О признании увольнения незаконным и признании недействительным решения об отказе в заключении контракта на новый срок (2-64/2011)



Дело № 2-64/11

Решение

Именем Российской Федерации

18 января 2011 года

Вышневолоцкий городской суд Тверской области

в составе председательствующего судьи Сураевой Е.В.,

при секретаре Смирновой Е.С.,

с участием прокурора Лебедевой Е.А.,

истца Василькова В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Василькова В.С. к Федеральной таможенной службе о признании увольнения незаконным и признании недействительным решения руководителя Федеральной таможенной службы об отказе в заключении контракта на новый срок,

УСТАНОВИЛ:

Васильков В.С. обратился в суд с иском к Федеральной таможенной службе о признании увольнения незаконным и признании недействительным решения руководителя Федеральной таможенной службы об отказе в заключении контракта на новый срок.

В обоснование исковых требований указано, что в соответствии с приказом Федеральной таможенной службы России (далее ФТС России) от <дата> <№> с <дата> истец был назначен на должность <данные изъяты> и с ним был заключен контракт о службе в таможенных органах Российской Федерации <№> сроком на 3 года.

В <дата> в установленном порядке истец был письменно предупрежден об истечении срока контракта <дата> и о возможности увольнения со службы в таможенных органах в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации».

В <дата> в установленном порядке Васильковым В.С. было подано заявление на имя руководителя ФТС России о заключении контракта на новый срок (на 3 года).

В соответствии с приказом ФТС России от <дата> <№> <дата> истец был уволен со службы в таможенных органах Российской Федерации в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (по окончании срока службы, предусмотренного контрактом).

Увольнение со службы в таможенных органах Российской Федерации считает незаконным по следующим основаниям.

1. Ответчиком был нарушен порядок заключения контракта на новый срок.

В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (далее - Закона о службе) порядок заключения контракта и его типовая форма устанавливаются руководителем Федеральной таможенной службы.

В соответствии с пунктом 20 Положения о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации, утвержденного приказом ФТС России от 01.12.2008 № 1504 (далее - Положения), не позднее чем за два месяца до истечения срока действия контракта, при наличии заявления сотрудника о заключении контракта на новый срок руководитель структурного подразделения (начальник таможенного органа) направляет характеристику на данного сотрудника в кадровое подразделение таможенного органа, начальник которого уполномочен на заключение контракта с этим сотрудником.

В характеристике дается объективная оценка деловых и личных качеств сотрудника, указывается уровень профессиональной подготовки, знание законодательных и иных нормативных актов, регулирующих практическую деятельность сотрудника, результаты служебной деятельности, способность качественно решать возложенные на него задачи, а также предложения о заключении (незаключении) контракта на новый срок.

Перед направлением характеристики в кадровый орган сотрудник должен быть ознакомлен с ее содержанием. Сотрудник вправе выразить свое несогласие с представленной характеристикой в письменной форме, приобщаемой к характеристике.

В нарушение установленного порядка истец не был ознакомлен с характеристикой и не имел возможности выразить свое несогласие с ее содержанием в письменной форме.

Не обеспечив Василькову В.С. возможность ознакомления с характеристикой и выражения своего несогласия с ее содержанием, должностные лица ответчика не исполнили свои конституционные обязанности, предусмотренные статьей 24 Конституции Российской Федерации, и нарушили его права, предусмотренные подпунктом 7 пункта 1 статьи 6 Закона о службе и пунктом 20 Положения, а также установленный порядок заключения контракта. Нарушение указанного порядка заключения контракта влечет недействительность решения о заключении (незаключении) контракта.

Таким образом, ответчик, нарушив порядок заключения контракта на новый срок, нарушил право истца на оспаривание характеристики, что в свою очередь могло привести к заключению с ним контракта.

2. Ответчиком был нарушен установленный порядок увольнения по окончании срока службы, предусмотренного контрактом.

В соответствии с частью 2 пункта 21 Положения при решении о незаключении с сотрудником контракта на новый срок он должен быть предупрежден об увольнении со службы в таможенных органах в письменной форме не позднее чем за семь дней до дня истечения срока действия контракта.

Однако, в нарушение указанных требований ответчиком не было соблюдено обязательное требование о письменном уведомлении истца об увольнении со службы в таможенных органах.

3. Увольнение произведено до истечения срока службы, предусмотренного контрактом.

В соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. <дата> - суббота, нерабочий день. Ближайший рабочий день - понедельник, <дата>.

Таким образом, днем окончания срока службы, предусмотренного указанным контрактом, является <дата>.В нарушение подпункта б пункта 4 данного контракта истец был лишен денежного довольствия за 3 дня и указанный срок не был включен в его трудовой стаж. Кроме того, ответчик мог произвести окончательный расчет только <дата>. Истцом окончательный расчет был получен <дата>.

В судебном заседании истец Васильков В.С. поддержал иск по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Леонова Ю.П. иск не признала по основаниям, указанным в возражениях.

Из возражений относительно иска, представленных в суд в письменном виде, следует, что в соответствии с пунктом 19 Положения о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации, утвержденного приказом ФТС России от 01.12 2008 № 1504 (далее - Положение), не позднее чем за три месяца до истечения срока контракта сотрудник должен быть письменно предупрежден об истечении срока контракта и о возможности его увольнения со службы в таможенных органах в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 48 Федерального закона.

От имени руководителя ФТС России телетайпограммой от <дата> <№> Центральное таможенное управление уведомило истца под подпись (ознакомлен <дата>) об истечении срока действия контракта, то есть истец был уведомлен об окончании срока действия контракта более чем за 4 месяца.

Доводы истца о нарушении ФТС России порядка заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации также не находят своего подтверждения по следующим основаниям.

Истцом на имя руководителя ФТС России было написано заявление о заключении с ним контракта о службе в таможенных органах на новый срок в связи с окончанием срока действия прежнего контракта.

На основании пункта 20 Положения не позднее чем за два месяца до истечения срока действия контракта, при наличии заявления сотрудника о заключении контракта на новый срок руководитель структурного подразделения (начальник таможенного органа) направляет характеристику на данного сотрудника в кадровое подразделение таможенного органа, начальник которого уполномочен на заключение контракта с этим сотрудником.

Однако то обстоятельство, что с данной характеристикой истец не был ознакомлен под подпись, не может быть признано существенным нарушением процедуры увольнения, являющимся самостоятельным основанием для признания такого увольнения незаконным.

Согласно пункту 21 Положения решение о заключении (незаключении) контракта с сотрудником на новый срок принимается начальником соответствующего таможенного органа, имеющим право назначения на соответствующую должность, с учетом представления не позднее чем за месяц до истечения срока контракта (руководителем ФТС России - не позднее чем за две недели).

При решении о незаключении с сотрудником контракта на новый срок он должен быть предупрежден об увольнении со службы в таможенных органах в письменной форме не позднее, чем за семь дней до дня истечения срока действия контракта.

От имени руководителя ФТС России телетайпограммой от <дата> <№> Центральное таможенное управление уведомило истца под подпись (ознакомлен <дата>) о том, что с ним не будет заключен контракт о службе в таможенных органах на новый срок, то есть почти за два месяца до окончания срока действия контракта. Приказом ФТС России от <дата> <№> (далее - приказ <№>) Васильков B.C. был уволен с <дата> со службы в таможенных органах Российской Федерации по подпункту 4 пункта 2 статьи 48 Федерального закона (по окончании срока службы, предусмотренного контрактом) и с правом на пенсию за выслугу лет.

Согласно пункту 1 приказа <№> выслуга лет в таможенных органах на <дата> составила: календарная - <данные изъяты>, общая - <данные изъяты>. Пунктом 2 приказа <№> предусмотрены все положенные денежные выплаты и компенсации.

В-третьих, доводы истца об увольнении его из таможенных органов Российской Федерации до истечения срока службы, предусмотренного контрактом, несостоятельны ввиду следующего.

Согласно производственному календарю на <дата> <дата> - это суббота, то есть нерабочий день. Поэтому истец не мог быть уволен <дата>.

Руководствуясь Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», ФТС России считает, что установление обязанности таможенного органа по безусловному перезаключению срочного трудового контракта противоречило бы закону, поскольку исходя из содержания статьи 8, части 1 статьи 34, частей 1 и 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации и статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального правления имуществом самостоятельно под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала), и заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя.

Соответственно, никто не вправе принудить начальника таможенного органа либо повлиять на его решение о целесообразности/нецелесообразности заключения контракта о службе в таможенных органах с тем или иным лицом.

В соответствии со ст. 6, 10 и 48 Федерального закона поступление на службу в таможенные органы граждан является добровольным и осуществляется на условиях контракта о службе в таможенных органах, заключаемого в письменной форме между гражданином и соответствующим таможенным органом в лице его начальника на определенный срок, по истечении которого сотрудник может быть уволен со службы, если по соглашению сторон до истечения срока его действия не будет заключен контракт на новый срок.

Правовая природа контракта, как акта, заключаемого на конкретный срок, предполагает, что регулируемые им правоотношения при наступлении определенной календарной даты (истечении срока) прекращаются. Таким образом, заключая контракт о службе в таможенных органах, гражданин тем самым соглашается и с тем, что по окончании предусмотренного контрактом срока его служба в таможенных органах будет прекращена.

Прекращение трудового договора (контракта) по истечении срока его действия является обстоятельством, прерывающим трудовые отношения независимо от волеизъявления сторон. При этом законодательством не установлена обязанность работодателя объяснять работнику причины, по которым с ним прекращаются трудовые отношения (независимо от того, как работником исполнялись его трудовые обязанности в период действия трудового договора).

Данная позиция подтверждается Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 20.10.2005 №378-О.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что иск удовлетворению не подлежит, суд находит иск Василькова В.С. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Порядок прохождения службы в таможенных органах и организациях Федеральной таможенной службы и основы правового положения должностных лиц таможенных органов определяет Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации».

Как следует из статей 6, 10 указанного закона, поступление на службу в таможенные органы граждан является добровольным и осуществляется на условиях контракта о службе в таможенных органах. Контракт заключается в письменной форме между гражданином и соответствующим таможенным органом в лице его начальника на срок один год, три года, пять или десять лет, а также до достижения гражданином предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах с соблюдением требований настоящего Федерального закона. Порядок заключения контракта и его типовая форма устанавливаются руководителем Федеральной таможенной службы.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» сотрудник таможенного органа может быть уволен со службы в таможенных органах по окончании срока службы, предусмотренного контрактом.

Приказом Федеральной таможенной службы от 1 декабря 2008 г. № 1504 утверждено Положение о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации, согласно которому не позднее чем за три месяца до истечения срока контракта сотрудник должен быть письменно предупрежден об истечении срока контракта и о возможности его увольнения со службы в таможенных органах в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 48 Федерального закона (п.19).

Не позднее чем за два месяца до истечения срока действия контракта, при наличии заявления сотрудника о заключении контракта на новый срок руководитель структурного подразделения (начальник таможенного органа) направляет характеристику на данного сотрудника в кадровое подразделение таможенного органа, начальник которого уполномочен на заключение контракта с этим сотрудником.

В характеристике дается объективная оценка деловых и личных качеств сотрудника, указывается уровень профессиональной подготовки, знание законодательных и иных нормативных актов, регулирующих практическую деятельность сотрудника, результаты служебной деятельности, способность качественно решать возложенные на него задачи, а также предложения о заключении (незаключении) контракта на новый срок. Перед направлением характеристики в кадровый орган сотрудник должен быть ознакомлен с ее содержанием. Сотрудник вправе выразить свое несогласие с представленной характеристикой в письменной форме, приобщаемой к характеристике (п.20).

Решение о заключении (незаключении) контракта с сотрудником на новый срок принимается начальником соответствующего таможенного органа, имеющим право назначения на соответствующую должность, с учетом представления не позднее чем за месяц до истечения срока контракта (руководителем ФТС России - не позднее чем за две недели).

При решении о незаключении с сотрудником контракта на новый срок он должен быть предупрежден об увольнении со службы в таможенных органах в письменной форме не позднее чем за семь дней до дня истечения срока действия контракта (п.21).

Как следует из материалов дела, с <дата> истец проходил службу в таможенных органах в должности <данные изъяты> на основании контракта <№>, заключенного сроком на 3 года до <дата> (л.д. 11, 12).

<дата> телетайпограммой от <дата> истец был предупрежден об истечении срока действия контракта и о возможном увольнении со службы в таможенных органах РФ (л.д. 69).

От имени руководителя ФТС России телетайпограммой от <дата> <№> Центральное таможенное управление уведомило истца о том, что с ним не будет заключен контракт о службе в таможенных органах на новый срок. С телетайпограммой истец ознакомлен <дата> (л.д.70).

<дата> в адрес истца направлена копия представления о нецелесообразности заключения контракта на новый срок (л.д.56-58).

Приказом ФТС России от <дата> <№> Васильков B.C. был уволен <дата> со службы в таможенных органах Российской Федерации по подпункту 4 пункта 2 статьи 48 Федерального закона от <дата> № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (по окончании срока службы, предусмотренного контрактом) (л.д.8).

Исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд не находит оснований согласиться с доводами истца о нарушении порядка увольнения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, истец был письменно предупрежден об истечении срока контракта и о возможности его увольнения со службы в таможенных органах в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 48 Федерального закона более чем за три месяца до истечения срока действия контракта, что соответствует п. 19 Положения.

Довод истца о нарушении установленного порядка увольнения основан на том, что телетайпограмма от <дата> не содержит предупреждения об увольнении, в тексте телетайпограммы идет речь о незаключении контракта.

Из материалов дела следует и не оспаривается истцом, что <дата>, то есть не позднее чем за семь дней до дня истечения срока действия контракта, Васильков В.С. был предупрежден о том, что с ним не будет заключен контракт о службе в таможенных органах на новый срок. Истец проходил службу на условиях контракта, заключенного на срок три года. До истечения срока контракт на новый срок не был заключен. Как следует из представления к увольнению со службы, с которым Васильков В.С. был ознакомлен <дата>, в связи с отказом в заключении контракта на новый срок в ходе беседы истцу был разъяснен порядок увольнения ( л.д.71).

При таких обстоятельствах не имеется оснований согласиться с доводами истца о том, что он не был предупрежден об увольнении в соответствии с требованиями ст. 21 Положения.

Суд соглашается с доводами истца о нарушении ответчиком п.20 Положения о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации, которое выразилось в том, что истец не был ознакомлен с характеристикой и не имел возможности выразить свое несогласие с ее содержанием.

Однако, по мнению суда, данное обстоятельство само по себе не является основанием для признания незаконным и недействительным увольнения со службы и решения руководителя об отказе в заключении контракта на новый срок, как того требует истец.

Истечение срока действия контракта является основанием для прекращения служебных отношений. Закон не устанавливает обязанности руководителя таможенного органа заключить контракт о службе в таможенных органах с сотрудником на новый срок. Это является правом руководителя, а не его обязанностью.

Как следует из положений статей 6, 10 и 48 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации» поступление на службу в таможенные органы граждан является добровольным и осуществляется на условиях контракта о службе в таможенных органах, заключаемого в письменной форме между гражданином и соответствующим таможенным органом в лице его начальника на определенный срок, по истечении которого сотрудник может быть уволен со службы, если по соглашению сторон до истечения срока его действия не будет заключен контракт на новый срок.

Правовая природа контракта, как акта, заключаемого на конкретный срок, предполагает, что регулируемые им правоотношения при наступлении определенной календарной даты (истечении срока) прекращаются. Таким образом, заключая контракт о службе в таможенных органах, гражданин тем самым соглашается и с тем, что по окончании предусмотренного контрактом срока его служба в таможенных органах будет прекращена.

Доводы истца об увольнении его из таможенных органов Российской Федерации до истечения срока службы, предусмотренного контрактом, суд находит необоснованными.

Истец был назначен на должность с <дата>, контракт заключен на срок 3 года до <дата> (л.д. 11-12).

В силу п. 10 Положения о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации контракт носит срочный характер. Срок действия контракта определяется сторонами и закрепляется в контракте. Началом действия контракта является дата, указанная в тексте контракта.

Как следует из приказа <№> от <дата>, Васильков В.С. был назначен на должность с <дата>. Из п.2 указанного приказа следует, что начальнику Центрального таможенного управления приказано заключить с Васильковым В.С. <дата> контракт о службе в таможенных органах. Как следует из текста контракта, контракт составлен и подписан сторонами в <дата>.

В связи с указанным увольнение <дата>, с последним рабочим днем <дата>, является правомерным.

При таких обстоятельствах основания для удовлетворения исковых требований Василькова В.С. отсутствуют, поскольку суд считает, что увольнение и отказ в заключении с истцом контракта на новый срок произведены на основании закона.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Василькова В.С. к Федеральной таможенной службе о признании увольнения незаконным и признании недействительным решения руководителя Федеральной таможенной службы об отказе в заключении контракта на новый срок отказать.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Вышневолоцкий городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий        Е.В. Сураева

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 29 марта 2011 года решение Вышневолоцкого городского суда Тверской области от 18 января 2011 года оставлено без изменения, признав основание увольнения Василькова В.С. законным, изменив дату увольнения на <дата>, а кассационная жалоба Василькова В.С. - без удовлетворения.