О возложении обязанности по организации сбора и вывоза хозяйственно-бытовых стоков



Дело № 2 - 120/10

Решение

Именем Российской Федерации

«09» февраля 2010 года г. Вышний Волочек

Вышневолоцкий городской суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Лобановой С.С.,

при секретаре Веселковой М.А.,

с участием представителя истца Пушкиной М.Н.,

представителя ответчика Крылова А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тверского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Есеновического сельского поселения о возложении обязанности по организации сбора и вывоза хозяйственно-бытовых стоков,

УСТАНОВИЛ:

Тверской межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Есеновического сельского поселения о возложении обязанности по организации сбора и вывоза хозяйственно-бытовых стоков.

В обоснование заявленных исковых требований указал, что Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по факту сброса хозяйственно-бытовых стоков на рельеф местности с самотечного канализационного коллектора на расстоянии 500 м. от с. .... Установлено, что в 2009 году администрацией ... в соответствии с проектом строительства очистных сооружений с. ..., организовано строительство самотечного коллектора протяженностью 317 п.м., по которому от жилых домов с ... поступают неочищенные, необеззараженные хозяйственно-бытовые стоки и на расстоянии 500 м. от с. ... сбрасываются на рельеф местности, загрязняя почву, нанося вред окружающей среде. По результатам проведенных испытаний отобранных проб образцов почвы Номер обезличен от Дата обезличена.2009 года ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области почва в районе стока не отвечает гигиеническим требованиям СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы». Статьей 14 Федерального закона от 16.10.03 г. № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Отходы производства и потребления - остатки сырья, материал полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие cвои потребительские свойства (ст. 1 Федерального закона «Об отходах производств потребления»).

Согласно ч. 2 раздела 1 Постановления Правительства РФ № 155 10.02.1997г. (в ред. от 01.02.2005г.) «Об утверждении правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов», твердые и жидкие бытовые отходы - это отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.)

На основании Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.12.2002 № 786, хозяйственно-бытовые стоки включены в перечень образующихся в Российской Федерации отходов (код 95100000), систематизированных по совокупности приоритетных признаков: происхождению, агрегатному физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую природную среду.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. ст. 11, 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Таким образом, при сбросе на рельеф местности на расстоянии 500 м от с. ... сточных вод с превышением предельно допустимых концентраций вредных веществ нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается исполнением Федеральных законов, регулирующих правоотношения в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 17 Конституции РФ признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Статьей 18 Конституции РФ установлено, что права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваю правосудием.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» установлено право граждан на благоприятную среду обитания.

В судебном заседании представитель истца уточнила исковые требования, представив соответствующее заявление, где просила суд обязать Администрацию Есеновического сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области организовать сбор и вывоз хозяйственно-бытовых стоков, сбрасываемых с самотечного коллектора на расстоянии 500 м. от с. ..., исключающих попадание неочищенных хозяйственно-бытовых стоков на рельеф местности. В остальной части исковые требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, полагает, что являются ненадлежащими ответчиками по делу, поскольку между Администрацией Есеновичского сельского поселения и Администрацией ... заключено соглашение о передаче отдельных полномочий по вопросам местного значения и для строительства очистных сооружений недостаточно средств финансирования.

Заслушав объяснения представителей сторон, суд считает, что исковые требования следует удовлетворить.

Анализируя представленные доказательства, судом установлено, что почва, отобранная в месте прорыва наружных сетей канализации у дома № ... и почва, отобранная в месте сброса неочищенных хоз. фекальных сточных вод на рельеф местности из канализационного коллектора, не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы» (л.д. 10-11 - сообщение начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области в городе Вышнем Волочке, Вышневолоцком, Бологовском, Спировском, Удомельском, Фировском районах). Указанное обстоятельство также подтверждается актом проверки от Дата обезличена.2009 года (л.д. 12-14), протоколами лабораторных исследований проб сточных вод и почвы с места сброса (л.д. 15-18). Согласно обращению начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области в городе Вышнем Волочке, Вышневолоцком, Бологовском, Спировском, Удомельском, Фировском районах с целью устранения выявленных нарушений к главе администрации Есеновичского сельского поселения (л.д. 24), Дата обезличена 2009 года установлен факт излива хоз.фекальных сточных вод из канализационного колодца, расположенного у дома № ..., канализационные сточные воды изливаются из канализационного колодца и растекаются по территории, прилегающей к жилым домам № ..., № ... по улице ..., а также имеется прорыв на наружных сетях канализации между жилыми домами № ... и № ... по ул. ... и канализационные сточные воды выходят на поверхность земли и растекаются по рельефу местности вдоль домов, расположенных по ул. .... Таким образом, при сбросе на рельеф местности на расстоянии 500 м от с. ... сточных вод с превышением предельно допустимых концентраций вредных веществ нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» установлено право граждан на благоприятную среду обитания. В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. ст. 11, 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно статье 14 Федерального закона от 16.10.03 г. № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Довод представителя ответчика о том, что ответчиком по данному делу должна являться Администрация ..., суд считает необоснованным по следующим основаниям. По ходатайству Администрации Есеновичского сельского округа было вынесено постановление Администрации ... от Дата обезличена2003 года, согласно которому земельный участок из категорий земель - «земли поселений» в селе ... общей площадью 8000 кв. м. предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование администрации Есеновичского сельского округа для строительства очистных сооружений хозяйственно-бытовой канализации. (л.д. 17), что также подтверждается актом выбора и обследования площадки (л.д. 30-31). В ходе осмотра ... лесничеством Тверской области от Дата обезличена.2009 года установлено, что наружные канализационные сети, очистные сооружения в с. ... находятся на балансе колхоза «...», который объявлен банкротом, канализационные очистные сооружения находятся в нерабочем, полуразрушенном состоянии и в выведение неочищенных, необеззараженных хозяйственно-фекальных сточных вод происходит на рельеф местности, на земли сельскохозяйственного назначения. (л.д. 20-21).

Поскольку в судебном заседании установлено, что, при сбросе на рельеф местности на расстоянии 500 м от с. ... сточных вод с превышением предельно допустимых концентраций вредных веществ нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. относится к вопросам местного значения поселения, а наружные канализационные сети и очистные сооружения в с. ... находятся на балансе колхоза «...», суд удовлетворяет исковые требования.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Тверского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать Администрацию Есеновического сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области организовать сбор и вывоз хозяйственно-бытовых стоков, сбрасываемых с самотечного коллектора на расстоянии 500 метров от с. ..., исключающих попадание неочищенных хозяйственно-бытовых стоков на рельеф местности.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд в течение десяти дней со дня его вынесения.

Судья С.С. Лобанова