О назначении досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности



Дело № 2 - 2340/10

Решение

Именем Российской Федерации

Вышневолоцкий городской суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Кяппиева Д.Л.,

при секретаре Крылове А.М.,

с участием истца Морозовой М.В.,

представителя ответчика Дудкиной Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вышнем Волочке Тверской области 22 декабря 2010 года дело по иску

Морозовой М.В. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда России в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонное) Тверской области о назначении досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности,

установил:

Морозова М.В. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонное) Тверской области, в котором обязать ответчика включить периоды работы в должности избранного секретаря-заведующего отделом учащейся молодежи и пионеров <данные изъяты> райкома ВЛКСМ с <дата>.1986 года по <дата>.1986 года и период нахождения в дополнительном отпуске по уходу за ребенком с <дата>.1991 года по <дата>.1991 года в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а также обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с <дата>.2010 года.

В обоснование заявленных требований истец указала, что <дата>.2010 года она обратилась в клиентскую службу ГУ - Управление ПФР в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Ответчик вынес решение об отказе в назначении трудовой пенсии по старости в связи с тем, что стаж работы, дающий право на назначение пенсии, составляет менее 25 лет. Согласно записям в трудовой книжке и уточняющим справкам, календарный педагогический стаж истца составляет, на день подачи заявления о назначении досрочной пенсии, - 25 лет. В стаж работы не были зачтены периоды: работа в должности избранного секретаря-заведующего отделом учащейся молодежи и пионеров <данные изъяты> райкома ВЛКСМ с <дата>.1986 года по <дата>.1986 года; нахождение в дополнительном отпуске по уходу за ребенком с <дата>.1991 года по <дата>.1991 года. С учетом исключения из календарного специального стажа указанных периодов, специальный стаж истца составляет менее 25 лет, а именно: 24 года 2 месяца 10 дней.

В судебном заседании истец поддержала заявленные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении и в письменном пояснении, в котором указано, что она в период с <дата>.1986 года по <дата>.1986 год занималась воспитанием и обучением детей от 7 до 17 лет (октябрят, пионеров, комсомольцев), прививала культуру детям, воспитывала любовь к Родине, передавала знания о ценностях и истории страны, организовывала досуг детей. Проводила игры патриотической направленности, уроки мужества, организовывала встречи школьников с ветеранами ВОВ, осуществляла подготовку ребят к вступлению в комсомол, направляла работу старших пионервожатых, курировала работу пионерских и комсомольских организаций в школах района. Характер труда и условия осуществляемой работы, функциональные обязанности, свидетельствуют об осуществлении в спорный период образовательного и воспитательного процесса. То есть педагогической деятельности. На день обращения стаж работы по специальности составил 24 года 2 месяца 10 дней, то есть более 2/3 стажа, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на досрочную пенсию по старости. Отпуск по уходу за ребёнком до трёх лет с <дата>.1991 года по <дата>.1991 года имел место до вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1. Указанный дополнительный отпуск подлежит зачёту в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

В судебном заседании представитель ответчика иск не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, в которых указано, что наименование учреждения «РК ВЛКСМ» и должность «секретарь-заведующий отделом учащейся молодёжи и пионеров» - не предусмотрены Списками должностей учреждений, работ, в которых засчитывается стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждёнными постановлениями Правительства РФ от 29.10.2002 года № 871, от 22.08.1999 года № 1067, а также Списками, утверждёнными постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463. В п.4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённого постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, введено условие, что время включения в педагогический стаж выборной комсомольской работы зачитывается, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на эту пенсию. Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397 утратило своё действие с 01 октября 1993 года. Следовательно, истицей на 01 октября 21993 года было выработано менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Положением, утверждённым постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397. Морозовой М.В. был засчитан в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, только период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком до полутора лет, то есть с <дата>.1989 года по <дата>.1990 года.

Заслушав объяснения истца, представителя ответчика, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Свидетель ФИО1 в судебном заседании показала, что работа истца в должности секретаря-заведующего отделом учащейся молодёжи и пионеров РК ВЛКСМ заключалась в руководстве пионервожатыми, проведением воспитательной работы в районной комсомольской организации. Педагогическая деятельность не прерывалась. Также истец находилась в отпуске по уходу за ребёнком.

Свидетель ФИО2 в судебном заседании показала, что истец в 1986 году была назначена на должность секретаря-заведующего отделом учащейся молодёжи и пионеров РК ВЛКСМ. Истец участвовала в комсомольских собраниях, проводила различные мероприятия воспитательного характера с детьми. На данную должность брали людей с высшим педагогическим образованием. Также истец находилась в отпуске по уходу за ребёнком.

Из протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан <№> от <дата>.2010 года усматривается, что Морозовой М.В. в стаж работы, который дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не были зачтены периоды: работа в должности избранного секретаря-заведующего отделом учащейся молодежи и пионеров <данные изъяты> райкома ВЛКСМ с <дата>.1986 года по <дата>.1986 года; нахождение в дополнительном отпуске по уходу за ребенком с <дата>.1991 года по <дата>.1991 года; нахождение в административном отпуске с <дата>.1997 года по <дата>.1997 года.

Согласно трудовой книжке <№>, Морозова М.В. работала с <дата>.1985 г. по <дата>.1986 г. - воспитателем в группе продленного дня <данные изъяты> средней школы <№>; с <дата>.1986 г. по <дата>.1986 г. - секретарем-заведующей отдела учащейся молодежи и пионеров <данные изъяты> райкома ВЛКСМ; с <дата>.1986 г. по настоящее время - учителем английского языка в <данные изъяты> средней школе <№>.

Из материалов отказного пенсионного дела усматривается, что Морозова М.В. с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости обратилась в ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонное) Тверской области обратилась <дата> 2010 года.

Ответчик отказал истцу в досрочном назначении пенсии по старости по двум позициям, которые в отдельности будут рассмотрены судом.

Истец не согласна с тем, что ответчик не засчитал ей в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периоды ее работы в должности «секретаря-заведующей отдела учащейся молодежи и пионеров <данные изъяты> райкома ВЛКСМ» с <дата>.1986 г. по <дата>.1986 г.

При этом ответчик не оспаривает сам факт работы истца в должности секретаря-заведующего отдела учащейся молодежи и пионеров <данные изъяты> райкома ВЛКСМ с <дата>.1986 г. по <дата>.1986 г.

В соответствии с подп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года №173 - ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 319-ФЗ), трудовая пенсия по старости назначается досрочно лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Аналогичная норма содержалась в постановлении Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (пункт 1 подпункта «а») и в Законе РФ от 20 ноября 1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (статья 80).

Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1067 (далее - постановление N 1067) не отменяет действия постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 и утвержденного им Списка (профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР»). Постановление N 1067 устанавливает правило, согласно которому периоды работы в соответствующих должностях до 1 ноября 1999 г. засчитываются в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, на основании прежних нормативных правовых актов Правительства, а после указанной даты - на основании новых нормативных правовых актов ("нового" Списка и Правил).

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утверждённый постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. №1067, как и Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (по которому исчисляется выслуга за периоды работы до 1 ноября 1999 г.), содержит конкретные наименования должностей и учреждений, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет.

В силу п.2 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173 - ФЗ, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Аналогичные нормы содержались и в Законе РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 года №340-1 (статья 83).

Согласно п.1 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п.10 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, настоящие правила регулируют порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, по вышеуказанному основанию.

Суд считает, что период работы истца с <дата>.1986 г. по <дата>.1986 г. в должности секретаря-заведующего отдела учащейся молодежи и пионеров <данные изъяты> райкома ВЛКСМ подлежит зачету в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 Разъяснения «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27,28,30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Минтруда РФ от 17 октября 2003 года №70, при исчислении продолжительности страхового стажа (абз.3 ст.2 Закона) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (ст.27,28 Закона), в указанный стаж включаются все периоды и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались, соответственно, в общий рудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действующему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававший право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правового акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального рудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой.

Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации Постановлением от 29 января 2004 года №2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установил, что нормы Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).

Кроме того, как отмечается в указанном Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть1), 18, 19 и 55 (часть1) Конституции Российской Федерации, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официального признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защите.

В указанный спорный период времени (<дата>.1986 г. - <дата>.1986 г.) действовало утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение "О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", в п. "а" ч. 1 которого указано, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах.

Пунктом 4 установлено, что время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Судом установлено, что Морозова М.В. с <дата>.1986 года по <дата>.1986 года работала в должности секретаря-заведующей отделом учащейся молодежи и пионеров <данные изъяты> РК ВЛКСМ, данная работа по указанной должности являлась выборной работой в комсомольских органах. Однако ответчиком данный стаж не был включен в стаж, дающий право Морозовой М.В. на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Также судом было установлено, что на <дата>.2010 года - момент обращения за назначением досрочной трудовой пенсии Морозовой М.В. выработано 24 года 2 месяца 10 дней по специальности, то есть более 2/3 стажа, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на досрочную пенсию по старости.

Тот факт, что должность «секретарь-заведующий отделом учащейся молодежи и пионеров» и организация «РК ВЛКСМ» постановлением N 1397 не были предусмотрены, является необоснованным, поскольку согласно п. "а" ч. 1 Положения "О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах.

В суде нашло подтверждение то обстоятельство, что работа в районном комитете ВЛКСМ в качестве секретаря-заведующего отделом молодежи и пионеров относится к выборной работе в комсомольских органах.

Также судом установлено, что в данный спорный период истец осуществляла педагогическую деятельность.

Данное обстоятельство подтверждают, в частности, план учёбы, протоколы семинаров, списки пионервожатых за период с апреля 1986 года по ноябрь 1986 года.

Также суд учитывает, что в спорный период действовал Устав Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодёжи (ВЛКСМ).

Согласно п.34 Устава ВЛКСМ основными обязанностями районных организаций комсомола и их руководящих органов являются: политическая, организаторская, идейно-воспитательная и культурно-массовая работа среди молодёжи; забота о повышении общеобразовательного, профессионального и культурно-технического уровня молодёжи; привлечение всех комсомольцев к общественной работе.

В соответствии с п.54 Устава ВЛКСМ комсомольские организации обязаны заниматься повседневной работой пионерских отрядов и дружин, учёбой пионерского актива, развивать самостоятельность и инициативу пионеров. Комсомольские органы призваны проявлять постоянную заботу о том, чтобы пионерская работа охватывала все стороны жизни детей в школе и по месту жительства во внеурочное время; создавать все условия для проведения их разумного, интересного досуга для всемерного развития технического, художественного творчества школьников, занятием спортом и туризмом.

Данный документ также подтверждает педагогическую направленность работы в должности секретаря-заведующего отделом молодежи и пионеров в районном комитете ВЛКСМ как органе комсомольской организации.

Доводы ответчика о том, что истцом на момент отмены постановления N 1397 от 17.12.1959 года 2/3 педагогического стажа не отработано, поэтому стаж подлежит исчислению по постановлению N 781 от 29.10.2002 года, является несостоятельным, поскольку противоречит принципу правовой определенности и связанного с ним предсказуемостью законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения.

При этом суд учитывает, что в п.4 Положение «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утверждённого постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение "О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения"от 17 декабря 1959 года N 1397 говорится о стаже, необходимом для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П, ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией.

В суде установлено, что истец обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе Тверской области (межрайонное) за назначением досрочной трудовой пенсии <дата> 2010 года и на этот момент у неё имелось более 2/3 стажа работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на назначении данной пенсии.

То обстоятельство, что постановлением Совета Министров СССР Совета Министров СССР Положение "О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения"от 17 декабря 1959 года N 1397 утратило силу с 01 октября 1993 года не имеет правового значения к рассматриваемому спору, поскольку истец работала в должности секретаря-заведующего отдела учащейся молодежи и пионеров <данные изъяты> райкома ВЛКСМ на момент действия данного постановления.

При этом суд учитывает, что предусмотренная пенсионным законодательством возможность досрочного назначения пенсии по старости отдельным категориям работников связана, прежде всего, с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой профессиональной деятельности.

То обстоятельство, что должность секретаря-заведующей отдела учащейся молодежи и пионеров <данные изъяты> райкома ВЛКСМ не предусмотрена ни списком профессий, должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, само по себе не может свидетельствовать об изменении условий и характера профессиональной деятельности работников и не означает о существовании таких различий.

Тем более, такой критерий, как наименование должности, по убеждению суда, не может повлечь различий в условиях приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии его работников.

В этой связи суд считает необходимым засчитать в стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период работы с <дата> 1986 года по <дата> 1986 года в должности избранного секретаря-заведующего отделом учащейся молодёжи и пионеров <данные изъяты> райкома ВЛКСМ.

Истец не согласна с тем, что ответчик не засчитал ей в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, период нахождения в дополнительном отпуске по уходу за ребенком свыше полутора лет: с <дата>.1991 года по <дата>.1991 года.

При этом ответчик не оспаривает сам факт нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком.

Ответчиком оспаривается само право истца на включение периода отпуска по уходу за ребенком в трудовой стаж, поскольку время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж и в стаж работы по специальности.

С позицией ответчика в части отказа включить в стаж работы истца, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, период нахождения в дополнительном отпуске по уходу за ребенком: с <дата>.1991 года по <дата>.1991 года, суд не может согласиться.

До вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, ст. 167 КЗоТ РФ предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Истец находилась в дополнительном отпуске по уходу за ребенком в период с <дата>.1991 года по <дата>.1991 года, то есть до вступления в силу вышеназванного Закона (Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации" вступил в силу с 06 октября 1992 года).

Согласно ст. 167 КЗоТ РФ, действовавшей в редакции до изменений, внесенных Законом РФ от 25.09.1992 г. N 3543-1, дополнительный отпуск по уходу за ребенком без сохранения заработной платы засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.

В соответствии с п. 10 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 г. N 517, руководители предприятий, учреждений и организаций обязаны были предоставлять женщинам по их просьбе после окончания отпуска по беременности и родам дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста одного года.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. N 235 "О порядке введения частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и других мероприятий по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" введен для работающих матерей, имеющих общий трудовой стаж не менее одного года, а также для женщин, обучающихся с отрывом от производства, частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года. Одновременно работающие матери получили право на дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" от 22 августа 1989 г. N 667 с 1 декабря 1989 г. было предоставлено право на получение дополнительного отпуска по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, из которых полтора года являлись частично оплачиваемыми.

Согласно ст. 167 КЗоТ РФ в редакции Закона РФ от 25.09.1992 N 3543-1, отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности (кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях).

Таким образом, до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации" (до 06.10.1992 г.), с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности для досрочного назначения пенсии, действовала статья 167 КЗоТ РФ, которая предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Согласно п. 15 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.12.2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", согласно которому при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Таким образом, суд учитывает, что в соответствии с КЗоТ РСФСР, действовавшим в редакции до изменений, внесенных Законом РФ от 25.09.1992 г. N 3543-1, подлежало включению время дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет в специальный стаж по специальности и в случае назначения пенсии на льготных условиях, а в Разъяснениях "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возврата полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет", утвержденных Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 06.07.1982 г. N 156/10-30, которым руководствовался ответчик при принятии решения об отказе в назначении истцу досрочной трудовой пенсии по старости, не содержится ограничений по возможности учета времени дополнительного неоплачиваемого отпуска в стаже, дающем право на пенсию на льготных условиях.

Поскольку ч.2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст.ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период нахождения истца в дополнительном отпуске по уходу за ребенком с 11.04.1991 года по 07.07.1991 год подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.

В этой связи суд считает необходимым засчитать в стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период нахождения в дополнительном отпуске по уходу за ребёнком с <дата> 1991 года по <дата> 1991 года.

Суд установил, что Морозова М.В. <дата> 2010 года обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонное) Тверской области с заявлениями о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ.

Суд считает, что на день обращения за назначением трудовой пенсии по старости размер специального стажа истца, связанного с осуществлением педагогической деятельности, соответствовал требованиям, закрепленным в п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ.

В этой связи суд полагает необходимым удовлетворить требования истца, признать ее право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, и обязать ответчика назначить Морозовой М.В. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с <дата> 2010 года.

В силу ч.1 ст.88 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии с ч.1 ст.98 Гражданского процессуального кодекса РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В этой связи суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца 200 рублей в счет возмещения судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

Включить в стаж работы Морозовой М.В., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, период работы в должности избранного секретаря-заведующего отделом учащейся молодёжи и пионеров <данные изъяты> районного комитета Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодёжи с <дата> 1986 года по <дата> 1986 года, период нахождения в дополнительном отпуске по уходу за ребёнком с <дата> 1991 года по <дата> 1991 года.

Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионногофонда России в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонное) Тверской области назначить Морозовой М.В. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с <дата> 2010 года.

Взыскать с государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда России в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонное) Тверской области в пользу Морозовой М.В. в счёт возмещения судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины, 200 (Двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Вышневолоцкий городской суд Тверской области в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Д.Л.Кяппиев