Дело № 2 - 717/10
Решение
Именем Российской Федерации
«07» июня 2010 года г. Вышний Волочек
Вышневолоцкий городской суд Тверской области в составе
председательствующего судьи Лобановой С.С.,
при секретаре Веселковой М.А.,
с участием представителя Вышневолоцкой межрайонной прокуратуры - Лебедевой Е.А.,
представителя ответчика Чеклиной М.Ш.,
представителя третьего лица Ефремовой Е.В.,
представителя третьего лица Федотова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вышневолоцкого межрайонного прокурора в защиту интересов Павловой Л.П. к ООО «Зеленогорское Жилищно-коммунальное хозяйство» о признании незаконными действий по неначислению инвалидам льгот по оплате за жилое помещение и возложении обязанности по их начислению и производству перерасчета,
установил:
Вышневолоцкий межрайонный прокурор обратился в суд в защиту интересов Павловой Л.П. к ООО «Зеленогорское Жилищно-коммунальное хозяйство» о признании незаконными действий по неначислению инвалидам льгот по оплате за жилое помещение и возложении обязанности по их начислению и производству перерасчета
В обоснование заявленных исковых требований указано, что в Вышневолоцкую межрайонную прокуратуру обратилась Павлова Л.П. о признании незаконными действий ООО «Холохоленское жилищно-коммунальное хозяйство» по непредоставлению льгот инвалидам, проживающим в приватизированных квартирах, обслуживаемых ООО «Холохоленское жилищно-коммунальное хозяйство» за содержание и ремонт жилого помещения. Проведенной проверкой установлено, что ООО «Холохоленское жилищно-коммунальное хозяйство» в соответствии с пунктом 2.2 Устава общества, договором на техническое обслуживание и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, с Дата обезличена 2009 года осуществляет на возмездной основе оказание услуг по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту гражданам, проживающим в муниципальном жилищном фонде, а также гражданам собственникам жилых помещений, проживающих в многоквартирных домах до Дата обезличена 2009 года. С Дата обезличена 2008 года ООО «Холохоленское жилищно-коммунальное хозяйство» гражданам - инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, проживающим в приватизированных жилых помещениях, ранее находившихся в домах государственного и муниципального жилищного фонда и пользовавшихся льготами по оплате жилого помещения, плата за жилищно - коммунальные услуги по статьям «содержание, текущий ремонт и капитальный ремонт», начисляется в размере 100 %. С Дата обезличена 2008 года оказание услуг по содержанию и обслуживанию жилого фонда жителям, проживающим в поселке ... производится ООО «Зеленогорское ЖКХ». Действия ООО «Зеленогорское ЖКХ» по непредоставлению льгот инвалидам по оплате жилого помещения нарушают действующие нормы Конституции РФ, не соответствуют требованиям жилищного законодательства, умаляют общепризнанные права инвалидов и ухудшают достигнутый ранее уровень социальной защиты инвалидов в РФ. Самостоятельно истица обратиться в суд не может по состоянию здоровья.
В представленных от представителя третьего лица Министерства Финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Тверской области возражениях на исковое заявление указано, что согласно Федеральному Закону № 199 от 29.12.2004 года инвалиды, проживающие в жилых помещениях, принадлежащих им на праве собственности, льготой на скидку не ниже 50 % на оплату жилого помещения не пользуются, так как их жилье становится частью совокупности жилых помещений, образующих частный не государственный или муниципальный) жилищный фонд. Таким образом, при реализации права на приватизацию занимаемого жилого помещения и последующий перевод жилья в собственность, инвалид не имеет права на получение от государства льготы на оплату жилого помещения, которая законом не предусмотрена. Следовательно, у истцов не возникает права требовать у государства предоставления инвалиду льгот на оплату жилого помещения частного жилищного фонда. Кроме того, Министерство финансов Российской Федерации формирует показатели федерального бюджета на реализацию Федерального закона от 24.11.1995 г. З"4 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», исходя из положений установленных в вышеуказанном Федеральном законе.
В частности, размер субвенций на предоставление льгот инвалидам и семьям, имеющим детей- инвалидов, по оплате за коммунальные услуги определяется из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально представляют в федеральный орган исполнительной власти отчет о расходовании представленных субвенций с указанием численности лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки и категорий получателей этих мер. Предоставляются также и списки льготников с указанием категорий получателей. Средства, выделяемые субъекту РФ в качестве субвенций, носят строго целевой характер, выделяются под конкретное количество льготников, предусмотренных ФЗ № 181 от 24.11.1995 г. Российская Федерация производит выплаты по тем льготам, которые установлены Федеральным законом «О социальной защите инвалидов Российской Федерации». Расширительное толкование приведёт к изменению порядка установленного органами законодательной власти и исполняемого органами исполнительной власти и к вмешательству в деятельность как законодательной, так и исполнительной властей, а также приведёт к расходам, которые Российской Федерацией не предусмотрены. Кроме того, ссылка в исковом заявлении на ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ Федеральный закон “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” также не является обоснованной, так как данной статьёй предусмотрено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим федеральным законом нормах настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. При этом редакция части 13 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181 -ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” была введена ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 199-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований, иных изменений в указанную часть статьи до настоящего времени не вносилось.
Данная правовая позиция подтверждается и Верховным Судом Российской Федерации, где указано, что согласно ч. 13 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда. Таким образом, данной нормой установлена скидка на оплату жилого помещения только в домах государственного и муниципального жилищного фонда. Жилые помещения, находящиеся в собственности граждан, независимо от основания их приобретения (договор купли-продажи, мены, бесплатной передачи государственного имущества и так далее) отнесены к частному жилищному фонду. Граждане из числа инвалидов, проживающие в квартирах, находящихся в многоквартирных домах и принадлежащих им на праве собственности, права на предоставление 50-процентной скидки на оплату жилого помещения не имеют. На основании изложенного, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Тверской области просит суд в удовлетворении исковых требований отказать.
В судебном заседании помощник Вышневолоцкого межрайонного прокурора поддержал заявленные требования в полном объёме по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Истец в судебное заседание не явилась, представив заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика ООО «Зеленогорское ЖКХ» Чеклина М.Ш. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что общество не обязано предоставлять льготы истцу, поскольку она проживает в жилом помещении, которое относится к частному жилищному фонду. Независимо от принадлежности жилищного фонда в соответствии с действующим законодательством льготы предоставляются только инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов.
Представитель третьего лица, Территориального отдела защиты населения Вышневолоцкого района Тверской области, Ефремова Е.В. в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась, пояснив, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения для инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих в приватизированных квартирах, не предусмотрены. По смыслу Федерального Закона № 122 от 22.08.2004 г. условия предоставления льгот не могут быть ухудшены, а объем финансирования соответствующих льгот не должен быть уменьшен для категории граждан, пользовавшихся льготами до 31 декабря 2004 года.
Представитель третьего лица Министерства финансов Российской Федерации Федотов А.В., действующий на основании доверенности, выданной в порядке передоверия руководителем Управления Федерального Казначейства по Тверской области, действующего на основании доверенности, выданной Министром финансов Российской Федерации, в судебном заседании иск не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Заслушав объяснения прокурора, представителя ответчика, представителей третьих лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению.
Согласно уставу товарищества собственников жилья ООО «Зеленогорское ЖКХ», к основным видам деятельности общества относятся: обслуживание, эксплуатация и ремонт недвижимого имущества в многоквартирном доме и прочее.
Согласно справке серии Номер обезличен, Павловой Л.П. установлена вторая группа инвалидности.
Судом установлено, что истец является собственником жилого помещения по адресу: ....
На основании п.1 ч.2 ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения, находящиеся в собственности граждан, относятся к частному жилищному фонду.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, возникает у собственника жилого помещении с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Статья 39 Жилищного кодекса РФ устанавливает, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Российский Федерации от 13.08.2006 № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, согласно которым содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений - за счет собственных средств.
В части 9 статья 17 Федерального закона № 181 от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в редакции, действовавшей до 31 декабря 2004 года, для инвалидов и семьей, имеющих детей-инвалидов, предусматривалась скидка не ниже 50% с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда).
Федеральным законом от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ была изменена статья 17, которая указывает, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, вступившая в законную силу с 01 января 2005 года.
Федеральный закон № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» является законом прямого действия: устанавливает определенный перечень льгот для определенных категорий граждан. Более того, законодатель в статье 17 намеренно установил ограничение на вид жилого фонда для предоставления инвалидам льгот по оплате за жилое помещение (содержании дома). Ни о каких иных видах жилого помещения (в частности: частичного или бывшего ранее муниципальным, государственным) кроме государственного или муниципального в статье закона, применительно для льготы по содержанию дома, не говорится.
По Федеральному закону от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ инвалиды, проживающие в жилых помещениях, принадлежащих им на праве собственности, льготой на скидку не ниже 50 % на оплату жилого помещении не пользуются, так как их жилье становится частью совокупности жилых помещений, образующих частный (но не государственный или муниципальный) жилищный фонд.
Таким образом, при реализации права на приватизацию занимаемого жилого помещения и последующий перевод жилья в собственность, инвалид не имеет права на получение от государства льготы на оплату жилого помещения, которая законом не предусмотрена.
Следовательно, у прокурора не возникает права требовать у государства предоставления инвалиду льгот на оплату жилого помещения частного жилищного фонда.
Кроме того, Министерство финансов Российской Федерации формирует показатели федерального бюджета на реализацию Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», исходя из положений установленных в вышеуказанном Федеральном законе.
В частности, размер субвенций на предоставление льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по оплате за ЖКУ определяется из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально представляют в федеральный орган исполнительной власти отчет о расходовании представленных субвенций с указанием численности лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки и категорий получателей этих мер. Предоставляются также и списки льготников с указанием категорий получателей.
Средства, выделяемые субъекту РФ в качестве субвенций, носят строго целевой характер, выделяются под конкретное количество льготников, предусмотренных ФЗ № 181 от 24.11.1995г. Российская Федерация производит выплаты по тем льготам, которые установлены Федеральным законом «О социальной защите инвалидов Российской Федерации».
Суд не может согласиться с позицией прокурора, который в обосновании иска ссылается на ст.153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку не относится к рассматриваемым правоотношениям, так как никаких изменений или ссылок на правоотношения связанные с оплатой или с изменением оплаты за содержание и ремонт жилья в данном Федеральном законе не предусматривалось.
Редакция части 13 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» была введена ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований». Иных изменений в часть 13 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с 01.01.2005 г. и до настоящего времени не вносилось.
Согласно ч. 13 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда.
Данной нормой установлена скидка на оплату жилого помещения только в домах государственного и муниципального жилищного фонда.
Жилые помещения, находящиеся в собственности граждан, независимо от основания их приобретения (договор купли-продажи, мены, бесплатной передачи государственного имущества и так далее) отнесены к частному жилищному фонду. При этом Жилищный кодекс Российской Федерации, определяя понятие жилищного фонда, исходит из множественности жилых помещений, находящихся в собственности различных субъектов, которые могут являться составной частью многоквартирного дома, и не исключает возможности нахождения всех жилых помещений многоквартирного дома в государственной или муниципальной собственности (ст. 163 ЖК РФ).
В связи с этим право на скидку по оплате жилого помещения имеют граждане, ставшие инвалидами и проживающие в домах, состоящих не только из жилых помещений (в том числе квартир), принадлежащих государственным и муниципальным образованиям, но и в домах, жилые помещения в которых относятся к разным формам собственности, при условии, что конкретные жилые помещения, занимаемые инвалидами, принадлежат на праве собственности Российской Федерации (субъекту Российской Федерации) или муниципальному образованию.
Граждане из числа инвалидов, проживающие в квартирах, находящихся в многоквартирных домах и принадлежащих им на праве собственности, права на предоставление 50-процентной скидки на оплату жилого помещения не имеют.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 04 июля 1991 г. N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», приватизация жилых помещений - это бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Статьей 19 Жилищного кодекса РФ, вступившим в силу с 01 марта 2005 года, дано иное толкование понятиям «государственный и муниципальный жилищный фонд»: государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации); муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
В соответствии с подпунктом 1 статьи 19 Жилищного кодекса РФ жилые помещения, находящиеся в собственности граждан, в частности истца, относятся к частному жилищному фонду.
Таким образом, при реализации права на приватизацию занимаемого жилого помещения и последующий перевод жилья в собственность (частный жилищный фонд), инвалид, исходя из положений Федерального закона от 29 декабря 2004 года, не имеет право на получение от государства льготы на оплату жилого помещения, которая законом не предусмотрена.
В этой связи суд полагает необходимым отказать прокурору в удовлетворении заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Вышневолоцкого межрайонного прокурора, обратившегося в защиту интересов Павловой Л.П., отказать.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Тверской областной суд через Вышневолоцкий городской суд в течение десяти дней со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Председательствующий С.С. Лобанова