Дело № 2 - 34/10
Решение
именем Российской Федерации
Вышневолоцкий городской суд Тверской области в составе председательствующего судьи Кяппиева Д.Л., при секретаре Думкиной Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вышнем Волочке Тверской области 28 января 2010 года гражданское дело по искуЗимина А.К. к администрации Вышневолоцкого района Тверской области о признании незаконными действия и бездействия, понуждении совершить определенные действия и компенсации морального вреда,установил:Зимин А.К. обратился в суд с иском к администрации Вышневолоцкого района Тверской области, в котором просит признать незаконными действия по передаче объёмов газа с АГРС «...» к заводу «...», незаконным бездействие по газификации ... сельских поселений; просит понудить ответчика выступить с инициативой о внесении в бюджет Вышневолоцкого района статьи расходов на софинансирование строительства внутрипоселковых газовых сетей межпоселкового газопровода «АГРС ... через ... по направлению деревня ... - деревня ... - село ...» в границах Вышневолоцкого района с объёмом финансирования на 2010 год, необходимого для проведения проектно-изыскательных работ; понудить ответчика разработать и утвердить план мероприятий с указанием исполнителей и сроков исполнения документов, согласно письму администрации Тверской области от Дата обезличена2009 года Номер обезличен, для направления их на конкурсную комиссию на софинансирование из областного бюджета строительства газопровода «АГРС ... через ... по направлению деревня ... - деревня ... - село ...»; компенсировать моральный вред в сумме 300000 рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что бездействие выражено в том, что не предпринимаются меры по газификации ... сельских поселений. Организация газоснабжения поселений в границах муниципального района относится к вопросам муниципального района. Начало оформления документов по строительству газопроводов не зависит от ОАО «...», а первоначальную инициативу должна проявить администрация муниципального образования.
В 1992 году начато строительство газопровода от АГРС «...» с окончанием строительства в 1995 году. Газопровод от АГРС «...» успели построить только (14 км.) до села ..., не достроив до центральной усадьбы колхоза (д. ...) 12 км. Несколько километров построенного газопровода за село ... в сторону д. ..., ... и села ... в последствии были демонтированы.
Газификация ... сельского поселения возможна при условии реконструкции АГРС «...». В настоящее время объёмы газа с АГРС «...», предназначавшиеся ранее для газификации сельской территории, переданы вновь строящемуся частному предприятию ЗАО «...».
В предложения на 2008 год по подготовке плана-графика синхронизации работ по программе газификации Тверской области на 2006-2010 годы, направленный администрацией Тверской области в ООО «...» ОАО «...», включен межпоселковый газопровод «АГРС п.... - с....», намечаемый к строительству в Вышневолоцком районе, в зону которого входит д. ..., д.....
После начала строительства газопровода работа районной администрации сводится только к своевременному софинансированию внутрипоселковых уличных сетей, организацией газоснабжения внутри поселений и решение всех текущих вопросов при прокладке газовых труб уличных сетей внутри населённых пунктов, а также подключения к ним запланированных потребителей должна заниматься администрация сельских поселений.
В результате бездействия администрации Вышневолоцкого района, не была подготовлена и направлена в департамент строительного комплекса Тверской области документация для участия в конкурсе на финансирование строительства газовых сетей. Такое бездействие Администрации Вышневолоцкого района привело к срыву начала проектно-изыскательных работ в 2009 году и начала строительства газопровода в 2010 году.
Администрация Вышневолоцкого района свои бездействием причиняет истцу моральный вред, который складывается из того, что он на протяжении многих лет испытывает нравственные и физические страдания, пытаясь урегулировать данную проблему, постоянно находится в нервном напряжении от собственного бессилия, которое сопровождается ухудшением его здоровья
В судебном заседании истец, Зимин А.К., поддержал заявленные исковые требования в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении, пояснив, что бездействие администрации Вьшшеволоцкого района Тверской области выражено в том, что она не принимает меры по газификации ... сельских поселений, моральный вред также причинен тем, что, начав строительство своего жилого дома, он рассчитывал на газификацию поселка.
Представитель ответчика, администрации Вышневолоцкого района Тверской области, и третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, относительно предмета спора, Собрания совета депутатов Вышневолоцкого района Тверской области, Голубева Е.В., в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях ответчика, в которых указано, что истец не определяет, между какими муниципальными образованиями должно осуществляться софинансирование расходов на строительства внутрипоселковых газовых сетей межпоселкового газопровода «АГРС ... через ... по направлению д. ... -д. ... - с. ...»; в настоящее время отсутствуют технические условия, документация, не определен земельный участок, по которому будет проходить межпоселковый газопровод, отсутствует санитарно-эпидемиологические заключения. Администрация Вышневолоцкого района не может выступать с инициативой о внесении в бюджет Вышневолоцкого района статьи расходов на софинансирование строительства внутрипоселковых газовых сетей поскольку бюджет утвержден; суд не вправе обязать орган местного самоуправления принять или дополнить какой-либо акт. истцом не указывается, какой именно вред администрация Вышневолоцкого района должна была предотвратить, в чем именно, выразилось бездействие администрации Вышневолоцкого района, и когда было совершено бездействие, повлекшее причинение морального вреда.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, администрации Княщинского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области, Голубев И.В., в судебном заседании возражал против удовлетворения иска.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования, относительно предмета спора, администрация Есеновичского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области, представило в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Заслушав объяснения сторон, представителей третьих лиц, исследовав материалы дела, суд находит, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
Суд учитывает позицию истца, который в суде пояснил, что в иске под газификацией понимал газоснабжение.
В ст.1 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ
«О газоснабжении в Российской Федерации» даются определения.
Так под газоснабжением понимается одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа; под газификацией - деятельность по реализации научно-технических и проектных решений, осуществлению строительно-монтажных работ и организационных мер, направленных на перевод объектов жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных объектов на использование газа в качестве топливного и энергетического ресурса.
В абзацах 2 и 3 ст.7 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» закреплено, что организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления поселений и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Организация газоснабжения поселений в границах муниципального района является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
В ст.8 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ
«О газоснабжении в Российской Федерации», закреплены полномочия федеральных органов государственной власти в области газоснабжения
Правительство Российской Федерации в области газоснабжения осуществляет свои полномочия в соответствии с Федеральным законом "О Правительстве Российской Федерации", в том числе утверждает правила поставок газа, правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению, федеральную программу газификации в Российской Федерации, правила охраны магистральных трубопроводов, газораспределительных сетей и других объектов систем газоснабжения, порядок доступа независимых организаций к газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок использования газа в качестве топлива, перечень потребителей, в том числе организаций, которые имеют преимущественное право пользования газом в качестве топлива и поставки газа которым не подлежат ограничению или прекращению.
В соответствии с п.б ч.3 Правил охраны газораспределительных сетей (утв. постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2000 г. N 878), под межпоселковым газопроводом понимается распределительный газопровод, проложенный между поселениями.
На сегодняшний день межпоселкового газопровода «АГРС ... через ... по направлению д. ... -д. ... - с. ...» не существует, отсутствует технические условия, какая-либо техническая документация на указанный объект, не определен земельный участок, по которому будет проходить межпоселковый газопровод, отсутствуют какие либо санитарно-эпидемиологические заключения, не определена точка подключения газопровода и т.п.
Из письма ЗАО «...» от Дата обезличена 2007 года видно, что проектно-сметная документация на газификацию жилого фонда колхоза «...» была изготовлена в 1992 году.
Из сообщения видно, что газификация ... с/п возможна при условии реконструкции АГРС «...».
Из письма видно, что строительство межпоселковых газовых сетей до ... запланировано от ГРС п.....
Из письма видно, что в предложения по подготовке плана-графика синхронизации работ по программе газификации на 2008 года включен межпоселковый газопровод ГРС п.... - с...., намечаемый к строительству в Вышневолоцком районе, в зону которого входят с...., д.... и д.....
Из обращений видно, что Зимин А.К. неоднократно обращался к главе Вышневолоцкого района Тверской области по вопросу предоставления документов, необходимых для предоставления на конкурс финансирования из бюджета Тверской области строительства газопровода «АГРС п.... - с....».
Согласно письму от Дата обезличена 2008 года, администрация Вышневолоцкого района средства для строительства межпоселковых газопроводов не выделяет, данные газопроводы строятся за счет средств ООО «...».
Дата обезличена2007 года администрация Вышневолоцкого района Тверской области направляла начальнику департамента ЖК и ГХ Тверской области перечень газораспределительных систем, предлагаемых для финансирования ООО «...» в составе Программы газификации регионов Российской Федерации на 2008 и 2009 годы; Дата обезличена2007 года направлена информация для подготовки плана-графика синхронизации на 2008 год по Вышневолоцкому району, Дата обезличена2007 года направлена заявка на газификацию сельских населенных пунктов в 2008-2010 годах, что подтверждается соответствующими сопроводительными с приложениями.
Данные обстоятельства опровергают позицию истца относительно бездействия администрации Вышневолоцкого района Тверской области по вопросу газификации сельских поселений.
Таким образом, установлено, что со стороны ответчика отсутствует бездействие по вопросу газификации ... и ... сельских поселений.
В этой связи суд считает необходимым отказать истцу в удовлетворении требования о признании незаконным бездействия ответчика в части газификации ... и ... сельских поселений Вышневолоцкого района Тверской области.
Также судом не установлен факт нарушения закона со стороны администрации Вышневолоцкого района Тверской области в части передачи объёмов газа с АГРС «...» заводу «...», поскольку у администрации Вышневолоцкого района Тверской области отсутствуют соответствующие полномочия.
Суд полагает, что передача объёмов газа с АГРС «...» заводу «...» не нарушает права и свободы истца.
В силу ст.254 ГПК РФ, граждане справе оспорить действие органа местного самоуправления, если считает, что нарушены их права и свободы.
В этой связи суд полагает необходимым отказать истцу в удовлетворении требования о признании незаконным действия ответчика по передачи объемов газа с АГРС «...» заводу «...».
Утверждение, исполнение бюджета Вышневолоцкого района и контроль за его исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно и в порядке, установленном Бюджетным кодексом и положением об экономическом планировании и бюджетном процессе в Вышневолоцком районе, утверждаемым решением Собрания депутатов Вышневолоцкого района (ст. 53 Устава Вышневолоцкого района).
В соответствии с решением Собрания депутатов Вышневолоцкого района от 23 декабря 2009г. № 112 «О бюджете муниципального образования «Вышневолоцкий район» Тверской области на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» бюджет муниципального образования «Вышневолоцкий район» Тверской области на 2010 год уже утвержден.
Согласно статья 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) законом (решением) о бюджете.
В соответствии с ч.2 ст. 83 Бюджетного кодекса РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Исходя из изложенного, администрации Вышневолоцкого района не может выступать с инициативой о внесении в бюджет Вышневолоцкого района новой статьи расходов на 2010 год.
В этой связи суд считает необходимым отказать истцу в удовлетворении требования о понуждении ответчика выступить с инициативой о внесении в бюджет Вышневолоцкого района статьи расходов на софинансирование строительства внутрипоселковых газовых сетей межпоселкового газопровода «АГРС ... через ... по направлению деревня ... - деревня ... - село ...» в границах Вышневолоцкого района с объёмом финансирования на 2010 год.
Также суд полагает, что требование о понуждении администрации Вышневолоцкого района Тверской области разработать и утвердить план мероприятий с указанием исполнителей и сроков исполнения документов, согласно письма Администрации Тверской области от Дата обезличена. Номер обезличен, для направления их на конкурсную документацию на софинансирование из областного бюджета строительства газопровода «АГРС ... через ... по направлению д. ... - д. ... - с....» не подлежит удовлетворению, поскольку разработка и утверждение администрацией Вышневолоцкого района плана мероприятий с указанием исполнителей и сроков исполнения документов, подразумевает принятие органом местного самоуправления муниципальных правовых актов.
Статьей 10 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
По смыслу приведенной правовой нормы органы указанных ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. На этом основании суд не может обязать орган исполнительной власти принять или дополнить какой-либо нормативный акт.
Согласно ст.12 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Данной нормой установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления.
В соответствии с п.2 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
Из приведенных выше норм следует, что суд не вправе обязать орган местного самоуправления принять или дополнить какой-либо нормативный правовой акт, поскольку это является исключительной компетенцией органа местного самоуправления.
В этой связи суд отказывает истцу в удовлетворении требования о понуждении ответчика разработать и утвердить план мероприятий
Что касается требования истца о компенсации морального вреда в сумме 300000 рублей, то суд полагает необходимым отказать истцу в удовлетворении данного требования.
Суд критически относится к доводам истца
Из свидетельства о государственной регистрации права Номер обезличен на жилой дом, расположенный по адресу: ... видно, что акт приемки законченного строительством жилого дома составлен Дата обезличена2004 года
Первое обращение истца поступило в администрацию Вышневолоцкого района весной 2006 года, то есть спустя 2 года как истец построил дом.
Истцом не доказано причинения ему нравственных и физических страданий со стороны ответчика.
Возмещение компенсации морального вреда при указанных Зиминым А.К. обстоятельствах, законом не предусмотрено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска Зимина А.К. к администрации Вышневолоцкого района Тверской области о признании незаконным действия администрации Вышневолоцкого района Тверской области по передаче объёмов газа с АГРС «...» к заводу «...», о признании незаконным бездействия администрации Вышневолоцкого района Тверской области по газификации ... сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области и ... сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области; о понуждении администрации Вышневолоцкого района Тверской области выступить с инициативой о внесении в бюджет Вышневолоцкого района Тверской области статьи расходов на софинансирование строительства внутрипоселковых газовых сетей межпоселкового газопровода «АГРС ... через ... по направлению деревня ... - деревня ... - село ...» в границах Вышневолоцкого района с объёмом финансирования на 2010 год, необходимого для проведения проектно-изыскательных работ; о понуждении администрации Вышневолоцкого района Тверской области разработать и утвердить план мероприятий с указанием исполнителей и сроков исполнения документов, согласно письму администрации Тверской области от Дата обезличена2009 года Номер обезличен, для направления их на конкурсную комиссию на софинансирование из областного бюджета строительства газопровода «АГРС ... через ... по направлению деревня ... - деревня ... - село ...»; о взыскании в счет компенсации морального вреда 300000 рублей, отказать.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Вышневолоцкий городской суд Тверской области в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Д.Л.Кяппиев