Об обязании произвести обследование лесонасаждений и санитарную рубку



Дело № 2 - 773/10

Решение

Именем Российской Федерации

«10» июня 2010 года г. Вышний Волочек

Вышневолоцкий городской суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Лобановой С.С.,

при секретаре Веселковой М.А.,

с участием старшего помощника Вышневолоцкого межрайонного прокурора Лебедевой Е.А.,

представителя третьего лица Вышневолоцкого отдела лесного хозяйства Фировского лесничества Тверской области Молодцовой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вышневолоцкого межрайонного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Лужниковского сельского поселения Вышневолоцкого района об обязании произвести обследование лесонасаждений и санитарную рубку на землях запаса «...» Вышневолоцкого района Тверской области,

установил:

Вышневолоцкий межрайонный прокурор обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Лужниковского сельского поселения Вышневолоцкого района об обязании произвести обследование лесонасаждений и санитарную рубку на землях запаса «...» Вышневолоцкого района Тверской области.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой по обращению начальника Фировского лесничества Тверской области проведена проверка соблюдения Администрацией Лужниковского сельского поселения Вышневолоцкого района законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Проведенной проверкой установлено, что постановлением Главы администрации Вышневолоцкого района «Об утверждении отчета о наличии и распределении земельного фонда района за 2003 год» от 20.01.2004 г. № 24 земельный участок, вблизи деревни ..., расположенной на территории Лужниковского сельского поселения отнесен к землям запаса Вышневолоцкого района «...», общей площадью 345 га. На указанном земельном участке, не относящемся к землям лесного фонда, но непосредственно к ним примыкающем, имеются лесные насаждения, которые негативно влияют на расположенный вокруг него лесной фонд, находящийся в государственной собственности в лице Фировского лесничества Тверской области. На данном участке происходит усыхание деревьев, заселение их стволовыми вредителями, распространение болезней леса. Ввиду отсутствия каких-либо противопожарных мероприятий данный участок леса представляет угрозу возникновения пожаров, которые могут перейти на смежные участки лесного фонда.

Бездействие администрации Лужниковского сельского поселения Вышневолоцкого района создает реальную угрозу возникновения и распространения лесных пожаров, и как следствие, угрозу уничтожения леса.

На основании изложенного, Вышневолоцкий межрайонный прокурор просит суд обязать администрацию Лужниковского сельского поселения Вышневолоцкого района произвести обследование лесонасаждений и санитарную рубку на землях запаса «...» Вышневолоцкого района Тверской области в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель Вышневолоцкой межрайонной прокуратуры Лебедева Е.А. исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, против заявленных требований не возражают, за исключением сроков: просят суд установить разумный срок исполнения решения суда - 24 месяца.

Представитель третьего лица Молодцова Н.И. в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась.

Заслушав объяснения представителей сторон, суд считает, что исковые требования следует удовлетворить.

Анализируя представленные доказательства, судом установлено, что лесные насаждения на землях запаса Вышневолоцкого района негативно влияют на расположенные вокруг квартала лесного фонда Вышневолоцкого отдела лесного хозяйства Фировского лесничества Тверской области, на данных участках происходит усыхание деревьев, заселение их стволовыми вредителями, распространение болезней леса. Неоднократно на землях запаса происходило возникновение лесных пожаров, переходящих на земли лесного фонда (сообщение Департамента управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области). Согласно сообщению начальника Фировского лесничества Тверской области от 01 марта 2010 года по итогам лесоустроительных работ, проведенных Тверской лесоустроительной экспедицией, на землях запаса выявлено 128,6 га лесных насаждений, требующих проведения сплошных санитарных рубок; 75,1 га еловых насаждений были заражены корневой губкой; за 2007-2009 гг. по Шлинскому лесничеству было зарегистрировано пять случае лесных пожаров, в связи с этим задержка в проведении санитарно-оздоровительных мероприятий в лесных насаждениях на землях запаса приведет к заражению этих насаждений вторичными вредителями (стволовыми) и ухудшит санитарное состояние соседних насаждений.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Статьей 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Поскольку в судебном заседании установлено, что, в результате бездействия администрации Лужниковского сельского поселения Вышневолоцкого района нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций отнесено к вопросам сельского поселения а, лесные насаждения на землях запаса Вышневолоцкого района «...», расположенные на территории Лужниковского сельского поселения, негативно влияют на расположенный вокруг него лесной фонд, находящийся в государственной собственности в лице Фировского лесничества Тверской области, а также учитывая то, что задержка в проведении санитарно-оздоровительных мероприятий в лесных насаждениях на землях запаса может привести к заражению этих насаждений вторичными вредителями и ухудшит санитарное состояние соседних насаждений, суд удовлетворяет исковые требования в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Вышневолоцкого межрайонного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Лужниковского сельского поселения Вышневолоцкого района удовлетворить.

Обязать Администрацию Лужниковского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области произвести обследование лесонасаждений и санитарную рубку на землях запаса «...» Вышневолоцкого района Тверской области в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Тверской областной суд через Вышневолоцкий городской суд Тверской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий С.С. Лобанова