Дело Номер обезличен
Решение
именем Российской Федерации
Вышневолоцкий городской суд Тверской области в составе
председательствующего судьи Кяппиева Д.Л.,
при секретаре Крылове А.М.,
с участием старшего помощника Вышневолоцкого межрайонного прокурора Лебедевой Е.А., старшего помощника Вышневолоцкого межрайонного прокурора Сизовой Н.Ю.,
представителей заинтересованного лица ФИО, ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вышнем Волочке Тверской области Дата обезличена гражданское дело по заявлению
Вышневолоцкого межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц (в порядке ст.45 ГПК РФ) о признании незаконным бездействия администрации ... по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора в районе посёлка ... и об обязании устранить несанкционированную свалку в районе посёлка ...,
установил:
Вышневолоцкий межрайонный прокурор в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц (в порядке ст.45 ГПК РФ) обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации ... по сбору и вывозу твердых бытовых отходов и мусора в районе поселка ... и возложении на администрацию ... обязанности устранить несанкционированную свалку в районе поселка ... на обочинах с правой и левой стороны на въезде.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенной Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой проверка полноты принятия органами местного самоуправления мер по ликвидации несанкционированных свалок установлено, что в районе посёлка ... на обочинах с правой и левой стороны на въезде находится несанкционированная свалка твердых бытовых отходов и мусора. Администрация ... своевременно не организовала вывоз бытовых отходов и мусора, что привело к возникновению на данной территории стихийной свалки. Образование стихийной свалки привело к загрязнению окружающей среды, созданию антисанитарных условий, способствующих в дальнейшем распространению различных заболеваний и нарушению прав граждан (неопределённого круга лиц) на благоприятную окружающую среду.
В последующем прокурор уточнил свои требования и просил признать незаконным бездействие администрации ... по организации сбора и вывоза твёрдых бытовых отходов и мусора в районе посёлка ..., а именно в 800 метрах от жилого дома № ... по направлению к посёлку ... с правой и левой сторон просёлочной дороги, ведущей к водохранилищу, в 600 метрах от жилого дома № ... по направлению к посёлку ... с правой и левой сторон просёлочной дороги, ведущей к водохранилищу, а также в 200 метрах напротив жилого дома № ... и обязать устранить администрацию ... данную несанкционированную свалку.
В судебном заседании старший помощник Вышневолоцкого межрайонного прокурора Лебедева Елена Анатольевна и помощник Вышневолоцкого межрайонного прокурора Сизова Надежда Юрьевна уточнённое заявление поддержали, пояснив, что заключение муниципального контракта с ООО «...» на вывоз мусора не снимает с администрации ... как органа местного управления обязанности по организации сбора и вывоза твёрдых бытовых отходов и мусора, возложенных на неё Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставом ....
Представители заинтересованного лица, администрации ..., ФИО и ФИО1, в судебном заседании заявленные требования не признали, пояснив, что со стороны администрации ... отсутствует бездействие в части организации сбора и вывоза твёрдых бытовых отходов и мусора, поскольку заключён муниципальный контракт с ООО «...», в настоящее время проводится работа по уборке мусора в посёлке ..., завершение которой планируется в течение нескольких дней, заявителем не приведено подтверждение загрязнения окружающей среды в результате возникновения стихийной свалки.
Заслушав объяснение представителей заявителя, представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению.
Из рапорта помощника УУМ ОВД по Вышневолоцкому району от 13 мая 2010 года усматривается, что в районе поселка ... на обочине с правой и левой стороны на въезде около 100 метров от жилых домов выявлен несанкционированный сброс мусора.
Согласно ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В судебном заседании установлено, что по заданию прокуратуры Тверской области Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой была проведена проверка, в ходе которой установлено наличие несанкционированной свалки твердых бытовых отходов и мусора на обочинах с правой и левой стороны на въезде в поселок ..., а именно в 800 м. от жилого дома № ... по направлению к посёлку ... с правой и левой сторон просёлочной дороги, ведущей к водохранилищу, в 600 м. от жилого дома № ... по направлению к посёлку ... с правой и левой сторон просёлочной дороги, ведущей к водохранилищу, а также в 200 метрах напротив жилого дома № ....
Согласно ст.2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии с п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится, в том числе и организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в качестве вопросов местного значения муниципального района указано на организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В п. 24 ч. 1 ст. 16 данного Закона в качестве вопросов местного значения городского округа указано на организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно ст.7 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии с п.24 ст.10 Устава муниципального образования «...», к вопросам местного значения ... относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В силу подп.25 п.2 ст.41 Устава ..., в пределах своих полномочий администрация ... организует сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов.
В нарушение указанных норм, администрация ... не организовала своевременный вывоз бытовых отходов и мусора, что привело к возникновению в указанном в заявлении месте посёлка ... стихийной свалки.
Согласно п.9.2 Постановления Администрации Тверской области от 26 ноября 2008 года № 430-па «О Правилах в сфере коммунального хозяйства,
надлежащего содержания объектов и производства работ на территории Тверской области», организации жилищно-коммунального хозяйства на территории жилой застройки обязаны оборудовать контейнерные площадки и установить контейнеры и бункеры накопители для сбора твердых бытовых и крупногабаритных отходов.
В соответствии с ч.1 ст.11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно ст.42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В обосновании своей позиции заинтересованное лицо указывает на заключение муниципального контракта № ... от Дата обезличена, заключённого между администрацией ... и ООО «...», согласно которому ООО «...» как подрядчик принимает на себя обязательства по содержанию территории города Вышний Волочёк, согласно техническому заданию (Приложение № 1).
Однако суд полагает, что заключение данного контракта не снимает с администрации ... как органа местного самоуправления предусмотренные законом и Уставом ... полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Факт нахождения несанкционированной свалки твёрдых бытовых отходов мусора в районе посёлка ... подтверждается материалами дела, в том числе фотографиями, и не оспаривается заинтересованным лицом.
Суд не может согласиться с администрацией ... относительно утверждения об отсутствие загрязнения окружающей среды в результате появления стихийной свалки в посёлке ....
В силу п.2 ст.16 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в частности, размещение отходов производства и потребления.
Таким образом, судом установлено, что образование стихийной свалки твёрдых бытовых отходов и мусора в районе посёлка ... ведёт к негативному воздействию на окружающую среду.
В этой связи суд считает необходимым признать незаконным бездействие администрации ... по организации сбора и вывоза твёрдых бытовых отходов и мусора в указанном в заявлении месте посёлка ....
Согласно ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
При решении вопроса о возложении на администрацию ... обязанности по совершению определённых действий, суд учитывает, что администрация ... как орган местного самоуправления в пределах своих полномочий производит именно организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В этой связи суд считает необходимым обязать администрацию ... организовать устранение несанкционированной свалки твёрдых бытовых отходов и мусора в указанном в заявлении месте посёлка ....
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Признать незаконным бездействие администрации ... по организации сбора и вывоза твёрдых бытовых отходов и мусора в районе посёлка ..., а именно в 800 метрах от жилого дома № ... по направлению к посёлку ... с правой и левой сторон просёлочной дороги, ведущей к водохранилищу, в 600 метрах от жилого дома № ... по направлению к посёлку ... с правой и левой сторон просёлочной дороги, ведущей к водохранилищу, а также в 200 метрах напротив жилого дома № ....
Обязать администрацию ... организовать устранение несанкционированной свалки твёрдых бытовых отходов и мусора в районе посёлка ..., а именно в 800 метрах от жилого дома № ... по направлению к посёлку ... с правой и левой сторон просёлочной дороги, ведущей к водохранилищу, в 600 метрах от жилого дома № ... по направлению к посёлку ... с правой и левой сторон просёлочной дороги, ведущей к водохранилищу, а также в 200 метрах напротив жилого дома № ....
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Вышневолоцкий городской суд Тверской области в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Д.Л.Кяппиев