Дело № 2 - 1455/10
Решение
Именем Российской Федерации
Вышневолоцкий городской суд Тверской области в составе
председательствующего судьи Кяппиева Д.Л.,
при секретаре Крылове А.М.,
с участием истца Ребезовой М.Ю.,
представителя ответчика Сергеевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вышнем Волочке Тверской области 25 августа 2010 года дело по иску
Ребезовой М.Ю. к администрации города Вышний Волочёк Тверской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
установил:
Ребезова М.Ю. обратилась в суд с иском к администрации города Вышний Волочёк Тверской области, в котором просит обязать ответчика предоставить ей жилое помещение по договору социального найма.
В обоснование заявленных исковых требований указала, что она является собственником квартиры № .... Дата обезличена 2008 года в доме произошел пожар, в результате чего проживание в жилом помещении не отвечает установленным требованиям. Решением межведомственной комиссии дом ... признан аварийным и подлежащим сносу.
Истец в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, пояснив, что её жилое помещение признано непригодным для проживания, однако на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении не ставят по причине отсутствия необходимых документов. В настоящее время собрать соответствующие документы затруднительно по причине тяжёлого материального положения, поскольку выдача документов и справок является платной услугой. Вынуждена временно проживать на съёмной квартире. Другим жителям дома № ... предоставлены новые жилые помещения.
Представитель ответчика Сергеева Н.А. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что жилое помещение истца в ноябре 2008 года решением межведомственной комиссии признано непригодным для проживания, однако истец не предоставила в администрацию города Вышний Волочёк комплект документ для постановки её на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Заслушав объяснения истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению.
Из свидетельства о государственной регистрации права от Дата обезличена.2006 года усматривается, что квартира № ... принадлежит на праве собственности Виноградовой М.Ю.
Из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от Дата обезличена.2008 года видно, что Дата обезличена.2008 года произошел пожар в жилом доме № ...; очаг возгорания находился в квартире Номер обезличен.
Из свидетельства о заключении брака усматривается, что после регистрации брака между Виноградовой М.Ю. и ФИО супруге присвоена фамилия - Ребезова, а согласно копии паспорта, Ребезова М.Ю. зарегистрирована по адресу: ....
Согласно ответу из администрации города Вышний Волочек от Дата обезличена.2008 года и Дата обезличена.2010 года, в связи с пожаром дом № ... признан аварийным решением межведомственной комиссии в ноябре 2008 года; возможности осуществить снос дома администрация не имеет.
Из ответов из администрации города Вышнего Волочка Тверской области, видно, что Ребезовой М.Ю. предложено обратиться по вопросу постановки на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, а также указывается на невозможность предоставления жилого помещения из-за отсутствия свободных мест.
В силу ч.1 ст.57 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Согласно п.1 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
При системном анализе норм частей 1 и 2 ст.57 Жилищного кодекса РФ видно, что факт постановки гражданина на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении имеет правовое значение при предоставлении жилого помещение в порядке очередности и не имеет правового значения при предоставлении жилого помещения вне очереди, в том числе в случае признания его непригодным для проживания.
Суд установил, что Дата обезличена.2008 года произошел пожар в жилом доме по адресу: .... В результате пожара было повреждено строение дома, а также квартира и имущество Ребезовой М.Б.
Из решения Вышневолоцкого городского суда от Дата обезличена.2008 года усматривается, что с собственников кв. № ... в счет возмещения материального ущерба, причиненного пожаром, в пользу Виноградовой М.Ю. взыскано 104894 рубля 30 копеек.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N20-П, Определение от 15 февраля 2005 года N17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч.2 ст.49, ч.1 ст.52 ЖК РФ).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
При этом ни из ст.57 ЖК РФ, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания.
Закрепление такого условия применительно к ситуациям непредвиденной утраты пригодного для проживания жилого помещения противоречило бы принципам равенства и справедливости как конституционным критериям правомерного регулирования прав и свобод человека и гражданина, поскольку означало бы предъявление гражданам, относящимся к данной категории нуждающихся в жилье, объективно невыполнимых требований для целей реализации их права на жилище и тем самым ставило бы их в положение объекта государственно-властной деятельности.
Таким образом, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ не исключает возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке гражданам, чьё жилище признано непригодным для проживания, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Суд установил, что жилой дом № ... в установленном законом порядке решением межведомственной комиссии в ноябре 2008 года признан аварийным и подлежащим сносу.
Данное обстоятельство ответчиком признаётся.
В силу ч.2 ст.68 ГПК РФ, признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Поскольку занимаемое истцом жилое помещение признано непригодными для постоянного проживания, в соответствии с нормами Жилищного Кодекса Российской Федерации (статьи 51, 57, 87), она имеет право на получение вне очереди другого благоустроенного жилого помещения, с учетом установленной нормы предоставления площади жилого помещения (статья 50) и отвечающих требованиям, предусмотренным статьей 89 ЖК РФ.
Статьёй 40 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Таким образом, надлежащее жилье входит составной частью в достойный жизненный уровень человека, провозглашенный Всеобщей декларацией прав человека и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах.
Особая роль в обеспечении жилищных потребностей принадлежит органам государственной власти и органам местного самоуправления, поскольку именно на них вышеназванной статьёй Конституции РФ возлагается обязанность способствовать осуществлению права на жилище.
В этой связи суд считает необходимым удовлетворить исковое требование истца и обязать ответчика предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать администрацию города Вышний Волочек Тверской области предоставить Ребезовой М.Ю. жилое помещение по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Вышневолоцкий городской суд Тверской области в течение десяти дней с момента принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Д.Л.КяппиевРешение не вступило в законную силу.
Судья Д.Л.Кяппиев