О возложении обязанностей по устранению нарушений закона в области пожарной безопасности



Дело № 2 - 556/10

Решение

именем Российской Федерации

Вышневолоцкий городской суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Кяппиева Д.Л.,

при секретаре Яковлевой Т.В.,

с участием старшего помощника Тверского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Скрябина А.Ю., представителя ответчика Зайцевой С.Н.,

представителя третьего лица Нашатырева О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вышнем Волочке Тверской области 06 мая 2010 года гражданское дело по иску

Тверского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (в порядке ст.45 ГПК РФ) к Федеральному бюджетному учреждению «Исправительная колония - 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тверской области» о возложении обязанности по устранению нарушений закона в области пожарной безопасности,

установил:

Тверской прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (в порядке ст.45 ГПК РФ) обратился в суд с иском к ФБУ ИК - 5 УФСИН России по Тверской области, в котором просит обязать ответчика оборудовать здания и помещения, расположенные по адресу: ..., а именно: здание штаба; здания общежитий отрядов № ...; здание столовой начальствующего состава; столовой спецконтингента; карантина и тубкарантина; здание клуба; каптерки; пожарки; здание старого тюремного корпуса; здание храма автоматической пожарной сигнализацией, а здание дизельной - автоматической установкой пожаротушения.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что Тверской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка соблюдения законодательства, регламентирующего пожарную безопасность в ФБУ ИК - 5 УФСИН России по Тверской области. В ходе проверки выявлены нарушения требования ст37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69 «О пожарной безопасности» в части необорудования на объектах производственных, складских, жилых, административных зданиях и сооружениях автоматической пожарной сигнализации, а здание дизельной - автоматической установкой пожаротушения. Ранее в феврале 2009 года по аналогичному правонарушению в адрес ответчика было вынесено представление об устранении нарушений закона, однако действенных мер по устранению нарушений начальником учреждения до сих пор не принято. В июне 2009 года ОГПН по городу Вышний Волочек и Вышневолоцкому району проведена проверка, в результате которой составлен акт Номер обезличен и начальнику ИК - 5 вынесено предписание по устранению нарушений требований в области пожарной безопасности. В феврале 2010 года ОГПН по городу Вышний Волочек и Вышневолоцкому району проведена проверка, в результате которой составлено отношение Номер обезличен о соблюдении требований пожарной безопасности, на основании которого начальнику ИК - 5 указано о необходимости оборудовать автоматической пожарной сигнализацией все здания жилой зоны учреждения, а здание дизельной - установкой пожаротушения.

В судебном заседании старший помощник Тверского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Скрябин А.Ю. иск поддержал в полном объёме по основаниям, указанным в заявлении, уточнив, что отказывается от требования в части возложении обязанности относительно здания храма, поскольку он не находится в ведении ответчика и не финансируется из бюджета; пояснив, что необходимо предоставить ответчику один год для выполнения обязанностей в области пожарной безопасности; возможно предоставить ответчику в один год с момента вступления решения суда в законную силу,

От ответчика, Федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония - 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тверской области», в суд поступило заявление в котором указано, что возражений относительно иска не имеется.

В судебном заседании представитель ответчика, Федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония - 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тверской области», ФБУ ИК - 5 УФСИН России по Тверской области, Зайцева С.Н. иск признала, пояснив, что необходим разумный срок для устранения выявленных нарушений закона в области пожарной безопасности в плане установки системы противопожарной защиты по объектам, поскольку финансирование производится за счет средств федерального бюджета в размере лимита бюджетных обязательств; выявленные нарушения ответчик обязуется устранить до конца второго квартала 2011 года; в настоящее время заключен государственный контракт на приобретение системы противопожарной защиты.

Представитель третьего лица, отдела государственного пожарного надзора по городу Вышний Волочек и Вышневолоцкому району Тверской области, Нашатырев О.В., в судебном заседании поддержала иск прокурора.

Заслушав объяснение заявителя, представителей ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению.

Согласно представлению от Дата обезличена 2009 года, начальнику ФБУ ИК-5 УФСИН России по Тверской области было указано на устранение нарушений в области пожарной безопасности.

Из ответа от Дата обезличена 2009 года усматривается, что ФБУ ИК-5 было направлено в УФСИН России по Тверской области письмо с просьбой о выделении денежных средств для оборудования противопожарной сигнализацией помещений колонии.

Из докладной записки о проведении проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности и противодействий коррупции в учреждении ФБУ ИК-5 от Дата обезличена 2010 года усматривается, что в 2009 году пожаров и загорания не зарегистрировано; автоматической пожарной сигнализацией оборудовано: все производственные цеха, здание школы, помещение штрафного изолятора, административное здание штаба колонии; установлена автоматическая система пожаротушения в материальном и складах готовой продукции; не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией жилые, административные здания и помещения.

Согласно акту Номер обезличен от Дата обезличена 2009 года, ОГПН по городу Вышний Волочек и Вышневолоцкому району была проведена внеплановая проверка ФБУ ИК-5 УФСИН России по Тверской области с целью надзора за исполнением предписания ГПН от Дата обезличена 2007 года; в ходе проверки были выявлены нарушения в области пожарной безопасности.

Из отношения Номер обезличен от Дата обезличена 2010 года усматривается, что отделом ГПН по городу Вышний Волочек и Вышневолоцкому району Тверской области начальнику ФБУ ИК-5 УФСИН России по Тверской области указано на необходимость оборудовать автоматической пожарной сигнализацией здание штаба; здания общежитий отрядов № ...; здание столовой начальствующего состава; столовой спецконтингента; карантина и тубкарантина; здание клуба; каптерки; прожарки; здание старого тюремного корпуса, а автоматической системой пожаротушения - здание дизельной.

Судом установлено, что Тверской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях была проведена проверка соблюдения законодательства, регламентирующего пожарную безопасность в ФБУ ИК-5 УФСИН России по Тверской области.

Согласно ст.37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69 «О пожарной безопасности», руководители организации обязаны:

- соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;

- разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;

- проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;

- включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;

- содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;

- оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;

- предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства;

- обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;

- предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;

- незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;

- содействовать деятельности добровольных пожарных;

- обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана (за исключением объектов, на которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы).

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

В ходе проверки были выявлены нарушения требований ст.37 названного Закона в части не оборудования на объектах производственных, складских, жилых, административных зданиях и сооружениях автоматической пожарной сигнализации, а здание дизельной - автоматической установкой пожаротушения.

Ранее в феврале 2009 года по аналогичному нарушению Закона Тверским прокурором по надзору законов в ИУ вносилось представление в адрес начальника учреждения, однако действенных мер по устранению нарушений начальником учреждения до сих пор не предпринято.

Проведенной проверкой ОГПН по городу Вышний Волочек и Вышневолоцкому району Тверской области установлено, что в ФБУ ИК-5 УФСИН России по Тверской области имеют место нарушения в области пожарной безопасности, изложенные в акте проверки Номер обезличен от Дата обезличена 2009 года, а именно: здание штаба; здания общежитий отрядов № ...; здание столовой начальствующего состава; столовой спецконтингента; карантина и тубкарантина; здание клуба; каптерки; прожарки; здание старого тюремного корпуса; здание храма не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, а здание дизельной - автоматической установкой пожаротушения.

Согласно п.14 Норм пожарной безопасности (утвержденных Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 315 «Об утверждении норма пожарной безопасности») «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией представлен в обязательном приложении.

Согласно приложению к НПБ 110-03, к зданиям, сооружениям и помещениям, которые оборудуются автоматической пожарной сигнализацией относятся: производственные, складские, жилые, административные здания и сооружения.

Здания, которые Тверской прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях просит оборудовать автоматической пожарной сигнализацией и автоматической установкой пожаротушения, находятся в оперативном управлении ФБУ ИК-5 УФСИН России по Тверской области.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями иными юридическими лицами независимо от их организационо-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N69-ФЗ "О пожарной безопасности".

Согласно ч. 1 ст. 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г.

В силу п. 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны: обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору; создавать и содержать на основании утвержденных в установленном порядке норм, перечней особо важных и режимных объектов и предприятий, на которых создается пожарная охрана, органы управления и подразделения пожарной охраны, а также обеспечивать в них непрерывное несение службы и использование личного состава и пожарной техники строго по назначению.

Из договора Номер обезличен о передаче федеральному государственному учреждению уголовно-исполнительной системы федерального имущества в оперативное управление видно, что ФСИН передало ФГУ ИК-5 УФСИН России по Тверской области в оперативное управление имущество, указанное в приложении ... к договору.

Из приложений усматривается, что здание штаба; здания общежитий отрядов № ...; здание столовой начальствующего состава; столовой спецконтингента; карантина и тубкарантина; здание клуба; каптерки; прожарки; здание старого тюремного корпуса; здание дизельной находятся в оперативном управлении ФБУ ИК-5 УФСИН России по Тверской области.

Таким образом, ФБУ ИК-5 УФСИН России по Тверской области является лицом, ответственным за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.

Согласно п.1.6 Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний
(утв. приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 30 марта 2005 г. N214), начальник учреждения и органа ФСИН России обязан обеспечивать организацию и выполнение работ по пожарной безопасности, в том числе осуществление противопожарных мероприятий, приобретение средств пожаротушения, сигнализации и связи, а также содержание подразделения ВПО учреждения; принимать меры для улучшения обеспеченности подразделения ВПО пожарно-техническим вооружением, автотранспортом, средствами связи, другим необходимым имуществом, строительства и реконструкции пожарных депо и учебно-тренировочной базы; обеспечивать контроль за своевременным выполнением требований пожарной безопасности, предусмотренных нормативными правовыми актами и иными документами, нормами, правилами, стандартами, а также предписаниями пожарной охраны.

Статьей 150 ГК РФ предусмотрено, что жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

Факт совершения правонарушения подтвержден актом проверки Номер обезличен от Дата обезличена 2009 года, докладной запиской от Дата обезличена 2010 года, объяснениями представителя ФБУ ИК-5 УФСИН России по Тверской области.

Согласно ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Суд признает, что отсутствие пожарной сигнализации и системы автоматического пожаротушения нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы по приговору суда. Данные нарушения создают угрозу жизни и здоровью осужденных вследствие возможного возникновения пожара.

Суд учитывает, что прокурор отказался от требования в части возложения на ответчика обязанности по устранению выявленных нарушений в отношении здания храма.

Также суд учитывает, что ответчик является бюджетным учреждением, финансирование которого производится за счет средств федерального бюджета.

В этой связи суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность по устранению выявленных нарушений закона в области пожарной безопасности, установив срок по их устранению один год с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Возложить на Федеральное бюджетное учреждение «Исправительная колония - 5 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Тверской области» обязанность по устранению выявленных нарушений закона в области пожарной безопасности, а именно: оборудовать здания и помещения, расположенные по адресу: ..., в том числе здание штаба; здание общежитий отрядов №№ ..., столовой спецконтингента, здание общежитий отрядов №№ ..., здание столовой начальствующего состава; карантина и тубкарантина; здание общежития отряда № ..., здание клуба, каптерки, прожарки, здание старого тюремного корпуса автоматической пожарной сигнализацией; здание дизельной - автоматической установкой пожаротушения, в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Вышневолоцкий городской суд Тверской области в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Д.Л.Кяппиев