Об обязании произвести обследование лесонасаждений и санитарную рубку



Дело № 2 - 439/10

Решение

именем Российской Федерации

Вышневолоцкий городской суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Кяппиева Д.Л.,

при секретаре Яковлевой Т.В.,

с участием старшего помощника Вышневолоцкого межрайонного прокурора Кулакова С.А.,

представителя третьего лица Молодцовой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вышнем Волочке Тверской области 13 апреля 2010 года гражданское дело по иску

Вышневолоцкого межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (в порядке ст.45 ГПК РФ) к администрации Есеновичского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области об обязании произвести обследование лесонасаждений и санитарную рубку на землях запаса «...» Вышневолоцкого района Тверской области,

установил:

Вышневолоцкий межрайонный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (в порядке ст.45 ГПК РФ) обратился в суд с иском к администрации Есеновичского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области, в котором просит обязать администрацию Есеновичского сельского поселения Вышневолоцкого района произвести обследование лесонасаждений и санитарную рубку на землях запаса «...» Вышневолоцкого района Тверской области в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой по обращению начальника Фировского лесничества Тверской области проведена проверка соблюдения Администрацией Есеновичского сельского поселения Вышневолоцкого района законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Проведенной проверкой установлено, что постановлением Главы администрации Вышневолоцкого района «О перераспределении земельных угодий бывшего колхоза «...» от Дата обезличена.1993 г. Номер обезличен земельный участок, прилегающий к населенному пункту ..., расположенного на территории Есеновичского сельского поселения отнесен к землям запаса Вышневолоцкого района, общей площадью 421,1 га, ввиду отказа от права собственности собственника земельного участка колхоза «...». На указанном земельном участке, не относящемся к землям лесного фонда, но непосредственно к ним примыкающем, имеются лесные насаждения, которые негативно влияют на расположенный вокруг него лесной фонд, находящийся в государственной собственности в лице Фировского лесничества Тверской области.

В судебном заседании старший помощник Вышневолоцкого межрайонного прокурора Кулаков С.А. иск поддержал в полном объёме по основаниям, указанным в исковом заявлении, уточнив, что необходимо обязать ответчика произвести обследование лесонасождений и санитарную рубку на землях запаса «...» Вышневолоцкого района Тверской области в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Ответчик - администрация Есеновичского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области представил в суд заявление о рассмотрение дела в отсутствие своего представителя, в котором просил установить срок для проведения лесонасождений и санитарной рубки на землях запаса «...» Вышневолоцкого района Тверской области в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

В обосновании заявления указано, что необходимо изыскать денежные средства и внести изменения в бюджет Есеновичского сельского поселения, провести конкурсную процедуру, учесть погодные условия.

Представитель третьего лица, Фировского лесничества Тверской области, Молодцова Н.И., в судебном заседании поддержала иск прокурора, пояснив, что обследование займет примерно один месяц, рубка примерно два месяца.

Заслушав объяснение заявителя, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению.

Согласно обращению начальника Фировского лесничества Тверской области Номер обезличен от Дата обезличена 2010 года, начальник Фировского лесничества просил Вышневолоцкого межрайонного прокурора обязать администрацию Вышневолоцкого района провести обследование лесонасаждений с целью проведения санитарно-оздоровительных мероприятий на землях запаса Вышневолоцкого района Тверской области, в том числе на землях запаса «...» площадью 426,8 га, и дальнейшего недопущения распространения очагов вредителей и болезней леса на расположенных по смежеству с участками лесного фонда Фировского лесничества Тверской области.

Из постановления главы администрации Вышневолоцкого района Тверской области Номер обезличен от Дата обезличена 1993 года усматривается, что земельный участок, прилегающий к населенному пункту ..., расположенного на территории Есеновичского сельского поселения отнесен к землям запаса Вышневолоцкого района.

Из ответа Территориального исполнительного органа государственной власти «Фировское лесничество Тверской области» от Дата обезличена 2010 года видно, что по итогам лесорубных работ, проведенных Тверской лесоустроительной экспедицией, на землях запаса выявлено 128,6 га лесных насаждений, требующих проведения сплошных санитарных рубок.

Судом установлено, что Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой была проведена проверка соблюдения Администрацией Есеновичского сельского поселения Вышневолоцкого района законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в ходе которой выяснилось, что постановлением Главы администрации Вышневолоцкого района «О перераспределении земельных угодий бывшего колхоза «...» от Дата обезличена.1993 г. Номер обезличен земельный участок, прилегающий к населенному пункту ..., расположенного на территории Есеновичского сельского поселения отнесен к землям запаса Вышневолоцкого района, общей площадью 421,1 га, ввиду отказа от права собственности собственника земельного участка колхоза «...».

На указанном земельном участке, не относящемся к землям лесного фонда, но непосредственно к ним примыкающем, имеются лесные насаждения, которые негативно влияют на расположенный вокруг него лесной фонд, находящийся в государственной собственности в лице Фировского лесничества Тверской области.

На данном участке происходит усыхание деревьев, заселение их стволовыми вредителями, распространение болезней леса. Ввиду отсутствия каких-либо противопожарных мероприятий данный участок леса представляет угрозу возникновения лесных пожаров, которые могут перейти на смежные участки лесного фонда.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Статьей 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения (ст. 1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Бездействие администрации Есеновичского сельского поселения Вышневолоцкого района создает реальную угрозу возникновения и распространения лесных пожаров и, как следствие, угрозу уничтожения леса.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного и санитарного законодательства.

Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии со ст. 5 Лесного кодекса РФ, лес является природным ресурсом.

Согласно ч.1 ст.19 Лесного кодекса РФ, мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.

В соответствии с ч.1 ст.84 Лесного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля и надзора в отношении таких лесных участков.

В соответствии с ч.2 ст.84 Лесного кодекса РФ, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.98 Лесного кодекса РФ, на территории муниципального образования лесной контроль и надзор за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов (муниципальный лесной контроль и надзор) осуществляются органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Судом установлено, что Фировским лесничеством выявлена критическая ситуация, сложившаяся с лесными насаждениями на землях запаса на территории Вышневолоцкого района Тверской области, в том числе на землях запаса «...». Лесные насаждения на данной территории негативно влияют на расположенные вокруг квартала лесного фонда Вышневолоцкого отдела лесного хозяйства Фировского лесничества Тверской области.

На землях запаса «...» площадью 426,8 га происходит усыхание деревьев, заселение их стволовыми вредителями, распространение болезней леса. Неоднократно на землях запаса происходило возникновение лесных пожаров, переходящих на земли лесного фонда Фировского лесничества Тверской области.

В связи с тем, что ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, то администрацией Есеновичского сельского поселения должно быть проведено обследование лесонасаждений и, как следствие, санитарная рубка на землях запаса «...».

Согласно ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Статьей 150 ГК РФ предусмотрено, что жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

Суд не может согласиться с позицией ответчика относительно предложенного шестимесячного срока выполнения работ, поскольку он является длительным и не отвечает требованиям соблюдения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предупреждению чрезвычайных ситуаций.

Поскольку на земельном участке запаса «...» происходит усыхание деревьев, заселение их стволовыми вредителями, распространение болезней леса, а также ввиду отсутствия каких-либо противопожарных мероприятий данный участок леса представляет угрозу возникновения лесных пожаров, которые могут перейти на смежные участки лесного фонда, суд считает необходимым возложить на администрацию Есеновичского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области обязанность по обследованию лесонасаждений и санитарной рубке на землях запаса «...» Вышневолоцкого района Тверской области в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Возложить на администрацию Есеновичского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области обязанность по принятию мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций путем обследования лесонасаждений и санитарной рубки на землях запаса «...» Вышневолоцкого района Тверской области в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Вышневолоцкий городской суд Тверской области в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Д.Л.Кяппиев

-32300: transport error - HTTP status code was not 200