Дело № 2-606/11 Решение Именем Российской Федерации «01» июня 2011 года г. Вышний Волочек Вышневолоцкий городской суд Тверской области в составе председательствующего судьи Лобановой С.С., при секретаре Веселковой М.А., с участием истца Стекольниковой М.В., представителя ответчика Стеблины В.Г., представителя третьего лица ГУЗ «Вышневолоцкий дом ребенка «<данные изъяты>» Стриги С.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стекольниковой М.В. к ГУ-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонному) Тверской области о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, установил: Стекольникова М.В. обратилась в суд с иском к ГУ-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонному) Тверской области о досрочном назначении трудовой пенсии по старости. В обоснование исковых требований указано, что она работала в должности воспитателя в Вышневолоцком доме ребёнка «<данные изъяты>» более 25 лет. 04 апреля 2011 года истица обратилась в ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, но в этом ей было отказано в связи с отсутствием необходимого трудового стажа - 25 лет. Истица считает, что комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ПФР в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе необоснованно исключила из трудового стажа период работы в доме ребенка «<данные изъяты>» с 08 октября 1992 года по 27 октября 1998 года, так как в этот период Муниципальное предприятие Вышневолоцкий дом ребёнка «<данные изъяты>» по своей организационно-правовой форме не являлось учреждением. Указывает на то, что должностные обязанности воспитателя в указанный период оставались прежними. На основании изложенного истица просит обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 04 апреля 2011 года. В судебном заседании истца исковые требования поддержала. В судебном заседании представитель ответчика исковые требования не признал по основаниям указанным в письменных возражениях. Согласно представленным письменным возражениям Стекольникова М.В. 04 апреля 2011 года обратилась в клиентскую службу Управления Пенсионного фонда РФ в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе Тверской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости на основании п.п.19. п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ. Согласно записям в трудовой книжке Стекольникова М.В. работала в должности воспитателя в доме ребенка «<данные изъяты>» с 01 июля 1985 года по 27 октября 1998 года. Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - Управления Пенсионного Фонда РФ в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонного) по Тверской области приняла решение об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Стекольниковой М.В. в соответствии с п.п. 19. п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», в связи с отсутствием необходимого специального стажа - 25 лет. Решением комитета по управлению имуществом города Вышний Волочек от 08 октября 1992 года № 175 Вышневолоцкий дом ребенка «<данные изъяты>» с 08 октября 1992 года зарегистрирован как Муниципальное предприятие Вышневолоцкий дом ребенка «<данные изъяты>». Распоряжением мэра города Вышний Волочек от 29 октября 1998 года <№> Муниципальное предприятие Вышневолоцкий дом ребенка «<данные изъяты>» переименовано в Муниципальное учреждение Вышневолоцкий дом ребенка «<данные изъяты>». Согласно п.п. 19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного закона лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы и назначения пенсии утверждаются Правительством РФ (п. 3 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»). Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельности которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463, предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии, включаются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). Указанное положение подтверждается и в последующих правовых актах. Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1967 устанавливается, что Список и Правила, утвержденные пунктом 1 указанного постановления, применяются в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей. Согласно п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, предусмотренных соответствующими Списками. На основании изложенного, ответчик считает отказ истице в досрочном назначении трудовой пенсии по старости обоснованным и просит исковые требования Стекольниковой М.В. оставить без удовлетворения. Представитель третьего лица ГУЗ «Вышневолоцкий Дом ребенка «<данные изъяты>» Стрига С.Е. в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснив, что функциональные обязанности за время существования детского дома не изменялись. Выслушав объяснения истицы, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными, подлежащими удовлетворению. В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Согласно пункту 3 статьи 27 вышеназванного закона, списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Согласно пункту 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном данными Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по вышеуказанному основанию. Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждения для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденному постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, к должностям, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, отнесена должность воспитателя дошкольного образовательного учреждения детский сад всех наименований, в том числе воспитателя в учреждении здравоохранения доме ребенка (пункт 1.14 Списка). Согласно копии трудовой книжки, уточняющим справкам и копии акта документальной проверки факта льготной работы, Стекольникова М.В. с 01 июля 1985 года по настоящее время работает в должности воспитателя ГУЗ «Вышневолоцкий Дом ребенка «<данные изъяты>». В указанные периоды работы истица находилась на курсах повышения квалификации, административных отпусках, дополнительных днях по уходу за ребенком инвалидом с 09.02.2004 по 28 февраля 2004 года, с 03 ноября 1986 по 10 ноября 1986 года, с 11 марта 1991 по 17 марта 1991 года, с 18 ноября 1991 по 01 декабря 1991 года, с 15 апреля 1991 по 20 апреля 1992 год, а также 24 сентября 1994 года, 31 декабря 1994 года. Из материалов отказного пенсионного дела Стекольниковой М.В. усматривается, что с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ Стекольникова М.В. обратилась в ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонное) Тверской области 04 апреля 2011 года. Истица просит назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Таким образом, общий педагогический стаж работы Стекольниковой М.В. на 04 апреля 2011 года составил более 25 лет. Из копии протокола заседаний комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 07 апреля 2011 года <№> усматривается, что истце было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности из-за отсутствия требуемого специального стажа (25 лет). Такое решение было мотивировано тем, что период работы истицы в Муниципальном предприятии «Вышневолоцкий дом ребенка «<данные изъяты>» не может быть засчитан в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по страсти, поскольку в этот период данная организация по своей организационно-правовой форме не являлась учреждением. Также, согласно имеющемуся в материалах отказного пенсионного дела расчету стажа, в льготный стаж не включены периоды нахождения Стекольниковой М.В. на курсах повышения квалификации, административных отпусках, дополнительных днях по уходу за ребенком инвалидом, что истицей не оспаривается. Анализируя содержание уставов Муниципального учреждения «Вышневолоцкий Дом ребенка «<данные изъяты>» и Муниципального предприятия «Вышневолоцкий Дом ребенка «<данные изъяты>», суд приходит к убеждению, что, несмотря на различное наименование, предмет и основная цель деятельности дома ребенка в период с 1992 года по настоящее время не изменялись. Как предприятие, так и учреждение создавалось с целью оказания и обеспечения квалифицированной специализированной помощью детей, оставшихся без попечения родителей. Не изменились основные задачи и функции дома ребенка, а также контингент обслуживаемых детей. Из копий должностных инструкций воспитателя, показаний свидетеля ФИО следует, что выполняемые истицей трудовые функции, характер и условия труда не менялись и соответствуют тем работам и должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Таким образом, суд считает, что период работы истицы в Муниципальном предприятии «Вышневолоцкий Дом ребенка «<данные изъяты>» с 08 октября 1992 года по 28 октября 1998 года подлежит зачету в педагогический стаж по следующим основаниям. Исследованными в судебном заседании доказательствами установлено, что организационно-правовая форма деятельности дома ребенка, в котором работает истица, неоднократно менялась: до октября 1992 года он являлся учреждением, в октябре 1992 года был зарегистрирован как Муниципальное предприятие «Вышневолоцкий Дом ребенка «<данные изъяты>» (соответствующий период работы не был засчитан истице в специальный стаж); с октября 1998 года он зарегистрирован как Муниципальное учреждение «Вышневолоцкий Дом ребенка «<данные изъяты>», а затем переименован в Государственное учреждение здравоохранения «Вышневолоцкий Дом ребенка «<данные изъяты>», и называется так по настоящее время (соответствующий период работы был засчитан истице в специальный стаж). На протяжении всего этого времени, несмотря на изменение наименования, предмет, цели, основные задачи и функции деятельности Вышневолоцкого дома ребенка не менялись, условия и характер трудовых функций, возложенных в указанный период на истицу, оставались прежними. Суд считает, что то обстоятельство, что в период работы истицы с 01 сентября 1993 года, когда она приступила к выполнению своих обязанностей воспитателя в доме ребенка, по 27 октября 1998 года Вышневолоцкий дом ребенка был зарегистрирован как муниципальное предприятие, не может служить основанием для исключения данного периода работы истицы из стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку функции и характер выполняемой работы в связи изменением названия организации не изменились. Изменение организационно-правовой формы не повлекло за собой изменений в характере и целях деятельности дома ребенка. Предусмотренная пенсионным законодательством возможность досрочного назначения пенсии по старости отдельным категориям работников связана прежде всего с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой профессиональной деятельности. То обстоятельство, что в вышеуказанный период дом ребенка именовался предприятием, а не учреждением само по себе не может свидетельствовать об изменении условий и характера профессиональной деятельности работников и не означает о существовании таких различий. В постановлении Конституционного суда РФ от 03 июня 2004 года №11-П указано, что в действующей системе правового регулирования пенсионного обеспечения, исходящего из того, что досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную деятельность, так же как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, направлено главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста, различия в условиях приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые устанавливаются исключительно по такому критерию, как форма собственности (т.е. зависят от того, являются учреждения, в которых осуществлялась эта деятельность, государственными, муниципальными или нет), нельзя считать обоснованными с точки зрения вытекающего из Конституции РФ требования равноправия применительно к правам, гарантированным её статьей 39. Различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерены им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Суд установил, что Стекольникова М.В. 04 апреля 2011 года обратилась в ГУ Управление ПФР в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ, в чем ей было отказано. Истица продолжает работать по настоящее время в должности воспитателя в ГУЗ «Вышневолоцкий Дом ребенка «<данные изъяты>», согласно трудовой книжке и расчету стажа, на 04 апреля 2011 года специальный стаж, предоставляющий истце право на назначение трудовой пенсии по старости по вышеуказанному основанию, составил более 25 лет, поэтому суд удовлетворяет требование истицы о досрочном назначении пенсии по старости с указанной даты. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Стекольниковой М.В. к ГУ-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонному) Тверской области о досрочном назначении трудовой пенсии по старости удовлетворить. Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонное) Тверской области досрочно назначить Стекольниковой М.В. трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 04 апреля 2011 года. Взыскать с ГУ - Управления Пенсионного Фонда РФ в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонного) Тверской области в пользу Стекольниковой М.В. расходы по оплате государственной пошлины сумме 200 (двести) рублей. На решение может быть подана кассационная жалоба в Тверской областной суд через Вышневолоцкий городской суд Тверской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. С.С.Лобанова