Об обязании принять меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций



Дело № 2 - 73/10

Решение

именем Российской Федерации

Вышневолоцкий городской суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Кяппиева Д.Л.,

при секретаре Думкиной Т.В.,

с участием представителя Тверского межрайонного природоохранного прокурора Велимова П.С.,

представителей ответчика Голубева И.В., Новожилова С.В.,

представителя третьего лица Строганова И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вышнем Волочке Тверской области 29 января 2010 года гражданское дело по иску Тверского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Княщинского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области об обязании принять меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций путем приведения сибиреязвенного скотомогильника в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами,

установил:

Тверской межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Княщинского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области, в котором просит возложить на ответчика обязанность по принятию мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций путем огораживания территории сибиреязвенного скотомогильника в районе деревни ... Княщинского сельского поселения сплошным двухметровым забором и обозначения их аншлагами в соответствии с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации, уничтожения биологических отходов.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства при утилизации биологических отходов на территории Княщинского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области. В ходе проверки установлено, что сибиреязвенный скотомогильник в районе деревни ... Княщинского сельского поселения огорожен частично проволочной изгородью, отсутствуют обозначающие аншлаги, что может привести к свободному доступу людей и животных на территорию скотомогильника и повлечь за собой возникновение опасности инфицирования внешней среды. Возложенные законом обязанности по предупреждению чрезвычайных ситуаций администрацией Княщинского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области не исполняются. В связи с выявленными нарушениями Тверским межрайонным природоохранным прокурором в адрес главы администрации Княщинского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области Дата обезличена2009 года внесено представление об устранении нарушений закона, однако до настоящего времени никаких мер по устранению нарушений законодательства не принято.

В судебном заседании старший помощник Тверского межрайонного природоохранного прокурора, Велимов П.С., иск поддержал в полном объёме по основаниям, указанным в исковом заявлении, пояснив, что ответчик нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, поскольку отсутствие ограждения и обозначения может привести к свободному доступу людей и животных на территорию скотомогильника и повлечь за собой возникновение опасности инфицирования внешней среды.

Представителя ответчика, администрация Княщинского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области, Голубев И.В. и Новожилов С.В. в судебном заседании иск не признали по основаниям, изложенным в письменных отзывах, в которых указано, что прокурором не приведено доказательств нахождения сибиреязвенного скотомогильника на территории Княщиснкого сельского поселения, отсутствуют заключения необходимых исследований, подтверждающих, что биологические отходы заражены или контаминированны возбудителями сибирской язвы или другими опасными болезнями, следовательно, отсутствует риск возникновения чрезвычайных ситуаций, заражения людей, ущерба окружающей среде; обязывая ответчика принять меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций путем огораживания территории сибиреязвенного скотомогильника органы прокуратуры вмешиваются в деятельность органов местного самоуправления; скотомогильник не является муниципальной собственностью и не находится в ведении ответчика, который не может заниматься производством, транспортировкой, заготовкой, переработкой продуктов сырья животного происхождения.

Представитель третьего лица, Управления ветеринарии Тверской области, Строгонов И.В., в судебном заседании поддержал иск прокурора, пояснив, что на территории администрации Княщинского сельского поселения сибиреязвенный скотомогильник находится с 1946 года, что подтверждается ветеринарно-санитарной карточкой, по времени контаминированные сибиреязвенные споры могут быть факторами передачи возбудителя инфекции в течение ста лет и более; ранее территория скотомогильника в деревне ... была ограждена и обозначена в соответствии с установленными требованиями.

Заслушав объяснение заявителя, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению.

Из ветеринарно-санитарной карточки на скотомогильники и биотермическую яму и выкипировки усматривается, что в деревне ... Княщинского сельского поселения расположен сибиреязвенный скотомогильник общей площадью 0,015 га, глубиной рва - 1-1,5 м., вид изгороди - деревянная, первое зарывание трупов было в 1946 году, периодически проводится проверка состояния скотомогильника и биотермической ямы, по результатам которых обнаруживаются недостатки.

Согласно копии акта от Дата обезличена 2009 года, сибиреязвенный скотомогильник расположен в деревне ..., Княщинского сельского поселения - с левой стороны, на расстоянии 500 - 600 метров от проселочной дороги ... - ..., у подножья возвышенности перед деревней ... в низине с мелкорослым кустарником на расстоянии 50 - 60 метров от пахотных земель - в настоящее время не используется, на учете с 1946 года. Расстояние от трассы ... расстояние до деревни ... около 2,5 км; занимает площадь 0,015 га, частично огражден проволочной изгородью, вывешен предупреждающий аншлаг в количестве 1 штуки с надписью «Осторожно сибирская язва». Отсутствует выкипировка карты землепользования в масштабе не менее 1:5000 (в 1 см 50 м) с привязкой к постоянному ориентиру. Отсутствует проектно - сметная документация на благоустройство сибиреязвенного скотомогильника.

Из журнала эпизоотического состояния по Вышневолоцкому району Калининской области видно, что сибиреязвенный скотомогильник в колхозе «...» деревни ... числится с 1946 года.

Согласно ч.1 ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Согласно ст.12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.

Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, ответственные за выполнение работ по проектированию и строительству объектов, их финансирование и (или) кредитование, в случае выявления нарушения санитарных правил или невозможности их выполнения обязаны приостановить либо полностью прекратить проведение указанных работ и их финансирование и (или) кредитование.

Согласно п.п. 5.6, 6.2 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации, уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ от 04.12.1995 N 13-7-2/469, территорию скотомогильника огораживают глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0,8-1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта. Через траншею перекидывают мост. Ворота скотомогильников запирают на замки, ключи от которых хранятся у специально назначенных лиц или ветеринарного специалиста хозяйства, на территории которого находится объект.

В соответствии с п. 4.1. СП 3.1.089-96. ВП 13.3.1320-96 «Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. Сибирская язва», утвержденными Госкомсанэпиднадзором РФ 31.05.1996 N 11, Минсельхозпродом РФ 18.06.1996 N 23, места утилизации животных павших от сибирской язвы должны быть ограничены канавами (по всему периметру), обнесены изгородью, исключающей случайный доступ людей и животных, и обозначены табличками с надписью «Сибирская язва».

Согласно п. 3.4 методических рекомендаций по обустройству (консервации) сибиреязвенных скотомогильников, обеспечению утилизации и уничтожения биологических отходов в Тверской области на поверхности захоронения не реже одного раза в год скашиваются травы, срубаются кустарники и поросль деревьев. Трава, стволы и ветви растений складируются на месте захоронения и сжигаются.

Судом установлено, что на территории Княщинского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области в деревне ... имеется сибиреязвенный скотомогильник, который огорожен частично проволочной изгородью, отсутствуют обозначающие аншлаги, что может привести к свободному доступу людей и животных на территорию скотомогильника и повлечь за собой возникновение опасности инфицирования внешней среды. Указанные нарушения установлены Актом ветеринарного обследования от Дата обезличена 2009 года.

Пункт 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации, уничтожения биологических отходов ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование сибиреязвенных скотомогильников возлагает на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.

Суд не может согласиться с позицией ответчика относительно того, что прокурор, обязывая администрацию Княщинского сельского поселения принять меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций путем огораживания территории сибиреязвенного скотомогильника, вмешиваются в деятельность органов местного самоуправления.

В соответствии с п.8 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Предусмотренные пунктом 7 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района предполагают осуществление организационно-технических мероприятий по защите населения от эпидемий, эпизоотии, которые относятся к биолого-социальным чрезвычайным ситуациям.

С учетом этого возложение на местную администрацию ответственности за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) соответствует требованиям действующего законодательства.

Кроме того, соблюдение Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации, уничтожения биологических отходов ответственность имеет своей целью также охрану окружающий среды, внешнее благоустройство поселений.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения (ст.1 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование сибиреязвенных скотомогильников с учетом их назначения является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в частности биолого-социальных чрезвычайных ситуаций. Обязанность по осуществлению таких мер возложена на местную администрацию вышеуказанными нормами Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.

При этом соответствующая обязанность ответчика как органа местного самоуправления возложена на него независимо от вещной принадлежности скотомогильника.

В судебном заседании установлено, что возложенные законом обязанности администрацией Княщинского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области не исполняются.

В связи с выявленными нарушениями Тверским межрайонным природоохранным прокурором в адрес главы администрации Княщинского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской внесено представление об устранении нарушений закона, однако до настоящего времени никаких мер по устранению нарушений законодательства не принято.

Суд не принимает доводы ответчика, изложенные в письменном отзыве о том, что не доказан факт нахождения сибиреязвенного скотомогильника на территории Княщинского сельского поселения, поскольку имеются ветеринарно-санитарная карточки на скотомогильники и биотермическую яму, выкопировка, журнал эпизоотического состояния, согласно которых в деревне ... Княщинского сельского поселения расположен сибиреязвенный скотомогильник общей площадью 0,015 га, глубиной рва - 1-1,5 м., вид изгороди - деревянная, первое зарывание трупов было в 1946 году.

Суд не может согласиться с позицией ответчика относительно того, что факт заражения или контаминирования биологических отходов возбудителями сибирской язвы или другими опасными болезнями не установлен, так как отсутствуют соответствующие заключения.

Данная позиция ответчика опровергается документами, которые подтверждают наличие захоронения в 1946 году в деревне ... крупного рогатого скота, зараженного сибирской язвой, составлена ветеринарно-санитарная карточка, в которой указано на падеж скота от сибирской язвы.

В силу п.7.3. Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации, уничтожения биологических отходов, все вновь открываемые, действующие и закрытые скотомогильники и отдельно стоящие биотермические ямы берутся главным государственным ветеринарным инспектором района (города) на учет. Им присваивается индивидуальный номер и оформляется ветеринарно-санитарная карточка.

Таким образом, оформленная ветеринарно-санитарная карточка на скотомогильники и биотермическую яму подтверждает наличие соответствующего захоронения животных, павших от сибирской язвы.

Сибирская язва - особо опасная инфекционная болезнь животных и человека.

Контаминированные сибиреязвенными спорами участки почвы и другие объекты внешней среды длительное время являются резервуарами и факторами передачи возбудителя инфекции. При контакте с контаминированной почвой возможно заражение человека.

Согласно п. 3.1 СП 3.1.0896-96 болезнь у животных протекает сверхостро, остро и подостро, а у свиней - бессимптомно, в основном в локальной ангинозной форме. Болезнь у человека чаще всего проявляется как инфекция наружных покровов и лишь изредка осложняется сибиреязвенным сепсисом; вместе с тем может развиться и первичная генерализованная инфекция, проявляющаяся в легочной или кишечной форме.

В ст.42 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.

Согласно ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Поскольку отсутствие ограждения и обозначения может привести к свободному доступу людей и животных на территорию скотомогильника и повлечь за собой возникновение опасности инфицирования внешней среды, суд считает необходимым возложить на администрацию Княщинского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области обязанность по принятию мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций путем огораживания территории сибиреязвенного скотомогильника в районе деревни ... Княщинского сельского поселения сплошным двух метровым забором и обозначения их аншлагами в соответствии с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации, уничтожения биологических отходов.

Также суд считает необходимым взыскать с ответчика государственную пошлину в размере 2000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Возложить на администрацию Княщинского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области обязанность по принятию мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций путем огораживания территории сибиреязвенного скотомогильника в районе деревни ... Княщинского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области сплошным двухметровым забором и обозначения их аншлагами в соответствии с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации, уничтожения биологических отходов.

Взыскать с администрации Княщинского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области государственную пошлину в размере 2000 (Две тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Вышневолоцкий городской суд Тверской области в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Д.Л.Кяппиев

-32300: transport error - HTTP status code was not 200