Решение по делу о возложении обязанности по прекращению сброса сточных вод



Дело Номер обезличен

Решение

именем Российской Федерации

Вышневолоцкий городской суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Кяппиева Д.Л.,

при секретаре Гороховой А.А.,

с участием представителя заявителя старшего помощника Тверского межрайонного природоохранного прокурора Велима П.С.,

представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вышнем Волочке Тверской области Дата обезличена гражданское дело по иску

Тверского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «...» о возложении обязанности по прекращению сброса сточных вод в реку ... в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование и утвержденного в установленном законом порядке проекта нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ,

установил:

Тверской межрайонный природоохранный прокурор в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «...», в котором просит обязать ответчика прекратить сброс сточных вод в реку ... в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование и утвержденного в установленном законом порядке проекта нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что в ходе проведения Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки соблюдения требований законов об охране природы установлено, что ООО «...» осуществляет деятельность по водоотведению и с этой целью эксплуатирует очистные сооружения, расположенные по адресу: ..., с которых производит сброс сточных вод в реку ... в отсутствие права пользования водным объектом, а именно без решения о предоставление в пользование водного объекта, и утвержденных нормативов (лимитов) допустимых сбросов вредных веществ и микроорганизмов. При сбросе в акваторию реки ... сточных вод в отсутствие права пользования водным объектом и в отсутствие утвержденного норматива допустимых сбросов нарушают права собственника, то есть РФ, а также права граждан неопределенного круга лиц, гарантированных Конституцией РФ.

В судебном заседании старший помощник Тверского межрайонного природоохранного прокурора Велим П.С. иск поддержал в полном объёме по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании исковые требования признала, пояснив, что в настоящее время ООО «...» готовит разрешительную документацию на сброс сточных вод в реку ....

Заслушав объяснение представителя заявителя, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению.

Согласно Уставу, утвержденного общим собранием учредителей от ... года, ООО ... осуществляет деятельность по водоотведению.

Судом установлено, что Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законов об охране природы ООО «...» при осуществлении сброса сточных вод в реку ... в Вышневолоцком районе Тверской области.

С целью водоотведения, ООО «...» эксплуатирует очистные сооружения, расположенные по адресу: ... с которых производит сброс сточных вод в реку ....

В соответствии со ст. 9, ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ, физические и юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами для сброса сточных и (или) дренажных вод на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование.

Согласно ч. 4 ст. 11, ч. 2 ст. 21 ВК РФ, предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти или органов местного самоуправления.

В силу ст. 22 ВК РФ, решение о предоставлении водного объекта в пользование должно содержать сведения о водопользователе; цель, виды и условия использования водного объекта или его части; сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование; срок водопользования.

Согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельностью для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов (ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Статьей 14 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», определены методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды, к числу которых отнесено установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007г. № 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей», нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору на основании предложений водопользователей, подготовленных в соответствии с нормативами допустимого воздействия на водные объекты.

В соответствии со ст.3 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

В судебном заседании материалами дела и объяснениями представителя ответчика подтверждено, что ООО «...» с эксплуатируемых очистных расположенных по адресу: ... с 2009г. по настоящее время осуществляет сброс сточных вод в реку ..., в отсутствие права пользования водным объектом, а именно без решения о предоставлении в пользование водного объекта, и утвержденных нормативов (лимитов) допустимых сбросов вредных веществ и микроорганизмов.

Данные факты подтверждаются объяснением Начальника участка «...» ООО «...» от Дата обезличена, объяснением генерального директора ООО «...» от Дата обезличена, постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении от Дата обезличена.

Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других, опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается (ч. 6 ст. 56 ВК РФ).

Одной из мер воздействия за нарушение природоохранных требований, предусмотренных ст.56 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», является ограничение, приостановление или прекращение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации деятельности.

Согласно ст.80 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом.

Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты (ч. 4 ст. 35 ВК РФ).

Использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды (ч. 1 ст. 44 ВК РФ).

Река ..., в соответствии со ст. 8 ВК РФ, находится в собственности Российской Федерации.

На основании ст. 304 ГПК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Таким образом, при сбросе в акваторию реки ... сточных вод в отсутствие права пользования водным объектом, а именно без решения о предоставлении водного объекта в пользование, а также осуществление сброса в водный объект загрязняющих веществ в отсутствие утвержденного норматива допустимых сбросов нарушают права собственника, а именно Российской Федерации.

Кроме того, сброс загрязняющих веществ в отсутствие утвержденного норматива допустимых сбросов может привести к загрязнению и истощению водного объекта.

В силу ст.42 Конституции Российской Федерации, каждому гарантированно право на благоприятную окружающую среду.

Данное право обеспечивается исполнением Федеральных законов, регулирующих правоотношения в области охраны окружающей среды.

Согласно ст.17 Конституции РФ, признаются и гарантируются права и свободы человека.

Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Статьей 18 Конституции РФ установлено, что права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием.

В соответствии с п.1 ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Как указано в ст.2 ГК РФ, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством.

Согласно ст.1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Таким образом, при сбросе в акваторию реки ... сточных вод в отсутствие утвержденного норматива допустимых сбросов нарушает права граждан неопределенного круга лиц гарантированных Конституцией РФ.

Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и интересов неопределенного круга лиц.

Суд считает требования Тверского межрайонного природоохранного прокурора подлежащими удовлетворению.

Также суд считает необходимым взыскать с ответчика государственную пошлину в размере 4000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Возложить на общество с ограниченной ответственностью «...», ОГРН ... обязанность прекратить сброс сточных вод в реку ... в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование и утвержденного в установленном законом порядке проекта нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «...», ОГРН ... государственную пошлину в размере 4000 (Четыре тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Вышневолоцкий городской суд Тверской области в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Д.Л.Кяппиев