Об оспаривании решения органа местного самоуправления (2-200/2011)



Дело №2-200/2011

Решение

Именем Российской Федерации

«21» февраля 2011 года г. Вышний Волочек

Вышневолоцкий городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Олейник Н.Н.,

при секретаре Альферович Л.В.,

с участием представителя истца Самбуровой Н.Б.,

представителя ответчиков Сергеевой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Рябчиковой А.Ф. об оспаривании решения органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Рябчикова А.Ф. обратилась в суд с иском об оспаривании решения органа местного самоуправления - распоряжения мэра города Вышний Волочек от <дата> <№> «Об утверждении протокола заседания жилищной комиссии от <дата>» в части отказа в принятии её на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В обоснование заявленных требований истец ссылается на то обстоятельство, что она является участником Великой Отечественной войны и инвалидом второй группы. Ей на праве собственности принадлежит 1/4 доля жилого дома <адрес>. С <дата> истец состояла на льготной очереди на улучшение жилищных условий в связи с тем, что фактический износ жилого дома по состоянию на <дата> составлял 72%. Истец полагает, что в соответствии с п.3 ст. 15 Федерального Закона « О ветеранах» она имеет право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, как участник Великой Отечественной войны, нуждающийся в улучшении жилищных условий и вставший на учет до 1 января 2005 года. Однако в <дата> она была снята с льготной очереди в связи с тем, что проживает в благоустроенной квартире.

В период с <дата> по <дата> истец была зарегистрирована в <адрес>, принадлежащей ФИО1, которая намерена продать квартиру. Истец обратилась в администрацию города Вышний Волочек с заявлением о восстановлении ее на льготной очереди, поскольку она вынуждена жить в доме, состояние которого в <дата> являлось основанием для постановки ее на льготную очередь на улучшение жилищных условий. Истец утверждает, что принадлежащее ей жилое помещение не соответствует требованиям, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Истец полагает, что администрацией города не учтено, что в соответствии с положениями Федерального закона «О ветеранах» ветераны, имеющие право на социальную поддержку в виде обеспечения жильем, обеспечиваются жильем исходя из общей площади жилья на одного человека 36 кв.м. Ссылка на учетную норму 10 кв.м в данном случае неуместна.

На основании изложенного, истец просит суд отменить решение мэра города Вышний Волочек от <дата> <№> «Об утверждении протокола заседания жилищной комиссии от <дата>» в части отказа в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма и обязать администрацию города Вышний Волочек принять её на учет нуждающихся в жилых помещениях, как ветерана Великой Отечественной войны.

Истец Рябчикова А.Ф. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом.

Представитель истца Самбурова Н.Б. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в заявлении, уточнив, что распоряжением мэра города Вышний Волочек от <дата> <№> «Об утверждении протокола заседания жилищной комиссии от <дата>» Рябчиковой А.Ф. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с непредставлением необходимых документов. <дата> Рябчикова А.Ф. вновь обратилась в администрацию с заявлением о принятии её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с предоставлением необходимых документов. Распоряжением мэра города Вышний Волочек <дата> от <дата> был утвержден протокол заседания жилищной комиссии от <дата> в части отказа Рябчиковой А.Ф. в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с чем истец оспаривает распоряжение мэра города Вышний Волочек <№> от <дата>.

Представитель ответчиков - администрации города Вышний Волочек и мэра города Вышний Волочек - Сергеева Н.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, указав, что обжалуемое распоряжение мэра города Вышний Волочек является законным и обоснованным. Решение об отказе в принятии Рябчиковой А.Ф. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принято исходя из представленных ею документов, которыми не подтверждена нуждаемость заявителя в жилом помещении в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Рябчикова А.Ф. состояла на штатной должности по вольному найму в частях действующей армии, имеет право на льготы, установленные статьей 14 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» (копия удостоверения, выданного <дата> серия <№>- л.д.16).

На основании договора купли-продажи от <дата> Рябчиковой А.Ф. принадлежит на праве собственности 1/4 доля жилого дома <адрес> (копия договора купли-продажи - л.д.14, копия справки Вышневолоцкого городского филиала ГУП Тверской области «Тверское областное БТИ» - л.д.29).

Из копии технического паспорта на указанный жилой дом следует, что общая площадь дома составляет 117 кв.м, жилая 87,3 кв.м (копия паспорта, составленного по состоянию на <дата> - л.д.77-86).

Из объяснений представителя истца, данных в судебном заседании следует, что технический паспорт отражает действительную площадь жилого дома на настоящий момент, поскольку перестройка или перепланировка дома не производились, в связи с чем, при обращении в администрацию города с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, Рябчикова А.Ф. не оформляла новый технический паспорт.

В настоящее время на принадлежащей истцу жилой площади зарегистрированы сама Рябчикова А.Ф. и ФИО2 (копия паспорта Рябчиковой А.Ф. - л.д.71, копия выписки из домовой книги - л.д.32, копия домовой книги - л.д.87).

В период с <дата> по <дата> Рябчикова А.Ф. была зарегистрирована в <адрес>, принадлежащей ФИО1 (копия поквартирной карточки - л.д.92, копия договора мены - л.д. 89).

Из показаний свидетеля ФИО1, данных в судебном заседании, следует, что до настоящего времени Рябчикова А.Ф., которая приходится ей матерью, проживает совместно с ней по вышеуказанному адресу.

Из представленных администрацией города Вышний Волочек документов следует, что до <дата> Рябчикова А.Ф. состояла на учете граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, как участник Великой Отечественной войны. Снята с очереди решением жилищной комиссии при администрации города Вышний Волочек от <дата> (копия извещения - л.д.36, копии сообщений - л.д.40-42).

Указанное решение Рябчиковой А.Ф. обжаловано не было.

<дата> Рябчикова А.Ф. обратилась к мэру города Вышний Волочек с заявлением о принятии её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как участник Великой Отечественной войны (копия заявления - л.д.52).

Распоряжением мэра города Вышний Волочек <№> от <дата> утверждено решение жилищной комиссии при администрации города Вышний Волочек от <дата> об отказе Рябчиковой А.Ф. в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, поскольку заявителем не представлены необходимые документы (копия выписки из распоряжения - л.д.54, копия уведомления об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях - л.д.55).

<дата> Рябчикова А.Ф. повторно обратилась к мэру города Вышний Волочек с заявлением о принятии её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как участник Великой Отечественной войны (копия заявления - л.д.56).

Распоряжением мэра города Вышний Волочек <№> от <дата> утверждено решение жилищной комиссии при администрации города Вышний Волочек от <дата> об отказе Рябчиковой А.Ф. в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (копия выписки из распоряжения - л.д.9).

Согласно уведомлению об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях от <дата>, отказ мотивирован тем, что заявитель проживает в жилом помещении общей площадью 29,25 кв.м, состав семьи 2 человека, при этом учетная норма общей площади жилого помещения по городу Вышний Волочек составляет 10 кв.м на одного члена семьи. Решение о признании жилого дома <адрес> непригодным для постоянного проживания администрация города Вышний Волочек не принимала. Поскольку с момента изменения регистрации по месту жительства прошло менее 5 лет необходимо подтверждение заявителем отсутствия действий, совершенных с намерением приобретения права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях (копия уведомления - л.д.11).

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилом помещении могут быть признаны малоимущие граждане и иные определенные федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории граждан.

В соответствии с положениями статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» (с изменениями и дополнениями) в качестве меры социальной поддержки, установленной для инвалидов Великой Отечественной войны, предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 09 января 2010 года №30) установлена необходимость завершения обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах».

Согласно пункту 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с частью 4 статьи 48 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с частью 5 данной статьи учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Решением Вышневолоцкой городской Думы от 04 апреля 2005 года №31 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения» установлена учетная норма жилого помещения в размере 10 кв.м. общей площади жилого помещения (копия решения - л.д.51).

Следовательно, основанием для обеспечения вышеназванной категории граждан жильем является их нуждаемость в улучшении жилищных условий.

Исследованными в судебном заседании доказательствами установлено, что Рябчикова А.Ф. является собственником 1/4 доли жилого дома <адрес> общей площадью 117 кв.м. С учетом количества членов семьи (2 человека), истец обеспечена жилой площадью в размере 14,63 кв.м, что составляет более учетной нормы, установленной органом местного самоуправления.

Таким образом, в данном случае, при превышении размера площади учетной нормы, приходящейся на истца, правовые основания для постановки Рябчиковой А.Ф. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении отсутствуют.

Суд находит необоснованным утверждение представителя истца о том, что Рябчикова А.Ф. и её внук пользуются только комнатой площадью 19,6 кв.м, поскольку исследованными в судебном заседании доказательствами установлено, что истец является собственником 1/4 доли жилого дома, общей площадью 117 кв.м, при этом выделение конкретного жилого помещения, передаваемого во владение Рябчиковой А.Ф. соответственно её доле, не производилось, порядок пользования жилым помещением между сособственниками не устанавливался.

Кроме того, суд находит необоснованной ссылку представителя истца, на тот факт, что принадлежащее Рябчиковой А.Ф. жилое помещение не отвечает установленным для жилых помещений требованиям, поскольку в установленном законом порядке данное жилое помещение не признавалось непригодным для проживания. В подтверждение непригодности дома для проживания представитель истца ссылается на справку Вышневолоцкого городского филиала ГУП Тверской области «Тверское областное БТИ» (копия - л.д.12), согласно которой по состоянию на <дата> физический износ жилого дома <адрес> составил 72 %, а также на справку об обследовании жилого помещения от <дата> (копия - л.д.8). Однако указанные сведения не могут быть расценены судом в качестве обстоятельства, свидетельствующего о непригодности данного жилого помещения для проживания.

В соответствии с пунктом 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции утвержденным Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47, признание помещения непригодным для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям.

Согласно пункту 8 указанного Положения право принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан предоставлено органам местного самоуправления.

Исследованными в судебном заседании доказательствами установлено, что решение о признании дома <адрес> непригодным для проживания органом местного самоуправления не принималось.

Утверждение представителя истца о том, что при определении уровня обеспеченности истца общей жилой площадью, администрация города должны была руководствоваться положениями пункта 2 части 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах», не заслуживает внимания. В соответствии с положениями пункта 4 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, определяется исходя из учетной нормы площади жилого помещения.

При рассмотрении данного гражданского дела суд не принимает во внимание утверждение представителя истца о незаконном снятии Рябчиковой А.Ф. с учета нуждающихся в жилых помещения в <дата>, поскольку указанное решение жилищной комиссии истцом не оспаривалось. В рамках настоящего гражданского дела судом рассмотрен вопрос о законности и обоснованности решения органа местного самоуправления в части отказа истцу в постановке на учет нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых по договорам социального найма.

На основании ст.49-52 Жилищного Кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст.ст.194-198, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления Рябчиковой А.Ф. об отмене распоряжения мэра города Вышний Волочек <№> от <дата> «Об утверждении протокола заседания жилищной комиссии от <дата> в части отказа Рябчиковой А.Ф. в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тверской областной суд через Вышневолоцкий городской суд Тверской области в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Н.Н. Олейник

.

.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 28 апреля 2011 года решение Вышневолоцкого городского суда Тверской области от 21 февраля 2011 года оставлено без изменения, кассационная жалоба Рябчиковой А.Ф. - без удовлетворения.