Дело № 2-2145/10
Решение
Именем Российской Федерации
13 декабря 2010 года
Вышневолоцкий городской суд Тверской области
в составе председательствующего судьи Сураевой Е.В.,
при секретаре Смирновой Е.С.,
с участием прокурора Кулакова С.А.,
с участием представителя ответчика Плавинской О.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вышневолоцкого межрайонного прокурора, действующего в защиту законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, и Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям к Саламатину В.И. и обществу с ограниченной ответственностью «Вышневолоцкий мясокомбинат» об обязании осуществить уничтожение некачественной и опасной пищевой продукции,
УСТАНОВИЛ:Вышневолоцкий межрайонный прокурор, действующий в защиту законных интересов Российской Федерациии неопределенного круга лиц, и Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям обратились в суд с иском к Саламатину В.И. и Закрытому акционерному обществу «Вышневолоцкий мясокомбинат» об обязании осуществить уничтожение некачественной и опасной пищевой продукции (шпика свиного в количестве <данные изъяты>), указанной в постановлении заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям от <дата> <№>, в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование исковых требований указано, что <дата> в Вышневолоцкую межрайонную прокуратуру поступило обращение заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям (далее - Управление Россельхознадзора) о принятии мер прокурорского реагирования в связи с нарушением законодательства о качестве и безопасности пищевых продуктов, которое выражается в следующем.
<дата> Управлением Россельхознадзора был выявлен факт перевозки на территории Тверской области (на <адрес>) автомобильным транспортом груза - пищевой продукции животного происхождения (шпика свиного в количестве <данные изъяты>) без ветеринарных сопроводительных документов, характеризующих территориальное и видовое происхождение и ветеринарно-санитарное состояние указанной продукции, а также эпизоотическое состояние места производства этой продукции. Данный груз сопровождал Саламатин В.И.
Согласно ст.3 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 2 января 2000 года №29-ФЗ в обороте могут находиться пищевые продукты, соответствующие требованиям нормативных документов. Не могут находиться в обороте пищевые продукты, которые не имеют удостоверений качества и безопасности пищевых продуктов, документов изготовителя, поставщика пищевых продуктов, подтверждающих их происхождение. Такие пищевые продукты признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
На основании акта от <дата> <№> о нарушении законодательства в сфере ветеринарии при перевозке автомобильным транспортом груза, подконтрольного Госветнадзору, составленного Управлением Россельхознадзора, движение груза (шпика свиного в количестве 2904 кг) было временно приостановлено. По предписанию Управлением Россельхознадзора от <дата> <№> данный груз был помещен на временное хранение в холодильную камеру ЗАО «Вышневолоцкий мясокомбинат».
В соответствии с п.п.1-5 ст.25 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» некачественные и опасные пищевые продукты, изъятые из оборота, подлежат соответствующей экспертизе (санитарно-эпидемиологической, ветеринарно-санитарной, товароведческой и другой), проводимой органами государственного надзора и контроля в соответствии со своей компетенцией, в целях определения возможности утилизации или уничтожения таких пищевых продуктов. Некачественные и опасные пищевые продукты на срок, необходимый для проведения их экспертизы, утилизации или уничтожения, направляются на временное хранение, условия осуществления которого исключают возможность доступа к таким пищевым продуктам. На основании результатов экспертизы некачественных и опасных пищевых продуктов соответствующий орган государственного надзора и контроля принимает постановление об их утилизации или уничтожении. Владелец некачественных и (или) опасных пищевых продуктов осуществляет выбор способов и условий их утилизации или уничтожения в соответствии с требованиями нормативных либо технических документов и согласовывает с органом государственного надзора и контроля, вынесшим постановление об утилизации или уничтожении таких пищевых продуктов, способы и условия их утилизации или уничтожения. Расходы на экспертизу, хранение, перевозку, утилизацию или уничтожение некачественных и опасных пищевых продуктов оплачиваются их владельцем. Владелец некачественных и опасных пищевых продуктов обязан представить в орган государственного надзора и контроля, вынесший постановление об их утилизации или уничтожении, документ либо его заверенную в установленном порядке копию, подтверждающие факт утилизации или уничтожения таких пищевых продуктов.
Аналогичные требования содержатся в Положении о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении.
Во исполнение указанных требований законодательства ФГУ «Тверская межобластная ветеринарная лаборатория» была проведена по поручению Управления Россельхознадзора экспертиза шпика свиного в количестве <данные изъяты> в целях определения возможности его утилизации или уничтожения. Согласно заключению экспертизы от <дата> <№> данная продукция не соответствует требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 6 ноября 2001 г.).
Постановлением заместителя руководителя Управления Россельхознадзора от <дата> <№> изъятая из оборота продукция (шпик свиной в количестве <данные изъяты>) была направлена на уничтожение, Саламатину В.И. предписывалось выбрать способы и условия ее уничтожения в соответствии с требованиями нормативных и технических документов. Данное постановление было направлено в адрес Саламатина В.И. заказным письмом с уведомлением о вручении. Одновременно с этим постановлением Саламатину В.И. было направлено требование об уничтожении шпика свиного в количестве <данные изъяты> в срок до <дата>.
Однако в нарушение требований п.п.3 и 5 ст.25 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» Саламатин В.И. до настоящего времени не принял мер к уничтожению некачественной пищевой продукции. Несмотря на то, что предоставленный Саламатину В.И. срок для добровольного исполнения постановления заместителя руководителя Управления Россельхознадзора от <дата> <№> истек, ЗАО «Вышневолоцкий мясокомбинат» также не приняло мер к уничтожению этой продукции. Вместе с тем, ЗАО «Вышневолоцкий мясокомбинат» имеет возможность самостоятельно уничтожить шпик свиной в количестве <данные изъяты> с отнесением расходов по его уничтожению на Саламатина В.И., поскольку это допускается ст.25 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов».
На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации.
Настоящее исковое заявление предъявляется в защиту интересов Российской Федерации, поскольку Саламатиным В.И. и ЗАО «Вышневолоцкий мясокомбинат» нарушены требования Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и не выполнено постановление федерального органа, осуществляющего государственный контроль и надзор (Управления Россельхознадзора).
Из преамбулы к Федеральному закону «О качестве и безопасности пищевых продуктов» следует, что этот закон регулирует отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека. Настоящее исковое заявление предъявляется также в защиту интересов неопределённого круга лиц, поскольку неисполнение требований упомянутого Федерального закона, связанных с необходимостью уничтожения некачественной и опасной пищевой продукции, может повлечь за собой причинение вреда здоровью граждан, определить круг которых не представляется возможным.
В данном случае может быть применён способ защиты права, установленный ст. 12 Гражданского кодекса РФ, а именно - присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В дальнейшем истцы предъявили указанные исковые требования к Саламатину В.И. и ООО «Вышневолоцкий мясокомбинат».
В судебном заседании прокурор Кулаков С.А. поддержал иск по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представители истца - Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям - Орлова И.Ю., Зеленец Н.В. ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия, иск поддерживают.
Представитель ООО «Вышневолоцкий мясокомбинат» Плавинская О.Е. иск признала.
Ответчик Саламатин В.И. в судебное заседание не явился, возражений по иску не представил. Судом приняты меры к извещению ответчика о месте и времени рассмотрения дела.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Неисполнение требований Федерального закона Российской Федерации от 02 января 2000 года №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», связанных с необходимостью уничтожения некачественной и опасной пищевой продукции, может повлечь причинение вреда здоровью неопределенного круга граждан.
Из материалов дела следует, что Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям обратилось к прокурору Тверской области о принятии мер прокурорского реагирования по факту неисполнения требования об уничтожении шпика свиного в количестве <данные изъяты>.
Актом Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям <№> о нарушении законодательства в сфере ветеринарии, при перевозке автомобильным транспортом груза, подконтрольного Госветнадзору от <дата> установлено, что <дата> в 15.00 часов на <адрес>, при досмотре автомобиля <данные изъяты> государственный номер <№> выявлен факт перевозка продукции животного происхождения - шпика свиного в количестве <данные изъяты>. Перевозка из <адрес> в <адрес> осуществлялась без ветеринарных сопроводительных документов.
Предписанием старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям <№> от <дата> ФИО1 с целью устранения выявленных нарушений, выразившихся в отсутствии ветеринарных сопроводительных документов на груз (шпик свиной), предписано Саламатину В.И. выполнить следующие мероприятия: поместить груз на временное хранение до предъявления ветеринарно-сопроводительных документов в силу пункта 3.5 Правил организации работ по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных Приказом Минсельхоза России от <дата> <№>.
Из акта старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям ФИО1 от <дата> следует, что шпик свиной в количестве <данные изъяты> помещен в холодильную камеру ЗАО «Вышневолоцкий мясокомбинат» для дальнейшего решения вопроса об использовании данного груза.
Из объяснений Саламатина В.И. от <дата> следует, что документы на груз (сало свиное) отсутствуют.
Из результатов исследований по экспертизе <№> от <дата> следует, что представленный на испытание образец шпика не соответствует требованиям Сан ПиН 2.3.2. 1078-01.
Из постановления <№> Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям от <дата> следует, что шпик свиной в количестве <данные изъяты> направлен на уничтожение.
Саламатину В.И. указано на необходимость выбора способов и условий его уничтожения в соответствии с требованиями нормативных либо технических документов и согласования с Управлением Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям, Управлением ветеринарии Тверской области, а также с Управлением Роспотребнадзора по Тверской области.
Письмом Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям от <дата> Саламатину В.И. предложено выбрать способы и условия уничтожения некачественной и опасной продукции в соответствии с требованиями нормативных документов.
<дата> в адрес Саламатина В.И. направлено требование Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям о решении вопроса об уничтожении шпика свиного в количестве <данные изъяты> в срок до <дата>.
Из уведомлений ЗАО «Вышневолоцкий мясокомбинат» от <дата>, <дата> следует, что Саламатину В.И. предлагалось решить вопрос о перемещении шпика свиного в другое место либо его утилизации.
Решением Московского районного суда г. Твери от <дата> заявление Саламатина В.И. о признании незаконными действий Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям об изъятии груза - шпика свиного в количестве <данные изъяты>, по выдаче предписания от <дата> о помещении груза на временное хранение оставлено без удовлетворения.
Из решения Вышневолоцкого городского суда Тверской области от <дата> следует, что в удовлетворении иска Саламатина В.И. к закрытому акционерному обществу «Вышневолоцкий мясокомбинат» и Управлению по Тверской и Псковской областям Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору «Россельхознадзор» о взыскании 522720 рублей отказано.
Согласно ст.1 Федерального закона Российской Федерации от 02 января 2000 года №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» под оборотом пищевых продуктов, материалов и изделий понимается купля-продажа (в том числе экспорт и импорт) и иные способы передачи пищевых продуктов, материалов и изделий (далее - реализация), их хранение и перевозки.
В соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона Российской Федерации от 02 января 2000 года №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Согласно ст.3 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 2 января 2000 года №29-ФЗ в обороте могут находиться пищевые продукты, соответствующие требованиям нормативных документов. Не могут находиться в обороте пищевые продукты, которые не имеют удостоверений качества и безопасности пищевых продуктов, документов изготовителя, поставщика пищевых продуктов, подтверждающих их происхождение. Такие пищевые продукты признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Судом установлено, что Саламатин В.И. осуществлял перевозку груза - пищевой продукции животного происхождения (шпика свиного в количестве <данные изъяты>) без ветеринарных сопроводительных документов, характеризующих территориальное и видовое происхождение и ветеринарно-санитарное состояние указанной продукции, а также эпизоотическое состояние места производства указанной продукции.
Согласно заключению экспертизы от <дата> <№> указанная продукция не соответствует требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов».
В силу ч.2 ст.25 Федерального закона Российской Федерации от 02 января 2000 года №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» некачественные и опасные пищевые продукты, материалы и изделия на срок, необходимый для проведения их экспертизы, утилизации или уничтожения, направляются на временное хранение, условия осуществления которого исключают возможность доступа к таким пищевым продуктам, материалам и изделиям.
Находящиеся на временном хранении некачественные и опасные пищевые продукты, материалы и изделия подлежат строгому учету. Ответственность за сохранность таких пищевых продуктов, материалов и изделий несет их владелец.
Старшим государственным инспектором Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям ФИО1 шпик свиной в количестве <данные изъяты> помещен в холодильную камеру ЗАО «Вышневолоцкий мясокомбинат» для дальнейшего решения вопроса об его использовании.
Статьей 25 указанного закона предусмотрено, что расходы на экспертизу, хранение, перевозки, утилизацию или уничтожение некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий оплачиваются их владельцем.
Владельцем некачественной и опасной пищевой продукции - шпика свиного в количестве <данные изъяты> является ответчик Саламатин В.И.
Суд находит обоснованными доводы прокурора и истца о том, что ООО «Вышневолоцкий мясокомбинат» имеет возможность самостоятельно уничтожить шпик свиной в количестве <данные изъяты> с отнесением расходов по его уничтожению на Саламатина В.И.
Статьей 25 Федерального закона Российской Федерации от 02 января 2000 года №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» не запрещено уничтожение некачественной и опасной пищевой продукции лицом, у которого находится на временном хранении данная пищевая продукция.
Ответчик, ООО «Вышневолоцкий мясокомбинат», иск признал.
Суд в соответствии со ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принимает признание иска ответчиком, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
При таких обстоятельствах суд полагает, что исковые требования Вышневолоцкого межрайонного прокурора, действующего в защиту законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, и Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям к Саламатину В.И. и ООО «Вышневолоцкий мясокомбинат» об обязании осуществить уничтожение некачественной и опасной пищевой продукции подлежат удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судРЕШИЛ:Исковые требования Вышневолоцкого межрайонного прокурора, действующего в защиту законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, и Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям удовлетворить.
Обязать Саламатина В.И. и общество с ограниченной ответственностью «Вышневолоцкий мясокомбинат» в течение десяти дней со дня вступления решения в законную силу исполнить обязанность в натуре, а именно: уничтожить некачественную и опасную пищевую продукцию - шпик свиной в количестве <данные изъяты> килограмма, указанную в постановлении заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям от <дата> <№>.
Взыскать с Саламатина В.И. государственную пошлину в размере 2000 (две тысячи) рублей.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Вышневолоцкий мясокомбинат» государственную пошлину в размере 2000 (две тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Вышневолоцкий городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Е.В. Сураева
Решение не вступило в законную силу.