Решение
Именем Российской Федерации
Вышневолоцкий городской суд Тверской области в составе
председательствующего судьи Кяппиева Д.Л.,
при секретаре Крылове А.М.,
с участием помощника Вышневолоцкого межрайонного прокурора Сураева С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вышнем Волочке Тверской области 19 апреля 2011 года гражданское дело по заявлению
Вышневолоцкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании Положения о порядке ведения личных дел муниципальных служащих, утвержденного постановлением Главы администрации Вышневолоцкого района от <дата> 2010 года <№>, в части,
установил:
Вышневолоцкий межрайонный прокурор (в порядке ст. 251 Гражданского процессуального кодекса РФ об оспаривании нормативно-правового акта) обратился в суд с заявлением о признании незаконным Положения о порядке ведения личных дел муниципальных служащих, утвержденного постановлением Главы Вышневолоцкого района от <дата> 2010 года <№>, в той части, которая допускает несанкционированный доступ со стороны посторонних лиц к личным делам муниципальных служащих.
В обоснование заявленных требований указано, что постановлением Главы Вышневолоцкого района от <дата>.2010 года <№> утверждено Положение о порядке ведения личных дел муниципальных служащих, которое было опубликовано в газете «<данные изъяты>» от <дата>.2010 года. Данное положение содержит норму, а именно пункт 6.1, который допускает несанкционированный доступ со стороны посторонних лиц к личным делам муниципальных служащих, противоречащий федеральному законодательству. Вышневолоцким межрайонным прокурором был принесен протест Главе Вышневолоцкого района на данное Положение, однако до настоящего времени пункт 6.1 не приведен в соответствие с законодательством.
В судебном заседании помощник Вышневолоцкого межрайонного прокурора Сураев С.В. поддержал заявленные требования в полном объёме по основаниям, в нём указанным.
Заинтересованное лицо в суд не явилось, о месте и времени судебного заседания извещено, о причинах неявки не сообщило, ходатайств и возражений относительно заявления в суд не представило.
Ранее от заинтересованного лица администрации Вышневолоцкого района Тверской области в суд поступало ходатайство о рассмотрении дела без участия своего представителя, в котором также указано, что <дата>.2011 года постановлением Главы Вышневолоцкого района Тверской области <№> внесены изменения и дополнения в ранее принятое решение, которое будет опубликовано в ближайшем номере газеты «<данные изъяты>».
В этой связи и в силу ч.3 ст.252 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Заслушав объяснения помощника Вышневолоцкого межрайонного прокурора Сураева С.В., исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению.
Согласно ч.1 ст.251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта, нарушающего права и свободы граждан и организаций, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, противоречащим закону полностью или в части. В соответствии с п. 3 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202-1, прокурор в случае установления факта нарушения закона опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд с требованием о признании таких актов недействительными.
В силу п.7 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» от 29 ноября 2007 г. № 48, при обращении прокурора с заявлением об оспаривании нормативного правового акта от него не требуется указание данных, конкретизирующих, чьи и какие права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами, нарушаются оспариваемым актом, поскольку ст. 251 ГПК РФ не возлагает на него такую обязанность.
Из материалов дела видно, что в газете <данные изъяты> <№> от <дата>.2010 года опубликовано Постановление <№> от <дата>.2010 года «Об утверждении Положения о ведении личных дел муниципальных служащих администрации Вышневолоцкого района и порядка ведения реестра муниципальных должностей» с приложением <№> «Положение о порядке ведения личных дел муниципальных служащих».
В силу под.4 п.1 ст.45 Устава Вышневолоцкого района, правовые акты Главы Вышневолоцкого района входят в систему муниципальных правовых актов Вышневолоцкого района.
В соответствии с абзацем четвёртым п.8 ст.45 Устава Вышневолоцкого района, муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
П.6.1 Положения о порядке ведения личных дел муниципальных служащих, утвержденный постановлением Главы Вышневолоцкого района от <дата> 2010 года <№>, в той части, которая допускает несанкционированный доступ со стороны посторонних лиц к личным делам муниципальных служащих, затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Из протеста прокурора <№> от <дата>.2011 года видно, что Вышневолоцкий межрайонный прокурор приносил протест на Постановление <№> от <дата>.2010 года, которым утверждено Положение о порядке ведения личных дел муниципальных служащих.
Из постановления <№> от <дата>.2011 года видно, что пункт 2.2 Положения о порядке ведения личных дел муниципальных служащих дополнен; относительно пункта 6.1 - ничего не указано.
В судебном заседании установлено, что постановлением Главы Вышневолоцкого района от <дата>.2010 года <№> утверждено Положение о порядке ведения личных дел муниципальных служащих, которое было опубликовано в газете «<данные изъяты>» от <дата>.2010 года <№>.
Положение о порядке ведения личных дел муниципальных служащих содержит отдельную норму, противоречащую федеральному законодательству, а именно - пункт 6.1, в котором указано, что личные дела хранятся в местах, обеспечивающих их сохранность и несанкционированный доступ со стороны посторонних лиц. Помещение, в котором хранятся личные дела, должно соответствовать указанным требованиям.
Порядок ведения личного дела муниципального служащего закреплен в статье 30 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
На муниципального служащего заводится личное дело, к которому приобщаются документы, связанные с его поступлением на муниципальную службу, ее прохождением и увольнением с муниципальной службы (ч.1 ст.30 Закона).
Личное дело муниципального служащего хранится в течение 10 лет. При увольнении муниципального служащего с муниципальной службы его личное дело хранится в архиве органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования по последнему месту муниципальной службы (ч.2 ст.30 Закона).
При ликвидации органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, в которых муниципальный служащий замещал должность муниципальной службы, его личное дело передается на хранение в орган местного самоуправления, избирательную комиссию муниципального образования, которым переданы функции ликвидированных органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, или их правопреемникам (ч.3 ст.30 Закона).
Ведение личного дела муниципального служащего осуществляется в порядке, установленном для ведения личного дела государственного гражданского служащего (ч.4 ст.30 Закона).
Согласно п.3 Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела (утв. Указом Президента РФ от 30 мая 2005 г. N 609), представитель нанимателя в лице руководителя государственного органа либо его представителя, осуществляющих полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, обеспечивает защиту персональных данных гражданских служащих, содержащихся в их личных делах, от неправомерного их использования или утраты.
Таким образом, порядок хранения личных дел муниципальных служащих должен исключать несанкционированный доступ к ним со стороны посторонних лиц.
Суд учитывает, что <дата>.2011 года Вышневолоцким межрайонным прокурором был принесен протест Главе Вышневолоцкого района, в котором предлагалось привести Положение о порядке ведения личных дел муниципальных служащих в соответствие с федеральным законодательством.
Однако постановлением Главы Вышневолоцкого района от <дата>.2011 года <№>, которым внесены изменения в Положение о порядке ведения личных дел муниципальных служащих, пункт 6.1 Положения изменен не был.
Судом установлено, что Положение о порядке ведения личных дел муниципальных служащих, утвержденное постановлением Главы Вышневолоцкого района от <дата> 2010 года <№> в части, оспариваемой прокурором, Федеральному закону №25-ФЗ от 02.03.2007 года «О муниципальной службе в Российской Федерации», то есть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Суд учитывает, что <дата> 2011 года постановлением Главы Вышневолоцкого района Тверской области <№> внесены изменения и дополнения в постановление Главы Вышневолоцкого района Тверской области от <дата> 2010 года <№>, согласно которым в п.6.1 раздела 6 слова «и несанкционированный доступ со стороны посторонних лиц» исключены. Пункт 6.1 раздела 6 дополнен словами: "пункт 6.1. Администрация Вышневолоцкого района обеспечивает защиту персональных данных, замещающих должности муниципальной службы в администрации Вышневолоцкого района, содержащихся в личных делах от неправомерного их использования или утраты". В п.3 постановления Главы Вышневолоцкого района Тверской области <№> от <дата> 2011 года указано, что настоящее постановление вступает в силу с момента его подписания и подлежит опубликованию в газете «<данные изъяты>».
Однако администрация Вышневолоцкого района Тверской области не представила суду сведения об официальном опубликовании постановления Главы Вышневолоцкого района <№> от <дата> 2011 года в газете «<данные изъяты>».
Следовательно, в соответствии абзацем четвёртым ст.45 Устава Вышневолоцкого района, постановление Главы Вышневолоцкого района <№> от <дата> 2011 года не вступило в силу.
В этой связи суд полагает необходимым признать противоречащим федеральному законодательству, в том числе ст.30 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и п.3 Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 30 мая 2005 года N 609, и недействующим со дня принятия пункт 6.1 Положения о порядке ведения личных дел муниципальных служащих, утвержденного постановлением Главы Вышневолоцкого района от <дата>.2010 года <№> в той части, которая допускает несанкционированный доступ со стороны посторонних лиц к личным делам муниципальных служащих.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Признать пункт 6.1 Положения о порядке ведения личных дел муниципальных служащих, утвержденного постановлением Главы Вышневолоцкого района от <дата> 2010 года <№> в той части, которая допускает несанкционированный доступ со стороны посторонних лиц к личным делам муниципальных служащих, противоречащим федеральному законодательству, а именно:
- статье 30 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»;
- пункту 3 Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 30 мая 2005 года N 609.
Признать пункт 6.1 Положения о порядке ведения личных дел муниципальных служащих, утвержденного постановлением Главы Вышневолоцкого района от <дата> 2010 года <№> в той части, которая допускает несанкционированный доступ со стороны посторонних лиц к личным делам муниципальных служащих, недействующими со дня принятия постановления Главы Вышневолоцкого района от <дата> 2010 года <№>.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Вышневолоцкий городской суд Тверской области в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Д.Л.Кяппиев