Дело № 2-1965/10
Решение
Именем Российской Федерации
15 сентября 2010 года
Вышневолоцкий городской суд Тверской области в составе председательствующего судьи Сураевой Е.В.,при секретаре Смирновой Е.С.,
с участием прокурора Кулакова С.А.,
заявителя - Тарасова И.М.,
представителя заявителя - Ермолаева Р.В.,
представителя заинтересованного лица - Уваровой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Тарасова И.М. об отмене постановления территориальной избирательной комиссии города Вышнего Волочка об отказе в регистрации кандидата в депутаты Вышневолоцкой городской Думы по одномандатному избирательному округу <№>,
установил:Решением Вышневолоцкой городской Думы <№> от <дата> выборы депутатов Вышневолоцкой городской Думы назначены на <дата>.
Постановлением территориальной избирательной комиссии города Вышнего Волочка <№> от <дата> Тарасова И.М., выдвинутому в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации кандидата в депутаты Вышневолоцкой городской Думы по одномандатному избирательному округу <№>.
Тарасов И.М. обратился в суд с заявлением об отмене постановления, возложении на территориальную избирательную комиссию города Вышнего Волочка обязанности зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Вышневолоцкой городской Думы.
По мнению заявителя, выводы территориальной избирательной комиссии о недействительности подписей избирателей в поддержку его выдвижения ввиду отсутствия в подписном листе подстрочного текста (фамилия, имя, отчество) и (дата рождения) не основаны на законе, так как подписные листы изготовлены по форме и содержат все сведения, предусмотренные ст. 33 Избирательного кодекса Тверской области. Отсутствие в подписном листе подстрочного текста не вводит в заблуждение ни избирателей, ни избирательную комиссию относительно личности кандидата в депутаты.
Тарасов И.М. не согласен также с выводами комиссии о том, что подписные листы заверены ненадлежащим образом, а именно: при заверении подписных листов вместо «пенсионер МО РФ» указано, что Тарасов И.М., осуществляющий сбор подписей, является председателем общественной организации «Союз ветеранов войны и военной службы», по следующим основаниям.
В соответствии со ст.33 Избирательного кодекса Тверской области при сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата в каждом подписном листе указывается основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). В данном случае ввиду отсутствия основного места работы или службы, так как заявитель является неработающим пенсионером МО РФ, им был указан род занятий, а именно то, что он является председателем общественной организации «Союз ветеранов войны и военной службы». Данное указание заявителем рода занятий не противоречит требованиям Избирательного Кодекса Тверской области и не требует подтверждающих документов о факте принадлежности к данному общественному объединению.
Заявление Тарасова И.М. о признании постановления незаконным мотивировано также и тем, что территориальная избирательная комиссия не направила ему уведомление о выявленных недостатках, тогда как в соответствии с Федеральным законом избирательная комиссия при выявлении в результате проверки представленных кандидатом документов неполноты сведений о кандидате (кандидатах) или несоблюдения требований закона к оформлению документов, не позднее, чем за три дня до дня рассмотрения вопроса о регистрации кандидата, списка кандидатов на своем заседании принимает решение об извещении кандидата, избирательного объединения о выявленных недостатках представленных документов, которым утверждается документ, извещающий кандидата, избирательное объединение об отсутствии в представленных документах сведений, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, и (или) о несоблюдении требований закона к оформлению таких документов.
В извещении должно быть указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона, в чем состоит данное нарушение и в какие сроки необходимо устранить выявленные недостатки.
Устранение кандидатом недостатков в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов (уточнение и дополнение сведений о кандидате (кандидатах), приведение документов в соответствие с требованиями Федерального закона, иного закона, в том числе в части их оформления), может осуществляться неоднократно, но не позднее чем за день до дня рассмотрения вопроса о регистрации кандидата, списка кандидатов.
Если избирательная комиссия в срок, установленный Федеральным законом, не известила кандидата, избирательное объединение о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов документах, либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона, и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата (п. 5 Разъяснений ЦИК РФ).
В заявлении Тарасов И.М. также ссылается на то, что протокол рабочей группы от <дата> составлен не по принятой форме и не содержит юридически значимых сведений, в том числе предусмотренных Избирательным кодексом Тверской области, вследствие чего является недействительным; территориальная избирательная комиссия города Вышнего Волочка по выборам депутатов Вышневолоцкой городской Думы, действия которой в соответствии с избирательным законодательством должны быть направлены на оказание помощи и содействия кандидатам, фактически противодействует и воспрепятствует кандидатам участвовать в выборах, что противоречит основным конституционным принципам Российской Федерации о праве каждого на участие в выборах.
В судебном заседании Тарасов И.М. и его представитель Ермолаев Р.В. поддержали заявленные требования по основаниям, указанным в заявлении в суд.
Представитель территориальной избирательной комиссии города Вышнего Волочка Уварова Н.Н. заявление не признала по основаниям, указанным в возражениях, представленных в суд в письменном виде.
Из объяснений представителя комиссии и представленных возражений следует, что при проверке подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Вышневолоцкой городской Думы, представленных заявителем, были признаны недействительными все 58 подписей, на основании подпунктов «л», «е» пункта 9 статьи 35 Избирательного кодекса Тверской области. Подписные листы были оформлены кандидатом с нарушением требований, установленных приложением № 1 к Избирательному кодексу Тверской области, - в подписных листах отсутствует подстрочный текст при указании фамилии, имени, отчества и даты рождения кандидата, в подписные листы внесены также не предусмотренные законом сведения об отсутствии у кандидата гражданства иностранного государства.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 8 статьи 36 Кодекса основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей.
У территориальной избирательной комиссии города Вышнего Волочка не было оснований для извещения кандидата о несоблюдении требований закона к оформлению документов, а именно подписных листов с подписями избирателей, так как вносить уточнения и дополнения в подписные листы с подписями избирателей запрещено.
Территориальная избирательная комиссия города Вышнего Волочка действовала в пределах полномочий и в соответствии с действующим законодательством.
Суд, заслушав заявителя, его представителя, представителя территориальной избирательной комиссии города Вышнего Волочка, рассмотрев имеющиеся материалы дела, заслушав заключение прокурора Кулакова С.А., полагавшего в удовлетворении заявления отказать, находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Решением Вышневолоцкой городской Думы <№> от <дата> выборы депутатов Вышневолоцкой городской Думы назначены на <дата>.
Постановлением ТИК города Вышний Волочёк <№> от <дата> «О количестве подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов (списков кандидатов) при проведении выборов депутатов Вышневолоцкой городской Думы <дата>» установлено, что для регистрации кандидата в депутаты Вышневолоцкой городской Думы по одномандатному избирательному округу <№> необходимо собрать 53 подписи избирателей, что составляет 2 процента от общего числа избирателей в избирательном округе <№>. Предельное число подписей, которое может представить кандидат, составляет 58 подписей.
<дата> Тарасов И.М. уведомил территориальную избирательную комиссию города Вышнего Волочка о выдвижении его кандидатом в депутаты Вышневолоцкой городской Думы по одномандатному избирательному округу <№> в порядке самовыдвижения.
<дата> Тарасов И.М. представил в территориальную избирательную комиссию города Вышнего Волочка документы для регистрации кандидатом в депутаты Вышневолоцкой городской Думы по одномандатному избирательному округу <№>, подписные листы с подписями избирателей (58 подписей).
Постановлением территориальной избирательной комиссии города Вышнего Волочка <№> от <дата> Тарасову И.М. отказано в регистрации кандидата в депутаты Вышневолоцкой городской Думы.
Как следует из постановления, избирательная комиссия, проверив соответствие порядка самовыдвижения кандидата в депутаты требованиям Избирательного кодекса Тверской области, а также достоверность представленных сведений о кандидате, установила, что представленные кандидатом на проверку 58 подписей избирателей в поддержку его выдвижения были проверены в полном объеме, из них недействительными на основании подпунктов «л», «е» пункта 9 статьи 35 были признаны 58 или 100% подписей.
Основанием отказа в регистрации кандидата указан подпункт «д» п. 8 ст. 36 Избирательного кодекса Тверской области.
Пунктом 40 статьи 3 Избирательного кодекса Тверской области определено, что недействительная подпись - подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей и (или) оформления подписного листа.
В соответствии с подпунктом «л» пункта 9 статьи 35 Избирательного кодекса Тверской области недействительными считаются все подписи в подписном листе, изготовленном с нарушением требований, установленных приложениями № 1, 2, 3 к настоящему Кодексу.
В соответствии с пунктом 4 статьи 33 Избирательного кодекса Тверской области подписные листы изготавливаются за счет средств соответствующего избирательного фонда по форме, установленной в приложениях №№ 1, 2, 3 к настоящему Кодексу. При изготовлении подписного листа разрешается размещать текст подписного листа по вертикали или по горизонтали, при этом изменение подстрочного текста подписного листа не допускается. В каждом подписном листе в поддержку выдвижения кандидата на выборную должность, по одномандатному (многомандатному) избирательному округу указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, основное место работы или службы и занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий) кандидата, если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа, наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата, и номер и (или) наименование избирательного округа, в котором он выдвигается (кроме кандидатов, выдвинутых на выборную должность), наименование выборной должности. В случае наличия у кандидата неснятой и непогашенной судимости в подписном листе должны указываться сведения о судимости кандидата.
В соответствии с Приложением <№> к Избирательному кодексу Тверской области подписной лист содержит подстрочный текст: (наименование субъекта РФ, муниципального образования, где собираются подписи), (наименование органа государственной власти / органа местного самоуправления, № и (или) наименование округа), (фамилия, имя, отчество кандидата), (дата рождения), (должность и место работы, род занятий), (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта), (сведения: о наличии неснятой и непогашенной судимости; если является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе - сведения об этом с наименованием соответствующего представительного органа; по желанию кандидата - принадлежность не более чем к одному общественному объединению).
В подписных листах Тарасова И.М. отсутствует подстрочный текст (фамилия, имя, отчество кандидата), (дата рождения). Подстрочный текст (наименование органа государственной власти / органа местного самоуправления, № и (или) наименование округа) указан (наименование органа государственной власти / органа местного самоуправления, наименование и № округа). Подстрочный текст (сведения: о наличии неснятой и непогашенной судимости; если является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе - сведения об этом с наименованием соответствующего представительного органа; по желанию кандидата - принадлежность не более чем к одному общественному объединению) указан (сведения: о наличии неснятой или непогашенной судимости; о наличии гражданства иностранного государства; если является депутатом и осуществляет свои полномочия на постоянной основе - сведения об этом с наименованием соответствующего представительного органа; по желанию кандидата - принадлежность не более, чем к одному общественному объединению).
Из материалов дела видно, что представленные Тарасовым И.М. подписные листы действительно не соответствуют требованиям, установленным приложением № 1 к Избирательному кодексу Тверской области, что не оспаривалось в судебном заседании и заявителем.
Соответственно, у избирательной комиссии имелись предусмотренные законом основания для отказа в регистрации кандидата.
Также в постановлении в обоснование недействительности подписей избирателей имеется ссылка на подпункт «е» пункта 9 ст. 35 Избирательного кодекса Тверской области
Из объяснений представителя комиссии и подписных листов следует, что в подписных листах в данных о сборщике подписей Тарасов И.М., самостоятельно осуществлявший сбор подписей, сообщил сведения о своей принадлежности к общественному объединению - «Председатель общественной организации «Союз ветеранов войны и военной службы», тогда как в заявлении о выдвижении кандидата указано - «Пенсионер МО РФ», принадлежность к общественному объединению не указана.
В соответствии с подпунктом «е» пункта 9 статьи 35 Избирательного кодекса Тверской области недействительными считаются все подписи в подписном листе в случаях, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществлявшего сбор подписей, и (или) уполномоченного представителя избирательного объединения, кандидата, либо если эта подпись недостоверна, либо если в сведениях о кандидате, о лице, осуществлявшем сбор подписей, в дате заверения подписного листа указанным лицом, уполномоченным представителем избирательного объединения, кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей, названными уполномоченными представителями, кандидатом, либо отсутствует дата заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей, либо отсутствуют какие-либо из требуемых в соответствии с настоящим Кодексом сведения о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, о лице, осуществлявшем сбор подписей, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) об уполномоченном представителе избирательного объединения указаны не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо отсутствует дата заверения подписного листа кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения.
Согласно пункту 47 статьи 3 Избирательного кодекса Тверской области род занятий - документально подтвержденная деятельность кандидата, приносящая ему доход, а также статус неработающего кандидата: пенсионер, безработный, учащийся (с указанием наименования учебного заведения), домохозяйка, временно неработающий.
Для целей избирательного законодательства под работой (родом занятий) понимается деятельность кандидата, приносящая ему доход.
Документа, подтверждающего принадлежность к общественному объединению, представлено не было.
Поскольку занимаемая Тарасовым И.М. общественная должность не предполагает получения какого-либо дохода (вознаграждения), что не оспаривалось заявителем, Тарасов И.М. обязан был указать род занятий (статус неработающего кандидата - пенсионер).
Согласно пункту 1.1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ и пункту 1.1 статьи 35 Избирательного кодекса Тверской области при выявлении несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата. Не позднее чем за 1 день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 23 марта 2007 года № 203/1272-4 даны разъяснения по применению п.1.1 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которым кандидат вправе исправлять недостатки в оформлении документов, необходимых для уведомления избирательной комиссии о выдвижении и для регистрации кандидата, за исключением подписных листов, вплоть до замены документов, оформленных с нарушением требований закона.
Таким образом, положения п.1.1 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ и, соответственно, положения п.1.1 ст.35 Избирательного кодекса Тверской области, устанавливающие порядок исправления недостатков и замены документов, оформленных с нарушением требований закона, не могут применяться в отношении подписных листов.Территориальная избирательная комиссия города Вышнего Волочка действовала в пределах полномочий и в соответствии с действующим законодательством.
При установленных по делу обстоятельствах следует признать, что постановление территориальной избирательной комиссии города Вышнего Волочка об отказе Тарасову И.М. в регистрации является правомерным, не имеется оснований для его отмены.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 261 ГПК РФ, суд
РЕШИЛВ удовлетворении заявления Тарасова И.М. об отмене постановления территориальной избирательной комиссии города Вышнего Волочка <№> от <дата>, возложении на территориальную избирательную комиссию города Вышнего Волочка обязанности зарегистрировать Тарасова И.М. в качестве кандидата в депутаты Вышневолоцкой городской Думы по одномандатному избирательному округу <№> отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Тверской областной суд через Вышневолоцкий городской суд Тверской области в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Председательствующий Е.В. Сураева
.