Об изменении расчетного размера пенсии при оценке пенсионных прав



Дело № 2-2251/10

Решение

Именем Российской Федерации

«30» ноября 2010 года г.Вышний Волочек

Вышневолоцкий городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Олейник Н.Н.,

при секретаре Пыжовой О.А.,

с участием истца Оленчук Д.С.,

представителя истца Снетковой В.А.,

представителя ответчика Стеблины В.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Оленчука Д.С. к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе Тверской области об изменении расчетного размера пенсии при оценке пенсионных прав,

УСТАНОВИЛ:

Оленчук Д.С. обратился в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе Тверской области об изменении расчетного размера пенсии при оценке пенсионных прав.

В обоснование заявленных требований истец указал, что с <дата> февраля 2001 года он является гражданином Российской Федерации. С <дата> сентября 2010 года истцу была назначена трудовая пенсия в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с учетом общего стажа 37 лет 11 месяцев 21 день и отношения среднемесячной заработной платы к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации 1,00. При исчислении размера пенсии ответчиком не была учтена среднемесячная заработная плата истца за 60 месяцев подряд до <дата> января 2002 года, согласно справкам о размере заработной платы с января 1986 года по декабрь 1990 года, представленным при подаче заявления о назначении трудовой пенсии. Ответчиком определен размер пенсии ни как гражданину Российской Федерации, которым он являлся на день обращения за назначением пенсии, а как гражданину республики Молдова, постоянно проживающему на территории Российской Федерации.

На основании изложенного Оленчук Д.С. просит суд обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе Тверской области произвести перерасчет размера его трудовой пенсии в соответствии с положениями статьи 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ с учетом заработка за период с января 1986 года по декабрь 1990 года с <дата> сентября 2010 года.

Истец Оленчук Д.С. и его представитель Снеткова В.А. в судебном заседании поддержали исковые требования, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Стеблина В.Г. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д.16-17), согласно которым в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон № 173-ФЗ) установлено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Частью 3 статьи 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года установлено, что исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.

Соглашение от 13 марта 1992 подписано Республикой Молдова с условием, что эти вопросы регулируются отдельными соглашениями.

10 февраля 1995 года было заключено такое Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения согласно пункту 3 статьи 6 которого, для граждан государства одной Стороны, переселившихся на территорию государства другой Стороны и работавших после переселения, размер пенсии исчисляется исходя из заработка (дохода), получаемого после переселения.

Письмом от 18 апреля 2006 года №1020-19 Министерство здравоохранения и социального развития РФ разъяснило порядок исчислениязаработка лицам, прибывшим на постоянное место жительства в РФ из Республики Молдовы. После чего 20 июня 2006 года Пенсионный фонд РФ письмом №ЛЧ-25-26/6454 «О заработке для исчисления трудовых пенсий гражданам, прибывшим на постоянное место жительства в Российскую Федерацию из Республик Грузии и Молдовы» изменил свою правоприменительную практику, при этом сказал, что ее изменение не распространяется на ранее вынесенные решения.

В своем разъяснении Министерство здравоохранения и социального развития указало, что согласно ч. 2 п. 3 ст. 6 Соглашения от 10 февраля 1995 года для граждан государства одной Стороны, которые, переселившись на территорию государства другой Стороны, не работали или не имели минимального стажа работы, требуемого для исчисления заработной платы при назначении пенсии в соответствии с законодательством государства Стороны, куда они переселились, размер пенсии исчисляется исходя из среднемесячного заработка работника соответствующей профессии и квалификации, осуществляющего аналогичную деятельность со дня назначения пенсии государством той Стороны, на территорию которого они переселились. В случае невозможности определения среднемесячного заработка в изложенном порядке размер пенсии исчисляется из среднемесячного заработка, сложившегося ко времени назначения пенсии на территории того государства, куда переселился гражданин.

Согласно письму Федеральной службы государственной статистики от 20 июля 2004 года № АС-07-22/1845 статистическое обследование средней заработной платы работников по отдельным профессиям и должностям за декабрь 2001 года не проводилось.

Следовательно, если размер пенсии не может быть исчислен исходя из среднемесячного заработка работника соответствующей профессии и квалификации, то он исчисляется исходя из среднемесячной заработной платы в Российской Федерации по состоянию на декабрь 2001 года (то есть в размере 1671 рубль), утвержденной Правительством Российской Федерации для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, которая соотносится с заработком по стране за аналогичный период (1671 рубль).

Это означает, что если указанные граждане после переселения на территорию Российской Федерации не работали или не имели минимального стажа работы, требуемого для исчисления заработной платы при назначении пенсии в соответствии с Законом №173-Ф3, то им размер трудовой пенсии может быть рассчитан исходя из среднемесячной заработной платы в Российской Федерации по состоянию на декабрь 2001 года в размере 1671 рубль. При этом не имеет значения, прибыли они в Российскую Федерацию до или после вступления в силу указанного Соглашения.

Таким образом, в отношении граждан - переселенцев из Республики Молдовы на территорию Российской Федерации (как пенсионеров, так и не пенсионеров) заработок за периоды работы в СССР до 31 декабря 1991 года не может быть принят во внимание при определении расчетного размера трудовой пенсии, как не предусмотренный указанным Соглашением.

Это не распространяется на граждан, которые постоянно проживают на территории России с момента распада Советского Союза.

Расчетный размер пенсии этой категории граждан осуществляется в соответствии с действующим в Российской Федерации пенсионным законодательством на общих основаниях.

Оленчуку Д.С. с <дата> сентября 2010 года была назначена трудовая пенсия в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона № 173-ФЗ с учетом общего стажа 37 лет 11 месяцев 21 день и отношения заработной платы 1,00. Периоды работы Оленчука Д.С. в республике Молдова включены в расчет для исчисления стажевого коэффициента. Стаж работы на территории Российской Федерации после переселения с <дата> августа 2000 по <дата> декабря 2001 составил 1 год 5 месяцев 10 дней, то есть 17 месяцев.

Поскольку Оленчук Д.С. переселился на территорию Российской Федерации и не имеет минимального стажа работы, требуемого для исчисления заработной платы при назначении пенсии, размер его пенсии рассчитан исходя из среднемесячной заработной платы в Российской Федерации по состоянию на декабрь 2001 года в размере 1671 рубль, таким образом, отношение среднемесячной заработной платы к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации у Оленчука Д.С. составляет 1,00.

Ответчик находит необоснованной ссылку истца на то обстоятельство, что указанный порядок должен применяться к гражданам Молдовы, которые постоянно проживают на территории России и оформляют на территории России пенсию, а не к гражданину России, который после переселения из Молдовы получил гражданство России.

Соглашением от 10 февраля 1995 года определено, что под понятием «граждане» следует понимать лиц, постоянно проживающих на территории Российской Федерации или Республики Молдова и на которых распространяется законодательство этих государств в области пенсионного обеспечения (ч. 1 ст. 1 указанного Соглашения). Другими словами, субъектами вышеуказанных правоотношений могут являться не только граждане Молдовы, имеющие вид на жительство, но и граждане России, получившие гражданство после распада СССР и имевшие гражданство Молдовы, в том числе и работавшие на территории бывшего СССР, поскольку и на них распространяется законодательство РФ в области пенсионного обеспечения.

Учитывая вышеизложенное, представитель ответчика в судебном заседании просил суд в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Судом установлено и подтверждено исследованными в судебном заседании доказательствами, что с <дата> февраля 2001 года Оленчук Д.С. является гражданином Российской Федерации (копия паспорта л.д.8).

<дата> сентября 2010 года Оленчук Д.С. обратился в ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе Тверской области с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости (копия заявления - л.д.48-50).

Решением начальника управления ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе Тверской области истцу с <дата> сентября 2010 года назначена трудовая пенсия по старости, при этом размер его пенсии рассчитан исходя из среднемесячной заработной платы в Российской Федерации в размере 1671 рубль, отношение среднемесячной заработной платы к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации у Оленчука Д.С. составило 1,00 (копия решения - л.д.46, конвертация пенсионных прав - л.д.47).

Согласно сообщению начальника Управления ПФР от <дата> октября 2010 года на обращение Оленчука Д.С. по вопросу исчисления размера пенсии, истцу было разъяснено, что поскольку истец переселился на территории РФ и не имеет минимального стажа работы, требуемого для исчисления заработной платы при назначении пенсии, размер пенсии может быть рассчитан исходя из среднемесячной заработной платы в Российской Федерации по состоянию на декабрь 2001 года (в размере 1671 рубль), утвержденной Правительством Российской Федерации для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, которая соотносится с заработком по стране за аналогичный период (1671 рубль). Таким образом, отношение среднемесячной заработной платы к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации составит 1,00. Оснований для исчисления размера трудовой пенсии с учетом заработной платы за период с января 1986 года по декабрь 1990 года не имеется, так как в отношении граждан - переселенцев из республики Молдова на территорию Российской Федерации заработок за периоды работы в СССР до 31 декабря 1991 года не может быть принят во внимание при определении расчетного размера трудовой пенсии, как не предусмотренный Соглашением от 10 февраля 1995 года (копия соглашения - л.д.11).

Согласно записям в трудовой книжке истец в период с <дата> августа 1979 года по <дата> февраля 1991 года работал на <данные изъяты> (копия трудовой книжки- л.д.36), за указанный период производилось ежемесячное начисление заработной платы в советских рублях (копия справок - л.д.9-10).

Как установлено Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2).

В соответствии с частью 2 статьи 6 Конституции Российской Федерации каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

Статьей 19 Конституции Российской Федерации установлено, что все равны перед законом и судом.

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Статья 39 часть 1 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона №173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 10 данного Закона периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

При решении вопросов пенсионного обеспечения граждан, переселившихся из бывших республик СССР, необходимо исходить из соглашений о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, заключенных Российской Федерации.

В соответствии со статьями 2, 3, 4, 6, 8 Соглашения от 10 февраля 1995 года, заключенного между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации и граждан Республики Молдова, а также членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

При этом под гражданами в рамках данного соглашения понимаются лица, постоянно проживающие на территории Российской Федерации или Республики Молдова и на которых распространяется законодательство этих государств в области пенсионного обеспечения.

Настоящее Соглашение распространяется на все виды государственного пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством каждого из государств.

Стороны предоставляют на своей территории постоянно проживающим гражданам, в том числе переехавшим (приехавшим) из другой Стороны, одинаковые права со своими гражданами в области пенсионного обеспечения.

Назначение пенсий гражданам обоих государств производится по месту их постоянного жительства.

Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный по законодательству обоих государств, в том числе и до вступления в силу настоящего Соглашения, а также на территории государств, входивших в состав СССР по 31 декабря 1991 года.

Для граждан одного государства, переселившихся на территорию другого государства и работавших после переселения, размер пенсии исчисляется из заработка (дохода) после переселения.

Для граждан одного государства, которые после переселения на территорию другого государства не работали или не имеют минимально требуемого периода работы для исчисления заработной платы при назначении пенсии по законодательству государства переселения, размер пенсии исчисляется из среднемесячного заработка работника соответствующей профессии и квалификации, занятого аналогичной деятельностью ко времени назначения пенсии тем государством, на территорию которого они переселились.

В случае невозможности определения среднемесячного заработка в изложенном порядке размер пенсии исчисляется из среднемесячного заработка, сложившегося ко времени назначения пенсии на территории того государства, куда переселился гражданин.

Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в установленном порядке на территории обоих государств, в том числе и до вступления в силу настоящего Соглашения, а также на территории государств, входивших в состав СССР по 31 декабря 1991 года, принимаются без легализации.

Как установлено исследованными в судебном заседании доказательствами в период с 1979 по январь 1991 года истец осуществлял трудовую деятельность на территории Республики Молдова, входившей в состав бывшего СССР.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 названного Соглашения данные периоды трудовой деятельности истца, в том числе на территории Республики Молдова, входившей в состав СССР, учитываются для установления права на пенсию и подлежат включению в страховой стаж для установления трудовой пенсии.

Суд считает, что положения пункта 3 статьи 6 названного Соглашения, не могут рассматриваться как нормы, ограничивающие право истца на исчисление пенсии исходя из заработка в рублях (СССР) в периоды осуществления им трудовой деятельности на территории бывшего СССР, в том числе Республики Молдова, входившей в его состав.

Исходя из буквального толкования пункта 3 статьи 6 указанного Соглашения, содержащийся в нем порядок исчисления пенсии, применяется в отношении «граждан одного государства» переселившихся на территорию другого государства, т.е. применительно к рассматриваемому спору распространяется на граждан Республики Молдова, переселившихся на территорию Российской Федерации.

Прямого указания на применение данного порядка исчисления пенсии в отношении граждан Российской Федерации, ранее переселившихся из Республики Молдова на территорию Российской Федерации, равно как запрет на применение в отношении данных граждан порядка исчисления пенсии, установленного национальным законодательством того государства, гражданство которого они имеют и на территорию которого они переселились, указанное Соглашение не содержит.

Как следует из материалов дела, Оленчук Д.С. на момент обращения с заявлением о назначении трудовой пенсии являлся гражданином Российской Федерации, в связи с чем, ему в соответствии с Конституцией Российской Федерации, статьей 3 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», а также статьей 4 названного международного Соглашения, должны быть обеспечены равные возможности в назначении пенсии с другими гражданами Российской Федерации.

При этом в соответствии с пунктом 12 статьи 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при оценке пенсионных прав допускается применение порядка подтверждения трудового стажа, а в необходимых случаях и заработка застрахованного лица, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий, до дня вступления в силу данного Федерального закона. Статья 102, ранее действовавшего Закона РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», предусматривала возможность исчисления пенсии из заработка за любые 60 месяцев подряд, полученного в течение всей трудовой деятельности, в т.ч. на территории бывшего СССР.

На основании изложенного суд считает возможным исчисление трудовой пенсии истца исходя из сведений о его заработной плате в рублях (СССР) за период его работы с <дата> января 1986 года по <дата> января 1990 года, полученной в республике Молдова, входившей в состав бывшего СССР.

При этом, суд учитывает, что возможность использования заработка в рублях СССР за периоды работы, имевшие место до 31 декабря 1991 года, для расчета трудовой пенсии истца, как лица, переселившегося на территорию Российской Федерации из Республики Молдова, предусмотрена также распоряжением Пенсионного фонда РФ от 22 июня 2004 года № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР» (с изменениями от 28 января 2005 года). Так в пункте 12 указанного распоряжения указано, что по желанию граждан - переселенцев из Молдовы при оценке их пенсионных прав может быть использован заработок в рублях (СССР) за периоды работы до 31 декабря 1991 года (письмо Минтруда России от 14 ноября 2003 года №3738-16).

При указанных обстоятельствах, отказ ответчика в исчислении пенсии истца с учетом его заработка за период с января 1986 года по декабрь 1990 года, по мнению суда, противоречит нормам названного международного Соглашения, законодательству Российской Федерации и не оправдывается ни одной из целей, установленной статьей 55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

С учетом вышеизложенного, в целях восстановления нарушенных прав истца, суд считает возможным обязать ответчика произвести перерасчет размера трудовой пенсии Оленчуку Д.С. в соответствии с положениями статьи 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ с учетом размера его заработной платы за период с января 1986 года по декабрь 1990 года.

На основании изложенного, руководствуясь статей 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Оленчука Д.С. к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе Тверской области об изменении расчетного размера пенсии при оценке пенсионных прав удовлетворить.

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе Тверской области произвести перерасчет размера трудовой пенсии, назначенной Оленчуку Д.С., в соответствии с положениями статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»с учетом заработной платы Оленчука Д.С. за период с января 1986 года по декабрь 1990 года, с <дата> сентября 2010 года.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тверской областной суд через Вышневолоцкий городской суд Тверской области в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Н.Н.Олейник

Мотивированное решение суда составлено 07 декабря 2010 года.

Судья Н.Н. Олейник

Решение не вступило в законную силу