Дело № 2-163/11
Решение
Именем Российской Федерации
24 февраля 2011 года
Вышневолоцкий городской суд Тверской области
в составе председательствующего судьи Сураевой Е.В.,
при секретаре Смирновой Е.С.,
с участием прокурора Кулакова С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Вышневолоцкого межрайонного прокурора о признании подпункта «б» пункта 6 статьи 7 Положения об избирательной комиссии муниципального образования «Город Вышний Волочёк», утверждённого решением Вышневолоцкой городской Думы от 17 февраля 2010 года №107, противоречащим федеральному закону полностью и недействующим со дня принятия решения Вышневолоцкого городской Думы от 17 февраля 2010 года №107; пункта 1 раздела V Положения об избирательной комиссии муниципального образования «Город Вышний Волочёк», утверждённого решением Вышневолоцкой городской Думы от 17 февраля 2010 года №107, противоречащим федеральному закону в части, устанавливающей обязательность государственной регистрации этого нормативного правового акта, и недействующим в данной части со дня принятия решения Вышневолоцкой городской Думы от 17 февраля 2010 года №107; пункта 2 раздела V Положения об избирательной комиссии муниципального образования «Город Вышний Волочёк», утверждённого решением Вышневолоцкой городской Думы от 17 февраля 2010 года №107, противоречащим федеральному закону в части, устанавливающей обязательность государственной регистрации дополнений и изменений в этот нормативный правовой акт, и недействующим в данной части со дня принятия решения Вышневолоцкой городской Думы от 17 февраля 2010 года №107,
УСТАНОВИЛ:Вышневолоцкий межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением о признании подпункта «б» пункта 6 статьи 7 Положения об избирательной комиссии муниципального образования «Город Вышний Волочёк», утверждённого решением Вышневолоцкой городской Думы от 17 февраля 2010 года №107, противоречащим федеральному закону полностью и недействующим со дня принятия решения Вышневолоцкого городской Думы от 17 февраля 2010 года №107; пункта 1 раздела V Положения об избирательной комиссии муниципального образования «Город Вышний Волочёк», утверждённого решением Вышневолоцкой городской Думы от 17 февраля 2010 года №107, противоречащим федеральному закону в части, устанавливающей обязательность государственной регистрации этого нормативного правового акта, и недействующим в данной части со дня принятия решения Вышневолоцкой городской Думы от 17 февраля 2010 года №107; пункта 2 раздела V Положения об избирательной комиссии муниципального образования «Город Вышний Волочёк», утверждённого решением Вышневолоцкой городской Думы от 17 февраля 2010 года №107, противоречащим федеральному закону в части, устанавливающей обязательность государственной регистрации дополнений и изменений в этот нормативный правовой акт, и недействующим в данной части со дня принятия решения Вышневолоцкой городской Думы от 17 февраля 2010 года №107.
В обоснование заявленных требований указано, что решением Вышневолоцкой городской Думы от 17 февраля 2010 года №107 утверждено Положение об избирательной комиссии муниципального образования «Город Вышний Волочёк» (далее Положение). Данное решение официально опубликовано в газете «Вышневолоцкая правда» 30 июня 2010 года.
В указанное Положение вносились изменения решениями Вышневолоцкой городской Думы от 25 августа 2010 года №135 (опубликовано в газете «Вышневолоцкая правда» 18 ноября 2010 года) и от 29 декабря 2010 года №23 (опубликовано в газете «Вышневолоцкая правда» 20 января 2011 года). Решение Вышневолоцкой городской Думы от 29 декабря 2010 года №23 было принято в связи с протестом Вышневолоцкого межрайонного прокурора от 20 сентября 2010 года, в котором ставился вопрос о приведении Положения в соответствие с законом.
Данный нормативный правовой акт содержит отдельные нормы, противоречащие закону.
Так, подпункт «б» пункта 6 статьи 7 Положения предусматривает, что член избирательной комиссии с правом решающего голоса освобождается от обязанностей члена комиссии до истечения срока своих полномочий по решению органа, его назначившего, в случае появления оснований, предусмотренных пунктами 1 и 4 статьи 7 Положения, за исключением случая приостановления полномочий члена комиссии, предусмотренного пунктом 7 статьи 7 Положения, и случаев, предусмотренных подпунктами 1,2 пункта 1 статьи 7 Положения.
В пунктах 1 и 4 статьи 7 Положения установлены категории лиц, которые не могут быть членами избирательной комиссии с правом решающего голоса, к которым относятся среди прочих:
- лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, а также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства (подпункт 1 пункта 1);
- граждане Российской Федерации, признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными, ограниченно дееспособными (подпункт 2 пункта 1).
В пункте 7 статьи 7 Положения предусмотрены основания немедленного прекращения полномочий члена избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Случаи приостановления полномочий члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, о которых указано в подпункте «б» пункта 6 статьи 7 Положения со ссылкой на пункт 7 статьи 7 Положения, данным нормативным актом в действительности не предусмотрены.
Подпункт «б» пункта 6 статьи 7 Положения устанавливает не соответствующие федеральному закону основания досрочного освобождения члена муниципальной избирательной комиссии с правом решающего голоса от обязанностей члена комиссии и поэтому полностью противоречит Федеральному закону от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Кроме того, в оспариваемом Положении имеется раздел V «Заключительные положения» следующего содержания:
- пункт 1: «Настоящее Положение вступает в силу с момента его государственной регистрации в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации»;
- пункт 2: «Дополнения и изменения в настоящее Положение вступают в силу с момента их государственной регистрации в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации».
Данные пункты раздела V Положения противоречат федеральному закону.
Таким образом, Положение об избирательной комиссии муниципального образования «Город Вышний Волочек» до настоящего времени не приведено в соответствие с федеральным законодательством.
В данном случае подлежит применению способ защиты права, предусмотренный ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно - признание недействительным акта органа местного самоуправления.
Согласно ч.1 ст.251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта, нарушающего права и свободы граждан и организаций, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с п.3 ст.22 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в случае установления факта нарушения закона опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд с требованием о признании таких актов недействительными.
В судебном заседании прокурор Кулаков С.А. поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель Вышневолоцкой городской Думы в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены. Возражений по заявлению не представлено.
Выслушав объяснения прокурора, исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта, нарушающего права и свободы граждан и организаций, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, противоречащим закону полностью или в части.
Согласно ст. 245 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе по заявлению прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов.
Из материалов дела следует, что Решение Вышневолоцкой городской Думы от 17 февраля 2010 года №107 «Об утверждении Положения об избирательной комиссии муниципального образования «Город Вышний Волочёк» официально публиковано в газете «Вышневолоцкая правда» 30 июня 2010 года.
Указанным решением утверждено Положение об избирательной комиссии муниципального образования «Город Вышний Волочек» (далее Положение).
В указанное Положение вносились изменения решениями Вышневолоцкой городской Думы от 25 августа 2010 года №135 (опубликовано в газете «Вышневолоцкая правда» 18 ноября 2010 года) и от 29 декабря 2010 года №23 (опубликовано в газете «Вышневолоцкая правда» 20 января 2011 года).
Подпунктом «б» пункта 6 статьи 7 Положения предусмотрено, что член избирательной комиссии с правом решающего голоса освобождается от обязанностей члена комиссии до истечения срока своих полномочий по решению органа, его назначившего, в случае появления оснований, предусмотренных пунктами 1 и 4 статьи 7 Положения, за исключением случая приостановления полномочий члена комиссии, предусмотренного пунктом 7 статьи 7 Положения, и случаев, предусмотренных подпунктами 1,2 пункта 1 статьи 7 Положения.
В пунктах 1 и 4 статьи 7 Положения установлены категории лиц, которые не могут быть членами избирательной комиссии с правом решающего голоса, к которым относятся среди прочих:
- лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, а также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства (подпункт 1 пункта 1);
- граждане Российской Федерации, признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными, ограниченно дееспособными (подпункт 2 пункта 1).
В пункте 7 статьи 7 Положения предусмотрены основания немедленного прекращения полномочий члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, а именно:
1) утраты членом избирательной комиссии гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
2) вступления в законную силу в отношении члена избирательной комиссии обвинительного приговора суда либо решения (постановления) суда о назначении административного наказания за нарушение законодательства о выборах и референдумах;
3) признания члена избирательной комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим;
4) смерти члена избирательной комиссии;
5) признания члена избирательной комиссии решением суда, вступившим в законную силу, на основании заявления соответствующей избирательной комиссии систематически не выполняющим свои обязанности;
6) вступления в законную силу решения суда о расформировании избирательной комиссии.
Согласно подпункту «б» пункта 6 статьи 7 Положения член избирательной комиссии с правом решающего голоса освобождается от обязанностей члена комиссии до истечения срока своих полномочий по решению органа, его назначившего, в случае появления оснований, предусмотренных пунктами 1 и 4, за исключением случая приостановления полномочий члена комиссии, предусмотренного пунктом 7, и случаев, предусмотренных пунктами 1,2 пункта 1.
Пункт 7 в статье 7 Положения отсутствует.
Таким образом, случаи приостановления полномочий члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, о которых указано в подпункте «б» пункта 6 статьи 7 Положения со ссылкой на пункт 7 статьи 7 Положения, данным нормативным актом в действительности не предусмотрены.
Согласно подпункту «б» пункта 6 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» член комиссии с правом решающего голоса освобождается от обязанностей члена комиссии до истечения срока своих полномочий по решению органа, его назначившего, в случае появления оснований, предусмотренных пунктами 1 и 4 этой статьи (в указанных пунктах приведены основания, при которых лицо не может быть членом комиссии с правом решающего голоса), за исключением случая приостановления полномочий члена комиссии, предусмотренного пунктом 7 этой статьи ( если на соответствующих выборах член комиссии с правом решающего голоса является супругом или близким родственником кандидата, близким родственником супруга кандидата), и случаев, предусмотренных подпунктами «а» (если лицо не имеет гражданства Российской Федерации, если гражданин Российской Федерации имеет гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства), «б» (если гражданин Российской Федерации признан решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным) и «н» (если лицо имеет неснятую и непогашенную судимость или подвергнуто в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах и референдумах) пункта 1 этой статьи.
Следовательно, подпункт «б» пункта 6 статьи 7 Положения устанавливает не соответствующие указанному федеральному закону основания досрочного освобождения члена муниципальной избирательной комиссии с правом решающего голоса от обязанностей члена комиссии и поэтому полностью противоречит закону.
В разделе V Положения изложены заключительные положения следующего содержания:
- пункт 1: «Настоящее Положение вступает в силу с момента его государственной регистрации в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации»;
- пункт 2: «Дополнения и изменения в настоящее Положение вступают в силу с момента их государственной регистрации в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации».
Однако на основании ч.6 ст.44 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» государственной регистрации в органах юстиции подлежат только уставы муниципальных образований и муниципальные правовые акты о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований.
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Избирательный кодекс Тверской области от 07 апреля 2003 года №20-ЗО не содержат требований об обязательности государственной регистрации муниципального правового акта, регламентирующего полномочия и статус муниципальной избирательной комиссии.
Следовательно, пункты 1 и 2 раздела V Положения противоречат федеральному закону.
20 сентября 2010 года Вышневолоцкий межрайонный прокурор обратился в Вышневолоцкую городскую Думу с протестом, в котором ставился вопрос о приведении Положения в соответствие с законом.
Судом установлено, что Положение об избирательной комиссии муниципального образования «Город Вышний Волочёк» не приведено в соответствие с федеральным законодательством.
При таких обстоятельствах заявление Вышневолоцкого межрайонного прокурора подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:Заявление Вышневолоцкого межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать подпункт «б» пункта 6 статьи 7 Положения об избирательной комиссии муниципального образования «Город Вышний Волочёк», утверждённого решением Вышневолоцкой городской Думы от 17 февраля 2010 года №107, противоречащим федеральному закону полностью и недействующим со дня принятия решения Вышневолоцкого городской Думы от 17 февраля 2010 года №107.
Признать пункт 1 раздела V Положения об избирательной комиссии муниципального образования «Город Вышний Волочёк», утверждённого решением Вышневолоцкой городской Думы от 17 февраля 2010 года №107, противоречащим федеральному закону в части, устанавливающей обязательность государственной регистрации этого нормативного правового акта, и недействующим в данной части со дня принятия решения Вышневолоцкой городской Думы от 17 февраля 2010 года №107.
Признать пункт 2 раздела V Положения об избирательной комиссии муниципального образования «Город Вышний Волочёк», утверждённого решением Вышневолоцкой городской Думы от 17 февраля 2010 года №107, противоречащим федеральному закону в части, устанавливающей обязательность государственной регистрации дополнений и изменений в этот нормативный правовой акт, и недействующим в данной части со дня принятия решения Вышневолоцкой городской Думы от 17 февраля 2010 года №107.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Вышневолоцкий городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Е.В. Сураева