Дело № 2 - 1013/10
Решение
именем Российской Федерации
Вышневолоцкий городской суд Тверской области в составе
председательствующего судьи Кяппиева Д.Л.,
при секретаре Крылове А.М.,
с участием помощника Вышневолоцкого межрайонного прокурора Сизовой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вышнем Волочке Тверской области Дата обезличена 2010 года гражданское дело по исковому заявлению
Вышневолоцкого межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц (в порядке ст.45 ГПК РФ) к администрации Лужниковского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области об обязании обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о постановке на учет в качестве бесхозяйственной вещи артезианских скважин,
установил:
Вышневолоцкий межрайонный прокурор в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц (в порядке ст.45 ГПК РФ) обратился в суд с иском к администрации Лужниковского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области, в котором просит обязать ответчика обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи артезианских скважин в посёлке ... и деревне ... Лужниковского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенной Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой проверки исполнения действующего законодательства при обеспечении населения питьевой воды, забираемой из артезианской скважины в посёлке ... (обеспечивающей водой 370 человек) и в деревне ... (обеспечивающей водой в летний период 25 человек) Лужниковского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области установлено, что данные скважины являются бесхозяйными. Производственный контроль указанных скважин не осуществляется. Также в ходе проверки установлено, что артезианская скважина в пос. ... является бесхозяйной, по данной причине обслуживание указанной артезианской скважины производится ненадлежащим образом, в связи с этим произошло размораживание водопроводной системы и порча оборудования. До настоящего времени со стороны органа местного самоуправления администрации Лужниковского сельского поселения Вышневолоцкого района мер по принятию объектов в муниципальную собственность не предпринято.
В судебном заседании помощник Вышневолоцкого межрайонного прокурора Сизова Н.Ю. исковое заявление поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик в судебное заседание своего представителя не направил, представил в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие ответчика, возражений относительно иска не представлено.
Третье лицо, территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области в городе Вышнем Волочке, Вышневолоцком, Бологовском, Спировском, Удомельском, Фировском районах, в судебное заседание своего представителя не направило, возражений относительно иска не представило.
Заслушав объяснение заявителя, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению.
Согласно информации из администрации Лужниковского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области от ... года, артезианские скважины в поселке ... и деревне ... Лужниковского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области являются бесхозяйными.
В судебном заседании установлено, что по заданию Тверской области была проведена проверка Вышневолоцкой межрайонной прокуратуры, в ходе которой было установлено, что артезианские скважины в поселке ... и деревне ... Лужниковского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области являются бесхозяйными.
Согласно ч.ч.1, 3 ст.225 Гражданского кодекса РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Статус указанных артезианских скважин в посёлке ... и деревне ... Лужниковского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области как бесхозяйных, являющихся объектами, создающими потенциальную опасность для водоносного горизонта и населения Лужниковского сельского поселения, требует принятия мер по передаче их в муниципальную собственность для обеспечения безопасности с целью предотвращения угрозы попадания в подземные воды возбудителей опасных инфекционных заболеваний, следствием которых может быть причинение вреда здоровью людей, окружающей среды.
Согласно п.1 и п.5 ч.2 ст.50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения; имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения (Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
В соответствии с п. 8ч. 1статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В соответствии с п. 7ч. 1статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, что предполагает осуществление организационно-технических мероприятий по защите населения от эпидемий, эпизоотии, которые относятся к биолого-социальным чрезвычайным ситуациям.
Содержание артезианских скважин имеет целью предупреждение заразных и массовых незаразных болезней животных, защиту населения от болезней, то есть предупреждение последствий таких явлений, как эпидемии, которые относятся к биолого-социальным чрезвычайным ситуациям.
Согласно п.1 ст.18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта (п.3 ст.18 указанного Закона).
В соответствии с п.4 и п.5 ст.18 указанного Закона, для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.
Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В соответствии с п.п. 1.4-1.6 СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (п.1.13 СанПин 2.1.4.1110-02).
В нарушение указанных нормативных требований, проект ЗСО не разрабатывался.
В целях обеспечения безопасности человека и среды его обитания ст.32 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает проведение производственного контроля, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг по водоснабжению.
Согласно п.2.4 СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывает рабочую программу производственного контроля качества воды. Рабочая программа согласовывается с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе или районе и утверждается на соответствующей территории в установленном порядке.
Учитывая, что артезианские скважины являются бесхозяйными, производственный контроль не осуществляется, лабораторные исследования воды не проводятся.
В материалах дела имеется жалоба ФИО от Дата обезличена, согласно которого в посёлке ... Вышневолоцкого район отсутствует холодное водоснабжение с декабря 2009 года по май 2010 года.
В судебном заседании установлено, что артезианская скважина в посёлке ... является бесхозяйной, по данной причине ее обслуживание производится ненадлежащим образом, в связи, с чем произошло размораживание водопроводной системы и порча оборудования. Ремонтные работы были проведены только в мае 2010 года, однако водоснабжение было возобновлено частично.
Таким образом, население Лужниковского сельского поселения Вышневолоцкого района не обеспечивается водой, контроль за качеством подаваемой населению питьевой воды не производилось.
Указанные нарушения создают возможность возникновения чрезвычайных ситуаций биологического характера на территории Лужниковского сельского поселения Вышневолоцкого района, ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки на территории поселения, кроме того ненадлежащее обслуживание артезианских скважин, может привести к загрязнению водоисточника, а в случае использования данного источника водоснабжения населением, создается угроза возникновения и распространения инфекционных заболеваний, передающихся водным путем, массовых инфекционных заболеваний людей.
Ответчиком не предпринимаются действия, направленные решение вопроса о постановке на учёт бесхозяйной артезианской скважины в посёлке ... и деревне ... Лужниковского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области, чем не обеспечивается безопасность граждан, охрана их жизни и здоровья, права последних на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В этой связи суд считает необходимым обязать администрацию Лужниковского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о постановке на учёт в качестве бесхозяйной вещи артезианских скважин, расположенных в посёлке ... и деревне ... Лужниковского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать администрацию Лужниковского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи артезианских скважин, расположенных в посёлке ... и деревне ... Лужниковского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Вышневолоцкий городской суд Тверской области в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Д.Л.Кяппиев