства МУ «<данные изъяты> Высокогорского района РТ» не были соблюдены, Правила внутреннего контроля МУ «<данные изъяты> Высокогорского района РТ» в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в предусмотренном законом порядке не согласованы с уполномоченным органом - Федеральной службой по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг). Таким образом, на основании изложенного МУ <данные изъяты> Высокогорского района РТ» правом на осуществление приема платежей физических лиц не обладает, так как правила внутреннего контроля в установленном порядке не согласованы уполномоченным органом - Федеральной службой по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг). На основании п.5 ст.4 Федерального закона от 03.06.2009 №103-Ф3 «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. На основании п.2 постановления Правительства РФ от 8.01.2003 №6 "О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом" Правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций - в Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения. Кроме того, МУ «<данные изъяты> Высокогорского района РТ» при проведении операции с денежными средствами идентификация клиента в порядке ст.7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» не проводится. Согласно п.п.1 п.1 ст.7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи, и установить следующие сведения: в отношении физических лиц - фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии); в отношении юридических лиц - наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения. На основании п.6 ст.4 Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» оператор по приему платежей в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, в установленных случаях должен проводить идентификацию физического лица, осуществляющего платеж. Ненадлежащее выполнение возложенных законом обязанностей должностными лицами МУ «<данные изъяты> Высокогорского района РТ» нарушает конституционные права и интересы граждан, общества и государства на защиту от терроризма и иных преступлений, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, так как в результате ненадлежащего исполнения возложенных законом обязанностей должностными лицами МУ «<данные изъяты> Высокогорского района РТ» могут быть совершены операции с денежными средствами лицами в целях совершения терроризма, а также финансирования иных общественно опасных деяний. В соответствии со ст.24 Гражданского процессуального кодекса РФ, гражданские дела о приостановлении деятельности подсудны районным судам. Согласно части 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право, обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и государства. С учетом изложенного, прокурор просит суд: Приостановить деятельность Муниципального Учреждения «<данные изъяты> Высокогорского муниципального района РТ» до согласования с уполномоченным органом Правил внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в предусмотренном законом порядке. В судебном заседании представитель прокуратуры Шаймарданов Р.Н. иск поддержал. В судебном заседании представитель ответчика МУ «<данные изъяты> Высокогорского муниципального района РТ Шарипова И.Ф., иск признала. Согласно ст. 198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком, в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом. Суд признание ответчиком иска принимает, это прав и интересов участников дела, других лиц не нарушает, требованиям законодательства не противоречит, иск прокурора основан на требованиях Федеральных законов и на материалах дела. Таким образом, имеются все основания для вынесения судом решения об удовлетворении иска прокурора. Прокурором подано заявление на бездействие ответчика, поэтому госпошлину следует взыскать в размере 200 рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд РЕШИЛ: Иск прокурора Высокогорского района РТ в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Муниципальному учреждению «<данные изъяты> Высокогорского муниципального района РТ», удовлетворить. Приостановить деятельность Муниципального Учреждения «<данные изъяты> Высокогорского муниципального района РТ» до согласования с уполномоченным органом Правил внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в предусмотренном законом порядке. С Муниципального учреждения «<данные изъяты> Высокогорского муниципального района РТ» взыскать госпошлину в размере двести рублей в доход государства. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Верховный суд Республики Татарстан через данный районный суд. Судья: Рассохин А.И.