Об отмене постановления территориальной избирательной комиссии



Дело № 2-1966/10

Решение

Именем Российской Федерации

15 сентября 2010 года

Вышневолоцкий городской суд Тверской области в составе председательствующего судьи Сураевой Е.В.,

при секретаре Смирновой Е.С.,

с участием прокурора Кулакова С.А.,

заявителя - Ермолаева Р.В.,

представителя заявителя - Тарасова И.М.,

представителя заинтересованного лица - Уваровой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ермолаева Р.В. об отмене постановления территориальной избирательной комиссии города Вышнего Волочка об отказе в регистрации кандидата в депутаты Вышневолоцкой городской Думы по одномандатному избирательному округу <№>,

установил:

Решением Вышневолоцкой городской Думы <№> от <дата> выборы депутатов Вышневолоцкой городской Думы назначены на <дата>.

Постановлением территориальной избирательной комиссии города Вышнего Волочка <№> от <дата> Ермолаеву Р.В., выдвинутому в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации кандидата в депутаты Вышневолоцкой городской Думы по одномандатному избирательному округу <№>

Ермолаев Р.В. обратился в суд с заявлением об отмене постановления, возложении на территориальную избирательную комиссию города Вышнего Волочка обязанности зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Вышневолоцкой городской Думы.

По мнению заявителя, выводы территориальной избирательной комиссии о недействительности подписей избирателей в поддержку его выдвижения ввиду отсутствия в подписном листе подстрочного текста (фамилия, имя, отчество) и (дата рождения) не основаны на законе, так как подписные листы изготовлены по форме и содержат все сведения, предусмотренные ст. 33 Избирательного кодекса Тверской области. Отсутствие в подписном листе подстрочного текста не вводит в заблуждение ни избирателей, ни избирательную комиссию относительно личности кандидата в депутаты.

Заявление Ермолаева Р.В. о признании постановления незаконным мотивировано также и тем, что территориальная избирательная комиссия не направила ему уведомление о выявленных недостатках, тогда как в соответствии с Федеральным законом избирательная комиссия при выявлении в результате проверки представленных кандидатом документов неполноты сведений о кандидате (кандидатах) или несоблюдения требований закона к оформлению документов, не позднее, чем за три дня до дня рассмотрения вопроса о регистрации кандидата, списка кандидатов на своем заседании принимает решение об извещении кандидата, избирательного объединения о выявленных недостатках представленных документов, которым утверждается документ, извещающий кандидата, избирательное объединение об отсутствии в представленных документах сведений, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, и (или) о несоблюдении требований закона к оформлению таких документов.

В извещении должно быть указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона, в чем состоит данное нарушение и в какие сроки необходимо устранить выявленные недостатки.

Устранение кандидатом недостатков в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов (уточнение и дополнение сведений о кандидате (кандидатах), приведение документов в соответствие с требованиями Федерального закона, иного закона, в том числе в части их оформления), может осуществляться неоднократно, но не позднее чем за день до дня рассмотрения вопроса о регистрации кандидата, списка кандидатов.

Если избирательная комиссия в срок, установленный Федеральным законом, не известила кандидата, избирательное объединение о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов документах, либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона, и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата (п. 5 Разъяснений ЦИК РФ).

В заявлении Ермолаев Р.В. также ссылается на то, что протокол рабочей группы от <дата> составлен не по принятой форме и не содержит юридически значимых сведений, в том числе предусмотренных Избирательным кодексом Тверской области, вследствие чего является недействительным; территориальная избирательная комиссия города Вышнего Волочка по выборам депутатов Вышневолоцкой городской Думы, действия которой в соответствии с избирательным законодательством должны быть направлены на оказание помощи и содействия кандидатам, фактически противодействует и воспрепятствует кандидатам участвовать в выборах, что противоречит основным конституционным принципам Российской Федерации о праве каждого на участие в выборах.

В судебном заседании Ермолаев Р.В. и его представитель Тарасов И.М. поддержали заявленные требования по основаниям, указанным в заявлении в суд.

Представитель территориальной избирательной комиссии города Вышнего Волочка Уварова Н.Н. заявление не признала по основаниям, указанным в возражениях, представленных в суд в письменном виде.

Из объяснений представителя комиссии и представленных возражений следует, что при проверке подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Вышневолоцкой городской Думы, представленных заявителем, были признаны недействительными все 63 подписи, на основании подпункта «л» пункта 9 статьи 35 Избирательного кодекса Тверской области. Подписные листы были оформлены кандидатом с нарушением требований, установленных приложением № 1 к Избирательному кодексу Тверской области, - в подписных листах отсутствует подстрочный текст при указании фамилии, имени, отчества и даты рождения кандидата, в подписные листы внесены также не предусмотренные законом сведения об отсутствии у кандидата гражданства иностранного государства.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 8 статьи 36 Кодекса основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей.

У территориальной избирательной комиссии города Вышнего Волочка не было оснований для извещения кандидата о несоблюдении требований закона к оформлению документов, а именно подписных листов с подписями избирателей, так как вносить уточнения и дополнения в подписные листы с подписями избирателей запрещено.

Территориальная избирательная комиссия города Вышнего Волочка действовала в пределах полномочий и в соответствии с действующим законодательством.

Суд, заслушав заявителя, его представителя, представителя территориальной избирательной комиссии города Вышнего Волочка, рассмотрев имеющиеся материалы дела, заслушав заключение прокурора Кулакова С.А., полагавшего в удовлетворении заявления отказать, находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Решением Вышневолоцкой городской Думы <№> от <дата> выборы депутатов Вышневолоцкой городской Думы назначены на <дата>.

Постановлением территориальной избирательной комиссии города Вышнего Волочка <№> от <дата> «О количестве подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов (списков кандидатов) при проведении выборов депутатов Вышневолоцкой городской Думы <дата>» установлено, что для регистрации кандидата в депутаты Вышневолоцкой городской Думы по одномандатному избирательному округу <№> необходимо собрать 58 подписей избирателей, что составляет 2 процента от общего числа избирателей в избирательном округе <№>. Предельное число подписей, которое может представить кандидат, составляет 63 подписи.

<дата> Ермолаев Р.В. уведомил территориальную избирательную комиссию города Вышнего Волочка о выдвижении его кандидатом в депутаты Вышневолоцкой городской Думы по одномандатному избирательному округу <№> в порядке самовыдвижения.

<дата> Ермолаев Р.В. представил в территориальную избирательную комиссию города Вышнего Волочка документы для регистрации кандидатом в депутаты Вышневолоцкой городской Думы по одномандатному избирательному округу <№>, подписные листы с подписями избирателей ( 63 подписи).

Постановлением территориальной избирательной комиссии города Вышнего Волочка <№> от <дата> Ермолаеву Р.В. отказано в регистрации кандидата в депутаты Вышневолоцкой городской Думы.

Как следует из постановления, избирательная комиссия, проверив соответствие порядка самовыдвижения кандидата в депутаты требованиям Избирательного кодекса Тверской области, а также достоверность представленных сведений о кандидате, установила, что представленные кандидатом на проверку 63 подписи избирателей в поддержку его выдвижения были проверены в полном объеме, из них недействительными на основании подпункта «л» пункта 9 статьи 35 Избирательного кодекса Тверской области были признаны 63 или 100 % подписей.

Основанием отказа в регистрации кандидата указан подпункт «д» п. 8 ст. 36 Избирательного кодекса Тверской области.

Пунктом 40 статьи 3 Избирательного кодекса Тверской области определено, что недействительная подпись - подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей и (или) оформления подписного листа.

В соответствии с подпунктом «л» пункта 9 статьи 35 Избирательного кодекса Тверской области недействительными считаются все подписи в подписном листе, изготовленном с нарушением требований, установленных приложениями <№>, 2, 3 к настоящему Кодексу.

В соответствии с пунктом 4 статьи 33 Избирательного кодекса Тверской области подписные листы изготавливаются за счет средств соответствующего избирательного фонда по форме, установленной в приложениях №№ 1, 2, 3 к настоящему Кодексу. При изготовлении подписного листа разрешается размещать текст подписного листа по вертикали или по горизонтали, при этом изменение подстрочного текста подписного листа не допускается. В каждом подписном листе в поддержку выдвижения кандидата на выборную должность, по одномандатному (многомандатному) избирательному округу указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, основное место работы или службы и занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий) кандидата, если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа, наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата, и номер и (или) наименование избирательного округа, в котором он выдвигается (кроме кандидатов, выдвинутых на выборную должность), наименование выборной должности. В случае наличия у кандидата неснятой и непогашенной судимости в подписном листе должны указываться сведения о судимости кандидата.

В соответствии с Приложением № 1 к Избирательному кодексу Тверской области подписной лист содержит подстрочный текст: (наименование субъекта РФ, муниципального образования, где собираются подписи), (наименование органа государственной власти / органа местного самоуправления, № и (или) наименование округа), (фамилия, имя, отчество кандидата), (дата рождения), (должность и место работы, род занятий), (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта), (сведения: о наличии неснятой и непогашенной судимости; если является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе - сведения об этом с наименованием соответствующего представительного органа; по желанию кандидата - принадлежность не более чем к одному общественному объединению).

В подписных листах Ермолаева Р.В. отсутствует подстрочный текст (фамилия, имя, отчество кандидата), (дата рождения). Подстрочный текст (наименование органа государственной власти / органа местного самоуправления, № и (или) наименование округа) указан (наименование органа государственной власти / органа местного самоуправления, наименование и № округа). Подстрочный текст (сведения: о наличии неснятой и непогашенной судимости; если является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе - сведения об этом с наименованием соответствующего представительного органа; по желанию кандидата - принадлежность не более чем к одному общественному объединению) указан (сведения: о наличии неснятой или непогашенной судимости; о наличии гражданства иностранного государства; если является депутатом и осуществляет свои полномочия на постоянной основе - сведения об этом с наименованием соответствующего представительного органа; по желанию кандидата - принадлежность не более, чем к одному общественному объединению).

Из материалов дела видно, что представленные Ермолаевым Р.В.подписные листы действительно не соответствуют требованиям, установленным приложением № 1 к Избирательному кодексу Тверской области, что не оспаривалось в судебном заседании и заявителем.

Соответственно, у избирательной комиссии имелись предусмотренные законом основания для отказа в регистрации кандидата.

Согласно пункту 1.1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ и пункту 1.1 статьи 35 Избирательного кодекса Тверской области при выявлении несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата. Не позднее чем за 1 день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 23 марта 2007 года № 203/1272-4 даны разъяснения по применению п.1.1 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которым кандидат вправе исправлять недостатки в оформлении документов, необходимых для уведомления избирательной комиссии о выдвижении и для регистрации кандидата, за исключением подписных листов, вплоть до замены документов, оформленных с нарушением требований закона.

Таким образом, положения п.1.1 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ и, соответственно, положения п.1.1 ст.35 Избирательного кодекса Тверской области, устанавливающие порядок исправления недостатков и замены документов, оформленных с нарушением требований закона, не могут применяться в отношении подписных листов.

Территориальная избирательная комиссия города Вышнего Волочка действовала в пределах полномочий и в соответствии с действующим законодательством.

При установленных по делу обстоятельствах следует признать, что постановление территориальной избирательной комиссии города Вышнего Волочка об отказе Ермолаеву Р.В. в регистрации является правомерным, не имеется оснований для его отмены.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 261 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Ермолаева Р.В. об отмене постановления территориальной избирательной комиссии города Вышнего Волочка <№> от <дата>, возложении на территориальную избирательную комиссию города Вышнего Волочка обязанности зарегистрировать Ермолаева Р.В. в качестве кандидата в депутаты Вышневолоцкой городской Думы по одномандатному избирательному округу <№> отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Тверской областной суд через Вышневолоцкий городской суд Тверской области в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

Председательствующий Е.В. Сураева

.