Дело № 2 - 440/10
Решение
именем Российской Федерации
Вышневолоцкий городской суд Тверской области в составе
председательствующего судьи Кяппиева Д.Л.,
при секретаре Яковлевой Т.В.,
с участием истца Павловой А.В.,
представителя ответчика Дудкиной Я.В.,
представителя третьего лица Гаврюшиной Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вышнем Волочке Тверской области 15 апреля 2010 года дело по иску
Павловой А.В. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонное) Тверской области о включении периода работы в трудовой стаж и назначении досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности,
установил:
Павлова А.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонное) Тверской области, в котором просит обязать ответчика включить периоды работы в должности старшей пионервожатой с 30.08.1984 года по 29.06.1988 года и с 30.06.1988 года по 14.04.1989 года в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований истец указала, что она обратилась в клиентскую службу ГУ - Управление ПФР в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Дата обезличена 2010 года ответчик вынес решение об отказе в назначении трудовой пенсии по старости в связи с тем, что стаж работы, дающий право на назначение пенсии, составляет менее 25 лет. Согласно записям в трудовой книжке и уточняющим справкам, календарный педагогический стаж истца на 10 февраля 2010 года составляет 25 лет. В стаж работы не были зачтены периоды: работа в должности старшей пионервожатой с 30.08.1984 года по 29.06.1988 года и с 30.06.1988 года по 14.04.1989 года.
В последующем истец дополнила исковые требования и просила обязать ответчика назначить ей досрочную пенсию по старости с 10 февраля 2010 года.
В судебном заседании истец, Павлова А.В., поддержала заявленные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении с учетом дополнения, пояснив, что работа в должности старшей пионервожатой непосредственно связана с осуществлением педагогической деятельности.
Ответчик иск не признал, предоставив в суд письменные возражения.
В судебном заседании представитель ответчика - ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонное) Тверской области, Дудкина Я.В., исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях, в которых указано, что наименование должности «Старшая пионервожатая» не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781. Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 953 установлено, что постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 на территории Российской Федерации не применяется. Статьей 11 Соглашения о создании Содружества Независимых Государств установлено, что с момента подписания настоящего Соглашения на территориях, подписавших его государств, не допускается применение норм третьих государств, в том числе бывшего Союза ССР. Поэтому периоды работы в должности старшей пионервожатой с 30.08.1984 года по 29.06.1988 года и с 30.06.1988 года по 14.04.1989 года не могут быть засчитаны в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № ...», Гаврюшина Л.С., в судебном заседании не возражала против удовлетворения иска, пояснив, что истец работала в должности старшей пионервожатой, осуществляя педагогическую деятельность.
Заслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Из материалов отказного пенсионного дела усматривается, что Павлова А.В. с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.10 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ обратилась в ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонное) Тверской области обратилась 10 февраля 2010 года.
Из протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Номер обезличен от Дата обезличена 2010 года усматривается, что Павловой А.В. в стаж работы, который дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не были зачтены периоды: работа в должности «старшей пионервожатой» с 30.08.1984 года по 29.06.1988 года и с 30.06.1988 года по 14.04.1989 года.
Согласно трудовой книжке Номер обезличен, Павлова А.В. работала с 30.08.1984 г. по 29.06.1988 г. в должности старшей пионервожатой СШ № ...; с 30.06.1988 г. по 14.04.1989 г. в должности старшей пионервожатой СШ № ... г....; с 25.08.1989 г. по 31.08.1994 г. в должности учителя истории и обществоведения СШ № ... г....; с 01.09.1994 г. по 01.09.1997 г. в должности учителя истории СШ № ... г. ...; с 01.09.1997 г. по настоящее время в должности учителя истории МОУ СОШ № ... г.....
Согласно архивной справке Номер обезличен от Дата обезличена2009 года, Павлова А.В. работала в должности «старшей пионервожатой» в школах г. ...: СШ № ... с 30.08.1984 г. по 29.06.1988 г.; СШ № ... с 30.06.1988 г. по 14.04.1989 г.
Согласно справке МОУ СОШ № ... Номер обезличен от Дата обезличена 2010 года, Павлова А.В. работает с СШ № ... в должности учителя истории с 01.09.1997 г. по настоящее время.
Согласно справке МОУ СОШ № ... Номер обезличен от Дата обезличена 2009 года, Павлова А.В. работала с СОШ № ... г. ... с 25.08.1989 г. по 31.08.1994 года в должности учителя истории и обществоведения.
Согласно справке МОУ СОШ № ... Номер обезличен от Дата обезличена 2009 года, Павлова А.В. работала в СОШ № ... ЗАТО г.... в должности учителя истории с 01.09.1994 г. по 01.09.1997 г.
Ответчик отказал истцу в досрочном назначении пенсии по старости.
Истец не согласна с тем, что ответчик не засчитал ей в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периоды ее работы в должности старшей пионервожатой с 30.08.1984 года по 29.06.1988 года и с 30.06.1988 года по 14.04.1989 года.
В соответствии с подп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года №173 - ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 319-ФЗ), трудовая пенсия по старости назначается досрочно лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Аналогичная норма содержалась в постановлении Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (пункт 1 подпункта «а») и в Законе РФ от 20 ноября 1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (статья 80).
Согласно пункту 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397, в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.
В соответствии с пунктом 4 вышеназванного Положения, указанное правило применяется в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет.
Согласно постановлению Совета министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 года №953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой» с 1 октября 1993 года на территории Российской Федерации вышеназванное постановление Совета Министров СССР не применяется.
В силу п.2 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173 - ФЗ, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные нормы содержались и в Законе РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации « от 20 ноября 1990 года №340-1 (статья 83).
Согласно п.1 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п.10 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, настоящие правила регулируют порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, по вышеуказанному основанию.
Суд считает, что период работы истицы с 30.08.1984 года по 29.06.1988 года и с 30.06.1988 года по 14.04.1989 года в должности старшей пионервожатой в средней школе № ... и средней школе № ... города ... подлежат зачету в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 Разъяснения «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27,28,30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Минтруда РФ от 17 октября 2003 года №70, при исчислении продолжительности страхового стажа (абз.3 ст.2 Закона) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (ст.27,28 Закона), в указанный стаж включаются все периоды и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались, соответственно, в общий рудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действующему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававший право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правового акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального рудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой.
Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации Постановлением от 29 января 2004 года №2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установил, что нормы Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).
Кроме того, как отмечается в указанном Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть1), 18, 19 и 55 (часть1) Конституции Российской Федерации, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официального признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защите.
Таким образом, суд считает, что при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж подлежат включению все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы, с применением правил его подсчета, предусмотренных указанным законодательством.
Изложенный порядок подсчета стажа подлежит применению независимо от того, выработан ли гражданином специальный трудовой стаж на день отмены закона или соответствующего нормативного правового акта полностью либо частично.
Ответчик ссылается на то обстоятельство, что до 01 октября 1993 года истица не выработала не менее 2/3 стажа, требуемого для назначении пенсии, поскольку с 01 октября 1993 года постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 утратил свое действие
Суд не может согласиться с данной позицией, так как Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года и постановление Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 95, предписывают не применять постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 с 1 октября 1993 года.
Истец же работала в качестве старшей пионервожатой в период действия вышеназванного постановления Совета Министров СССР, на основании которого указанная работа засчитывалась в стаж педагогической деятельности. При этом предусмотренные пунктом 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного данным постановлением Совета министров СССР, условия включения данной работы в специальный трудовой стаж истицей соблюдены.
Суд считает, что период работы истца с 30.08.1984 года по 29.06.1988 года и с 30.06.1988 года по 14.04.1989 года в должности старшей пионервожатой в средней школе № ... и средней школе № ... подлежат зачету в стаж педагогической деятельности, необходимый для досрочного назначения пенсии по старости.
Таким образом, на момент обращения к ответчику у истца был требуемый стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
В этой связи суд полагает необходимым удовлетворить требования истца и обязывает ответчика включить периоды ее работы в должности старшей пионервожатой в средней школе № ... и средней школе № ... города ... с 30.08.1984 года по 29.06.1988 года и с 30.06.1988 года по 14.04.1989 года в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, а также обязать ответчика назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с 10 февраля 2010 года.
Также суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца 200 рублей в счет взыскания уплаченной государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонное) Тверской области включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периоды работы Павловой А.В. с 30.08.1984 года по 29.06.1988 года в должности старшей пионервожатой в средней школе № ... города ..., с 30.06.1988 года по 14.04.1989 года в должности старшей пионервожатой в средней школе № ... города ...
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонное) Тверской области назначить Павловой А.В. с 10 февраля 2010 года досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Взыскать с государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда России в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонное) Тверской области в пользу Павловой А.В. в счёт возмещения уплаченной государственной пошлины 200 (Двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Вышневолоцкий городской суд Тверской области в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Д.Л.Кяппиев